С первых дней нового года соцсети заполыхали гневными комментариями граждан-покупателей в адрес граждан-продавцов. Камнем раздора стал Kaspi Gold.
Где жалобная книга?
- А вы будете платить наличными продавцам, которые перестали принимать мобильные переводы, или будете на них жаловаться (потому что они не имеют права отказывать в безналичном расчёте)? Лично я буду жаловаться. Потому что какого чёрта! У меня ИП, и я честно плачу налоги. Почему я должна, а они нет, - пригрозила возмущённая алматинка.
- То есть, когда до этого вы переводом платили, вопрос неуплаты налогов вас не смущал? А теперь раз лично неудобно, то и вспомнились налоги. Вы действительно думаете, что уклоняются от налогов в этих магазинчиках для больших барышей? В нашей стране если все оплачивать, в трусах останешься. Вы как потребитель будете возмущаться, если задерут цены, но если платить все нехилые банковские комиссии, то и цена скакнет резво, - отвечает ей не менее взбудораженный покупатель.
В этом споре продавцы и хозяева совсем мелкого бизнеса, к которому относятся овощные лавки да прилавки на базарах, участия не принимают – им некогда, торговля стоять не может.
Корреспондент Ulysmedia.kz решил узнать, что они думают по поводу нововведений и отправился на рынок, чтобы поговорить с теми, кто прячется от налогов.
Только без фото!
На крупнейшем торговом рынке «Артем» тема мобильных переводов, вернее угроза ответственности за них, обсуждалась бурно. Но продавцы, которые не скрывали, что их беспокоят изменения, предупредили, что имён их называть нельзя, как и фотографировать, предупредили, что такая публичность чревата потерей торгового места.
- Мы берём фрукты и овощи у оптовиков – им отдаём по пять-десять тысяч, платим за аренду этой торговой стойки. В зависимости от того, насколько удобно место для торговли, стоить оно может от 100 до 150 тыс. тенге. В лабораторию приходится платить, – надбавку делаем 20 процентов. Что у нас останется, если мы подсчитаем все расходы и добавим к ним налог, который обеспечит QR-код?
- У всех нас есть ИП. Разве мы не платим налоги? Они собираются получать деньги за каждую покупку. Тогда нам придется поднимать цены, чтобы покрыть расходы.
Хотите дешевле?
В столичном торговом центре, несмотря на понедельник, на отсутствие покупателей никто не жаловался, продавцы не отказывались ни от наличных, ни от виртуальных денег.
- Мы не богачи, для нас 5-10 тенге – это тоже деньги. Если мы закупим товар за 1000 тенге, то продать его сможем за 1250 или за 1300, если добавится налог. Поэтому, хотите дешевле, доставайте кошельки, – посоветовал нам продавец.
Многие предприниматели на рынке, а таких тоже немало, утверждают, что проблема из-за переводов создана искусственно. Они уже несколько лет работают с кассовым аппаратом и платят налоги. Торговля идёт вяло, потому что у людей мало денег, а не из-за того, что нет терминалов.
- Лучше бы наши власти присматривали за богатыми, у которых есть яхты, самолеты и небоскребы, вместо того, чтобы преследовать нас за 5-10 тенге. Они честно платят налоги? Деньги, которые мы заплатим, они пойдут на благое дело, - задаются вопросами торговцы.
С чего началось
В 2019 году один из казахстанских банков запустил платежную систему, которая позволяла мгновенно переводить деньги через мобильное приложение или QR-код. Позже любовь к мобильным переводам в какой-то степени подстегнула пандемия – граждане очень быстро привыкли в магазины ходить не с кошельком, а с телефоном.
Но как только это произошло, правительство вспомнило о налогах, вернее о постоянной нехватке денег в бюджете, и о тех, кто скрывает свой доход от налоговиков. Теперь мобильные переводы можно использовать только в личных целях.
Что делать?
Главный вопрос, который волнует общество: что произойдёт, если на банковский счет физического лица, не предназначенный для предпринимательской деятельности, поступит более 100 переводов в течение трех месяцев?
Имейте в виду, предупреждают налоговики, эти деньги будут отнесены к числу операций «с признаками получения дохода от предпринимательской деятельности».
Следует отметить, что пока это касается денег, поступивших на счета государственных служащих и их супругов. Потом будут проверять работников субъектов квазигосударственного сектора. В 2025 году начнется третий этап, и в поле зрения налоговой попадут мобильные переводы индивидуальных предпринимателей, а в 2026-м - сведения о денежных переводах всех казахстанцев. Мобильные денежные переводы между родственниками или коллегами физических лиц налогом не облагаются.
Заплати и спи спокойно
Финансовый аналитик Айбар Олжаев пишет, что новый год начался с нового «ажиотажа», назвав изменения в отношении отчислений “красным налогом”. По его словам, в стране есть граждане, которые занимаются бизнесом, но не платят налоги. Они работают в секторе малого бизнеса, в основном в сфере торговли и услуг.
- По-моему, это не менее 200 тысяч человек. Кроме того, зарегистрированные индивидуальные предприниматели, в основном мелкие торговцы, начали практиковать оплату клиента на личный, а не на бизнес-счет (например, Kaspi Pay). Конечно, с него налог не платят.
Олжаев убеждён, что правительству нужно подумать о налоговой культуре; во всех развитых странах налоги стали культом, а уклонение от их уплаты считается уголовным преступлением.
- Уклонение от уплаты налогов считается воровством из «общего котла». В развитых странах налог составляет 90-98% доходов бюджета. Все граждане знают, как эти деньги распределяют и на что они идут.
По мнению эксперта, необходимо создать справедливую, прозрачную систему, чтобы все казахстанцы знали, куда именно пошел уплаченный ими налог, и каковы результаты.