В воскресенье в одном из ресторанов Алматы состоялся поминальный ас в честь 80-летия Заманбека Нуркадилова, погибшего 18 лет назад. В честь известного казахстанского политического и общественного деятеля установят памятник на его родине - в селе Кеген Алматинской области. Помимо этого, в Алматы, на доме, где он жил, установят мемориальную доску.
Кем был Нуркадилов при жизни и можно ли его считать жертвой режима, пытался разобраться журналист Ulysmedia.kz.
Знаки внимания верхушки
Весьма показательно, что письмо Токаева на поминальном мероприятии зачитал его пресс-секретарь Берик Уали, к слову, такие же письма семье Нуркадилова направили и друге первые лица истеблишмента – председатель сената Маулен Ашимбаев, председатель мажилиса Ерлан Кошанов, аким Алматинской области Марат Султангазиев, аким Алматы Ерболат Досаев. Тем самым подчёркивая статус политика и администратора, которому после его смерти все эти годы особого значения не придавали.
Был другом…
Родился Заманбек Нуркадилов в 1944 году в селе Кеген Алматинской области. Окончил КазПТИ (Политех), по образованию - инженер-строитель. В советское время прошел путь от мастера на стройке до первого секретаря Алматинского горкома партии. Был председателем Алматинского горсовета, акимом Алматы, депутатом мажилиса, возглавлял Алматинскую область и агентство по ЧС.
После распада Советского Союза Заманбек Нуркадилов стал одним из самых важных политиков в стране: председателем столичного исполкома, по-нынешнему – был акимом.
Карьера Нуркадилова поначалу развивалась достаточно ровно, но только до середины 1990-х, когда Заманбек Калабаевич в силу, наверное, только ему ведомых причин, вдруг стал проявлять строптивость прежде всего не к кому-нибудь, а к Нурсултану Назарбаеву.
Хотя, на заре становления Независимости страны Нуркадилова можно было считать другом и соратником Нурсултана Назарбаева, который помог ему справиться со «строптивым» Верховным Советом и укрепить, вернее узурпировать свою власть.
Начало несогласий
В то время премьер-министром РК был Сергей Терещенко, у которого с Заманбеком Нуркадиловым были, мягко говоря, натянутые отношения. В частности, почти сразу же получил известность факт, когда в 1994 г. Узбекистан прекратил подачу газа в Алма-Ату, а Терещенко никак не решался выехать к соседям на переговоры. Тогда Нуркадилов, нарушив субординацию, поехал в Ташкент и договорился о возобновлении поставок «голубого топлива» в тогдашнюю столицу Казахстана. Несмотря на эту победу подчинённого, Сергей Терещенко пожаловался Назарбаеву, который принял сторону премьера, отругав Заманбека Нуркадилова в духе, мол, всяк сверчок знай свой шесток.
После этого нагоняя со стороны Назарбаева, в июне 1994 г. Нуркадилова снимают с поста акима Алматы. Однако, могла быть и другая причина, более весомая. Как известно, Нуркадилов был активным противником переноса столицы в Акмолу, о чем не раз в кругу приближенных публично заявлял.
«Нелепое кожаное пальто»
Через полтора года после громкой отставки с поста столичного акима, в декабре 1995 года Нуркадилов выдвигает свою кандидатуру на выборах в мажилис I созыва, становится депутатом и начинает выступать с критикой правительства и правящего режима в целом. Надо отметить, что мажилис первых созывов был относительно свободным, а на заседаниях могли подниматься вопросы, касающиеся деятельности Назарбаева на посту президента, что впоследствии не могло не сказаться на судьбе самих депутатов.
Тем временем, когда настала пора парламенту переезжать в тогда еще в Акмолу, Нуркадилов отказался от переезда, автоматически потеряв депутатский значок.
В декабре 1996 года в Алматы Заманбек Нуркадилов выступает на митинге оппозиции, а через месяц публикует свое первое открытое письмо Нурсултану Назарбаеву. Первое послание было достаточно сдержанное, но в некоторых частях указывались четкие посылы и недовольство работой Назарбаева, к которому Нуркадилов обратился на «ты» и как к соратнику.
Момент того времени вспоминает журналист Светлана Тараканова.
- На нём была печать важности и… какое-то нелепое кожаное пальто, как у «братка» какого-то. Помню митинг у памятника Чокану Валиханову в 1997 году: Нуркадилов, как настоящий оппозиционер, вместе с другими, совсем не лояльно настроенными к власти товарищами, ходил по кругу с завязанным ртом – так тогда решили выразить протест за запрет митинга - повязали платки на лица. К сожалению, тогда не было смартфонов, картинка не сохранилась.
Журналисты порой терялись в догадках: кем сегодня будет Нуркадилов, в каком обличье предстанет – чиновника или борца с Назарбаевым?
