Коротко о главном: кто вошёл в историю Казахстана в 2023-м

Курманов Байтас

Через несколько часов казахстанцы традиционно поднимут бокалы с шампанским и, наверное, если не скажут, то подумают: пусть всё, что заставляло страдать и плакать, останется в прошлом. Редакция Ulysmedia.kz решила вспомнить, что нас объединяло и вызывало бурные обсуждения, что заставляло задуматься или покраснеть от стыда и возмущения. 

Коллаж Ulysmedia

Работа с геройским оттенком

В декабре в Атырау, как всегда неожиданно, пришла зима. Как это обычно бывает, начал замерзать Урал – ледяная каша забила трубы водозаборного сооружения, и нефтяная столица осталась без воды. Переполох начался нешуточный, народ возмутился бесхозяйственностью властей, но тут кто-то в соцсети закинул видео, на котором бесстрашный водолаз арматуриной разбивал лёд. Он мгновенно переключил внимание публики с тех, кто допустил это безобразие, атыраусцы начали благодарить водолаза и даже забыли про свои пустые краны. Как потом объяснял Владислав Акентьев, никакое это не геройство, просто такая работа – погружаться в воду в независимости от её температуры. Коллеги рассказали, что городской акимат Владиславу грамоту выписал. 

Из Сахары за решетку

Арест известного супермарафонца Марата Жыланбаева удивил многих. Даже иностранные СМИ написали о том, что единственный атлет, пробежавший крупнейшие пустыни мира, оказался за решеткой. В последние годы Марат Жыланбаев участвовал в политических протестах и митингах, пытался зарегистрировать собственную партию «Алга, Казахстан!». В итоге «добегался» - весной он попал под административный арест, и следом «прилетело» обвинение в финансировании и участии в деятельности экстремистской организации. Речь идет о возглавляемой ни кем иным, как Мухтаром Аблязовым организации «Демократический выбор Казахстана», запрещенной на территории РК. Суд признал Жыланбаева виновным, приговорил к 7 годам лишения свободы и запретил заниматься общественной деятельностью. Поклонники и сочувствующие отмечали, что казахстанского правосудия марафонцу убежать не удалось, да, впрочем, Жыланбаев и не собирался, требовал только, чтобы судили его открыто, но процесс провели в закрытом режиме. 

Кто ушёл и забыл попрощаться 

В личную историю Лакшми Миттала 2023-й будет вписан как год потерь – из его короны выпала жемчужина под названием «Арселор Миттал Темиртау». Собственно, к этому фиаско он шёл не одно десятилетие, перешагивая через трупы шахтеров. Сколько заработал британский миллиардер в Караганде, мы не знаем, но правительство гордится тем, что выкупило у него казахстанскую Магнитку не очень дорого и без скандала; требовал Миттал миллиарды долларов, но отделались сотнями миллионов.

Акции «АрселорМиттал Темиртау» выкупил казахстанский автопромышленник Андрей Лаврентьев, который пообещал вложить в производство $3 млрд. Как будет развиваться эта история, конечно, покажет время, но пока из перемен, которые свалились на головы карагандинцев, только новое старое название Qarmet.

Всё отдам 

В отличие от иностранца Миттала, который так и не ответил за свои грехи в Казахстане, отечественный олигарх Кайрат Боранбаев в этом году предстал перед судом. За растраты и хищение средств он должен был провести за решеткой 8 лет, потом срок сократили до 6-ти, однако отбыл он лишь 1/3 срока, наказание заменили на ограничение свободы. Выпустили Боранбаева не за красивые глаза и даже не за родство с Назарбаевым, а за то, что он добровольно вернул государству многочисленные активы на миллиарды тенге и «активно сотрудничал со следствием».

Экибастуз всем глаза открыл

Как позже выяснилось, триггером могла стать любая ТЭЦ в любой точке страны, потому что после аварии в Экибастузе вдруг выяснилось, что в плачевном состоянии вся казахстанская энергетика. Оказывается, за годы независимости денег в предприятия не вкладывали, а на полную катушку эксплуатировали то, что построили ещё в середине прошлого века. Хозяева ТЭЦ начали суетиться, а правительство подсчитывать уже не миллиарды, а триллионы, которые потребуются на реанимацию наших ТЭЦ. Но в любом ЧП должны быть виновные, нашли их и в Экибастузе. Суд за срыв отопительного сезона руководителей «Экибастузтеплоэнерго», ТЭЦ и «Экибастузских тепловых сетей» признал виновными в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного ст. 254 УК РК, и назначил им наказание в виде ограничения свободы сроком на 2 года 6 месяцев, с лишением права занимать руководящие должности в коммерческих организациях сроком на 3 года. Собственно, про энергетику в 2023-м говорили больше всего, но наступившая зима и череда новых аварий доказали, что словами вообще никакому делу не поможешь, тем более энергетике. 

