Блеск и нищета Шымкента: огромные инвестиции и маленькие зарплаты

Курманов Байтас

Приток инвестиций в экономику Шымкента в январе-ноябре увеличился на 21,3% по сравнению со средними по Казахстану -14,6%. 

По словам акима Шымкента Габита Сыздыкбекова на недавнем брифинге, в существующих пяти производственным зонах было реализовано 273 инвестиционных проекта на общую сумму 216 млрд тенге. Однако ревизоры выявили там неиспользуемую территорию в 52 га. Теперь туда хотят пригласить новых инвесторов. В акимате считают опыт производственных зон успешным и добавляют к ним еще пять зон на 867 га, в которых планируют реализовать 289 проектов на 372 млрд тенге.

У акимата колоссальные надежды на инвестиции. Он планирует привлечь в ближайшие пять лет сразу 6 трлн тенге. Для этого уже создан пул из 229 инвестпроектов на общую сумму 1,7 трлн тенге. Большая часть проектов относится к обрабатывающей промышленности – 405,8 млрд тенге, строительству – 594,4 млрд тенге и сельскому хозяйству – 363,9 млрд тенге.

Однако такие мощные вливания не особо помогают повысить уровень жизни рядовых граждан. Средняя зарплата в Шымкенте по итогам третьего квартала – 266,9 тыс. тенге, сильно отстает не только от Астаны – 449,9 тыс. тенге, и Алматы – 409 тыс. тенге, но и от большинства областей страны. Скорее всего, эти солидные инвестиции действительно отражаются на доходах, но лишь небольшой части населения Шымкента, в то время как остальные вынуждены влачить жалкое существование.

Коллаж Ulysmedia

Дворец «короля эльфов» послужит горожанам

Аким рассказал о судьбе дворца «Фосфорник», который ранее принадлежал владельцу компании «Шымкентпиво» Тохтару Толешову, осужденному в 2016 году за попытку государственного переворота на 21 год. Прокуратура взыскала с бизнесмена более 1 млрд тенге, однако, эти деньги никак не удавалось обратить в доход государства. Габит Сыздыкбеков, приступив к работе акимом, пообещал жителям вернуть дворец в городскую собственность.

   - На данное время дворец культуры «Фосфорник» уже принят на баланс города. Сам дворец и прилегающая территория — парковая зона. За счет частных спонсоров уже начато проектирование дворца, то есть в самом скором времени начнутся реновационные работы и в самом дворце, и на прилегающей территории, то есть в парковой зоне. То есть вопроса выкупа нет. Здание уже передано на баланс города - в собственность города, - заверил аким.

Помимо предпринимательских способностей, Толешов отличался и тягой к искусству. В частности, один из дней рождения младшей дочери бизнесмена прошел в стиле известного голливудского фильма «Властелин колец». Именинница появилась тогда в наряде одного из главных женских персонажей саги - эльфийской принцессы Арвен, а ее отец предстал в образе короля эльфов Элронда. Другие герои праздника исполняли роли эльфов, хоббитов, орков, волшебников и черных всадников, а все это сопровождалось музыкой и сменой декораций.

«СКАТ» приземляется в аэропорту

Ещё одна долгоиграющая тема - модернизация аэропорта Шымкента, в частности строительство нового пассажирского терминала. Авиакомпания SCAT, которая базируется в Шымкенте, заключила в 2018 году с акиматом города соглашение о строительстве нового пассажирского терминала, что должно было позволить увеличить пассажиропоток с 800 тыс. человек до 3,5 млн в год. Однако в связи с наступлением пандемии процесс затянулся. Кроме того, акимат Шымкента только в 2020 году дважды пытался реализовать через тендер 100% акций городского аэропорта сторонним инвесторам.

Авиакомпания подала в суд, чтобы приостановить приватизацию аэропорта, оцененного в 5,2 млрд тенге. SCAT не подавал заявку ни на один из тендеров, считая, что имеет приоритетное право на получение аэропорта в доверительное управление.

Аэропорт передавался в доверительное управление с правом выкупа на 10 лет. Все эти годы управляющий обязан был инвестировать в объект не менее 600 млн тенге ежегодно. Эти деньги должны пойти на реконструкцию действующего пассажирского терминала, модернизацию и обновление спецтехники и оборудования.

В итоге аэропорт так и не был передан в доверительное управление. А в декабре текущего года министерство транспорта вообще предложило исключить воздушную гавань Шымкента из плана приватизации на 2021-2025 годы. Позднее министр транспорта Марат Карабаев подтвердил, что это изменение вносилось с целью передачи аэропорта конкретному инвестору – SCAT.

   - То есть не на приватизацию, а на инвестора. Речь идет о конкретном инвесторе. Рядом идет строительство комплекса группы компаний SCAT, и мы сейчас ведем переговоры, чтобы передать аэропорт конкретному инвестору. Чтобы все в одном комплексе было. Инвестор отечественный, – пояснил он.

У кого жителей больше

Шымкент - третий в Казахстане город по численности населения, более 1,2 млн человек. Несколько лет назад Астана и Шымкент соревновались в том, кто первым пересечет миллионную отметку. Прирост рождаемости в обоих городах был достаточно высоким, однако Шымкент проявил смекалку, присоединив к городу земли 41-го окружающего его населенного пункта. Вместе с тем это не помогло ему стать вторым городом-миллионником после Алматы. Но, даже с учетом меньшей численности населения, Шымкенту нужен современный и большой аэропорт и задержка с запуском нового пассажирского терминала мешает обслуживанию увеличивающегося трафика.

   - В настоящее время строительство нового терминала аэропорта продолжается. Строится абсолютно новый терминал, соответствующий мировым стандартам. Буквально на этой неделе приняли постановление правительства о передаче в доверительное управление частному инвестору, занимающемуся как раз строительством нового терминала аэропорта, - рассказал Габит Сыздыкбеков.

Кроме того, город нуждается и в обновлении железнодорожного вокзала. Ранее говорилось о планах запустить высокоскоростную железную дорогу Туркестан-Шымкент-Ташкент, однако эти планы так и остались планами.

   - Говоря о вокзале, он тоже будет оснащен абсолютно новым современным терминалом. Работы ведутся, - отметил аким.

Сыздыкбеков также признает, что некоторые автобусы, курсирующие из Шымкента в присоединенный 41 населенный пункт и обратно, даже не доезжают до пригородов. В настоящее время, по его словам, для решения транспортных проблем создана специальная рабочая группа. Пока Шымкент решает вопросы регулярного движения автобусов, в других городах-миллионниках - Алматы и Астане, расширяют метрополитен, а также достраивают многострадальный ЛРТ. Удивительно, что акимат Шымкента ещё не поднимает с учётом продолжающегося роста населения вопрос о необходимости строительства в миллионном городе ЛРТ.