Бангладеш – это вам не Казахстан, или На что нобелевский лауреат микрокредиты раздаёт

Ulysmedia

В Астане побывал мэтр социальной экономики и нобелевский лауреат Мухаммад Юнус. Премию за усилия по созданию основ социального и экономического развития профессор получил ещё в 2006 году, с тех пор во всём мире его считают одним из основателей микрокредитования, это именно он разработал на своей родине - в Бангладеш - систему выдачи небольших банковских кредитов беднякам, чтобы те могли открыть собственное дело. На встрече с Мухаммадом Юнусом побывал корреспондент Ulysmedia.kz.

Коллаж Ulysmedia

Премия – это признание, но не победа

Существует забавная вещь – система микрокредитования, которую мы сделали в Бангладеш, распространяется по всему миру, все аплодируют, потому что это эффективно. И, наконец, за это дают Нобелевскую премию, аплодируют и… забывают.

У нас по-прежнему нет лицензии, банки не торопятся менять законодательство, а действующее – не позволяет раздавать кредиты без залога. Все страны говорят о необходимости активной программы микрокредитования. Но менять закон никто не торопится.

Когда речь заходит о бедности, то все начинают доказывать, что нужно создавать новые рабочие места. Сейчас этим заняты все правительства во всем мире, – сделали из этого какой-то бесполезный тренд и модное течение в экономике. Я пытаюсь доказать, что это идея для рабского общества, а люди – не рабы, каждый человек существо творческое и независимое. Просто в мире действуют условия, которые не позволяют этому творчеству выйти наружу, а должны были создать экономическую систему, которая поощряла бы людей становиться предпринимателями.

Кислород для бизнеса

Посмотрите на Grameen Bank в Бангладеш, у которого более 10 млн заемщиков. В основном это женщины, которые начинают с кредита в 10 долларов, потом берут 20, 100 или 1000 долларов и открывают крошечные предприятия. А если неграмотные женщины в моей стране смогли массово превратиться в бизнесменов, то я уверен – любой человек в мире может стать предпринимателем.

Почему это так тяжело развивается? Проблема в финансах, которые можно считать ключом и кислородом для развития бизнеса.

Бангладеш тоже пережил большие трудности экономического порядка, когда большая часть населения страдала от бедности и голода. В то время я преподавал в университете, жил в общежитии вместе с бедными студентами и тогда ещё понял, что экономические инструменты теряют свою значимость, если не могут помочь людям решить их насущные проблемы. Это заставило задуматься: что можно сделать, как поддержать нуждающихся молодых людей? Деньги, которые я мог дать, были мизерными, не больше 10 долларов.

Логика вспять

Люди сами думали, как использовать эти маленькие суммы: кто-то покупал яйца, выращивал кур, которые давали новые яйца – так расширялась их деятельность, и они переставали быть бедными. Тогда же я понял, что классические банки работают на обеспеченных лиц, которые могут покупать, вкладывать и брать кредиты. А они должны быть ближе к тем, кто нуждается в помощи больше всех. Я создал маленький банк и смог повернуть вспять всю банковскую логику, тактику и стратегию: выработать свод правил и отказаться от залогов и юристов. Результат: 10 миллионов женщин-заемщиков и распространение идеи по всему миру, особенно удивительно, что и в США стали формировать банки по такой же логике.

Прибыль не панацея

Любая банковская деятельность направлена на максимизацию прибыли и отсюда эти ставки и т.д. Мы предлагаем посмотреть на это микрокредитование не как на финансовый <инструмент>, а как на деятельность, которая в себе содержит социальную значимость, которая поможет в решении проблем бедного населения; отсюда надо рассчитывать ставки кредитования. Нам удалось сделать так, что сами заемщики заинтересованы вернуть кредит. Если мы говорим о микрокредитовании, то надо всегда помнить: это действительно социальный проект, где никто не извлекает прибыли.

Эти правила взяли не с потолка – обсуждали с заёмщиками проблемы, находили решения и формировали их в правила.

Например, в Бангладеш не было туалетов, а это, прежде всего, инфекционные заболевания. Так вот, строительство туалетов – это первое наше финансирование, иной раз проекты были примитивными – выкапывание ям и ограждений.