Проглядели 

В Абайской области летом полыхнул заповедник «Семей орманы», - лес горел на площади в 100 га, в огне погибли 14 лесников. Тогда и выяснилось, что проблемы копились годами. Оказывается, бороться с огнём люди вынуждены были, вооружившись лопатами. В хозяйствах не хватает пожарной техники, оборудования и спецодежды. Больше всех горевала министр экологии и природных ресурсов Сулейменова, под началом которой и работали погибшие лесники. Токаева, видимо, слёзы Зульфии тронули, поэтому уволил он не её, а министра по ЧС Юрия Ильина. Позже два сотрудника «Семей орманы» оказались на скамье подсудимых, правительство выделило средства на мероприятия по предотвращению лесных пожаров и дооснащение подразделений МЧС, пообещало повысить зарплату лесникам, а семьи погибших получили квартиры и выплаты.

Выборы без выбора

Важнейшим политическим событием года должны были стать выборы в органы представительной власти – мажилис и маслихаты. Примечательно, что в этот раз баллотироваться могли не только члены политических партий, но и самовыдвиженцы. Однако демократизация, задуманная Токаевым, так и не состоялась. Еще на этапе предвыборной кампании кандидаты заявляли о всевозможных препонах со стороны чиновников: кого-то не хотели регистрировать, кому-то не давали доступа к избирателям. А уж на выборах и подавно началась вакханалия: члены избирательных комиссий пачками вбрасывали бюллетени, независимым наблюдателям мешали работать, провоцировали на конфликты и т.п. В результате 52,9% голосов набрала партия AMANAT. В мажилис прошли лишь 7 беспартийных самовыдвиженцев.  Напомним, всего в нижней палате парламента 98 депутатов. Кстати, явка по областям и городам республиканского значения стала самой низкой в новейшей истории Казахстана, всего 54,21%.

Конфуз года

Нахождение на посту министра экологии Зульфии Сулейменовой стало, пожалуй, самым ярким политическим конфузом года. Несмотря на то, что на неё возлагали большие надежды – одна из немногих женщин на столь высоком посту, молодая, прогрессивная, да еще вегетарианка, в итоге не продержалась на должности и года. За время её работы страну сотрясали и экологические скандалы, например, загрязнение Астанинского водохранилища и обмеление розового озера в Павлодарской области. Были и внутриведомственные – подковерные игры среди сотрудников министерства и слухи вокруг криминального прошлого внештатного советника Сулейменовой Зангара Хасенова. В итоге, в сентябре Сулейменова покинула пост, теперь она занимает должность советника президента.

Голос Елбасы

Пока одни политики с переменным успехом трудились на своих постах, главный экс-политик Казахстана увлек граждан своими литературными изысками. В начале декабря вся страна как по команде начала обсуждать свежеопубликованные мемуары экс-президента Нурсултана Назарбаева. Его книгу «Моя жизнь. От зависимости к свободе» по праву можно назвать бестселлером года – весь тираж в считанные дни разлетелся с книжных полок Алматы и Астаны. В мемуарах Назарбаев открыто признается в том, что сочетался браком по мусульманскому обычаю с «Мисс Казахстан-99» Асель Исабаевой, и она родила ему двух сыновей. Бывший президент также поделился воспоминаниями о Рахате Алиеве, упомянул своего осужденного племянника Кайрата Сатыбалды и рассказал о транзите власти, затронув Январские события.

Эпидемия насилия

В Алматы под колесами неуправляемого автобуса погибли три человека. На остановке в районе городской больницы № 7 в момент ДТП такси ловила супружеская пара, – осиротели сразу четверо детей. Оказалось, что женщину-водителя ударил пассажир, она потеряла сознание, отпустила руль и автобус врезался в толпу. Виновник аварии задержан, идёт следствие, а горожане требуют принять меры безопасности для водителей общественного транспорта и пытаются понять, что спровоцировало мужчину на такую агрессию.

И хотя в нашем обществе насилие над женщинами и детьми уже становится делом обыденным, то, что произошло в конце ноября в Астане, до сих пор вызывает в информационном поле ожесточенные споры.
Экс-министра национальной экономики Куандыка Бишимбаева задержали по подозрению в убийстве жены Салтанат Нукеновой. По версии правоохранительных органов, Бишимбаев нанёс супруге телесные повреждения, которые и привели к гибели. Бишимбаев уже был осуждён – за коррупцию суд отправил его за решётку на 10 лет, но сидел недолго, вышел по УДО. После случившегося с Нукеновой, казахстанцы начали активно выступать в социальных сетях против бытового насилия и фемицида. Петицию за ужесточение наказания за бытовое насилие подписали около 150 тысяч граждан. Премьер-министр Алихан Смаилов пообещал, что правительство рассмотрит этот вопрос. Напомним, в ноябре в Генеральной прокуратуре сообщили, что в Казахстане ежегодно жертвами бытового насилия становятся не менее 80 женщин, а полиция каждый день получает до 300 заявлений. 

Редакция Ulysmedia.kz поздравляет своих читателей с самым волшебным праздником и желает, чтобы новый 2024-й стал годом без ЧП и насилия.