Что есть социальный бизнес

Есть такая компания по производству картофеля. Они очень заинтересовались нашей идеей и предложили вести бизнес вместе с нами. Я предупредил, что в этом бизнесе денег не заработаешь. Они сказали, что понимают и стремятся не зарабатывать, а решать проблемы.

Компания закрывает 70% поставок картофеля на производство картошки фри. Они покупают сырьё по строгим стандартам: 30 процентов – некондиционные плоды – идут в брак, их выбрасывают.

Они предложили создать компанию, которая будет выкупать всю некондиционную картошку и из неё производить суп, ведь супу не важно, какой формы будет корнеплод. Это хорошая еда, на упаковке будет история создания рецепта. Теперь это очень успешный проект. Теперь компания создаёт рецепт овощного супа – они не гонятся за прибылью, их полуфабрикаты стоят дешево и их с удовольствием покупают люди.

Что нас может уничтожить

Цивилизация, которую мы создали сегодня, опираясь на весь наш глобальный опыт, саморазрушительная, она может всех нас уничтожить и привести полному исчезновению системы, человека и других форм жизни на этой планете.

Глобальное потепление. Оно, возможно, нас убьёт, и вполне возможно – шанса выжить не будет. Что мы делаем,  чтобы решить проблему? Только говорим, обещаем и ничего не делаем. К примеру, если ваш дом горит, вы в нём не устраиваете вечеринки, а сразу бросаетесь тушить пожар. А вот безотлагательность мер по потеплению никто не принимает. Конечно, оно наступает очень неторопливо, когда произойдёт катастрофа – через 50 лет или через 1000? Нас не будет; поэтому не загадываем дальше 2050-го?

Чему научила пандемия

Система содействует тому, что люди, которые на вершине, становятся все богаче и богаче. Вспомните Covid-19, когда миллионы бедняков по всему миру стали ещё беднее, а богатые заработали триллионы долларов на вакцине, так как её производство стало монополией богатых фармацевтических компаний. Вакцины получили 10 стран-счастливчиков, они выкупили 80 процентов всего объёма, который превышал население в несколько раз, а бедные страны вакцину не получили. Вот так работает наша система, которая стремится только к максимальной прибыли. Пандемия доказала, что это стремление сработало против людей – жизнь потерпела поражение. Я делаю вывод, что вся мировая экономика – это машина, которая высасывает деньги снизу и подталкивает наверх. Поэтому нам придётся её перестраивать.

Мир трёх нулей

Нулевыми должны стать:

  • концентрация богатства;
  • глобальное потепление;
  • безработица, созданная искусственным интеллектом.

Как с этим бороться? Мы призываем молодежь создавать клубы трех нулей, члены которых начнут сами в себе создавать эти нули. Например, каждый скажет: я не буду вносить вклад в добычу ископаемого топлива, не буду способствовать росту потребления пластика и глобальному потеплению в целом, не буду способствовать концентрации богатства и т.д. Эту идею я начал продвигать два года назад: разговаривал с молодежью, с университетами и местными организациями и не предполагал, сколько людей откликнутся. Сегодня у нас более 2600 клубов в 37 странах. Я продолжаю им говорить, что если они станут людьми с тремя нулями, то и мир станет миром с тремя нулями. Потому что все начинается с нас самих.

Ноль отходов

Мы постоянно что-то покупаем, получаем подарки, – всё это будущий враг планеты.

Но наша система на том и держится, она нас постоянно уговаривает что-то покупать, зазывает скидками и выгодой. Мы должны отказаться от практики покупать всё подряд, выбирайте то, что можно использовать повторно или сдать на переработку. В противном случае, она превратится в отходы, которые скоро убьют нас всех.

ИИ не спасёт

Массовая безработица из-за искусственного интеллекта. Сегодня ИИ все прославляют, только я кричу о том, что он представляет опасность для человека, он сделает всех людей на планете бесполезными, потому что всё сделает более дешёвым. Из-за него люди могут стать мусором.

Нужно создавать цивилизацию не на максимизации прибыли, а на человеческих ценностях. И пока мы не сделаем это, наши шансы на выживание на этой планете очень малы.