Чем насолил ему елбасы – осталось загадкой, но, мне кажется, что на оппозиционные баррикады его толкала именно обида на Назарбаева. И ещё не покидало ощущение – Заке был уверен, что ему всё сойдёт с рук, не тронут, побоятся. Чего? Компромата, который он упаковал в чемодан? Но сколько лет прошло с момента его странной смерти, – кейс так никто и не открыл. Кстати, загадкой остался ещё один чемодан – с золотом, которое Нуркадилов собирал на решение социальных проблем в Алматинской области.
В область не поеду
После публикации открытого письма Назарбаеву наблюдатели замерли в ожидании дальнейшей судьбы экс-акима Алматы, но вскоре он (ожидаемо или неожиданно) получает предложение возглавить Алматинскую область, к которой в то время присоединили Талдыкорганскую. Были ли перед этим кулуарные переговоры двух политиков, доподлинно неизвестно, но факт, что при назначении на такие должности кандидат вызывается к президенту и с ним обговариваются цели и направления работы, в том числе лояльность указанному президентскому курсу.
Руководство Алматинской областью, впрочем, продолжалось только до момента, когда областным центром стал Талдыкорган, а Нуркадилов вновь, как в случае с Акмолой, отказался туда переезжать и покинул кресло областного акима в 2001 году, показав всем свой норовистый характер. В одном из интервью Нуркадилов так объяснял свое решение:
- Ну, во-первых, это была моя просьба. Я не хотел ехать в Талдыкорган, потому что мы с Макпал (Макпал Жунусова, вторая жена З. Нуркадилова. - прим. ред.) планировали иметь детей. И это свершилось - спасибо Аллаху - через год с лишним. Я не мог покинуть Алматы, когда речь шла о таком серьезном вопросе, как рост численности нашей семьи.
Запоздалое откровение
Тем временем судьба, и не только, благоволила строптивому политику. Его назначили председателем Агентства по чрезвычайным ситуациям, базировавшегося в Алматы.
Через несколько лет, ближе к середине нулевых, Заманбек Нуркадилов продолжил свой демарш как развитие темы после вышеупомянутой публикации письма Назарбаеву в 1997 году. Еще находясь на госдолжности, он в 2004 году созвал пресс-конференцию, на которой громко раскритиковал Назарбаева. Нуркадилов в том числе совершил каминг-аут, отмечая, что чувствует себя виноватым. Ведь именно он, будучи в 1994 году соратником Назарбаева, сумел повлиять на алматинские районные советы: они объявили о самороспуске. Это решение запустило цепную реакцию, которая в итоге привела к роспуску Верховного Совета и позволила Назарбаеву справиться со строптивыми депутатами.
Мы спросили у Виталия Воронова, бывшего тогда депутатом Верховного Совета, мнение о Нуркадилове: был ли он героем своего времени?
- Не задумывался над этим. Я бы назвал его неординарной, своеобразной личностью, но насчёт "геройства" в истинном значении этого слова как-то сомневаюсь. Хотя на лермонтовского Печорина может быть чем-то и похож в своих противоречиях. Таких, как Заманбек Калабаевич, на самом деле в современной истории Казахстана было не так уж и много, – пояснил свою позицию Виталий Иванович.
Однако чувство половинчатости обвинений, адресованных Назарбаеву, не оставляло и в тот раз.
- В то время я искренне верил в деяние, которое совершал: что оно принесет Казахстану, только-только начинающему свой путь государству, мир и спокойствие. Что только под вашим руководством мы сможем достигнуть наибольших рывков в экономике, внутренней и внешней политике. Отчасти это удалось – и это, действительно, ваша заслуга, – говорил на пресс-конференции Нуркадилов.
- Но как только вам удалось выйти сухим из воды, вы тут же взяли в свои руки полную власть, изменили курс взглядов и действий в другую сторону. Вы, богом дарованный талантливый человек, почему-то этот божий дар направили на усиление своего Я.
Сжег мосты
Как бы то ни было, этой пресс-конференцией Нуркадилов сжег за собой все мосты. В своем политическом заявлении он привел ряд фактов, которые накопил за время работы в акиматах Алматы и области, а также на посту главы АЧС – о незаконной приватизации санаториев ЦК, Совмина и республиканских министерств, о незавидной судьбе пригородных яблоневых садов, застройке горных склонов и так далее, причем уже не намекая, а прямо говоря о причастности президента и его семьи ко всему этому. Кульминацией послания Нурсултану Назарбаеву был призыв подать в отставку с поста президента.
Надо ли упоминать, что после громких обвинений, прозвучавших в здании возглавляемого Нуркадиловым АЧС, снимать Заманбека Калабаевича с должности экстренно прилетел премьер Даниал Ахметов.
А был ли компромат?
Перед скандальной пресс-конференцией Заманбек Нуркадилов ездил в Европу, а итогом стало создание Международной комиссии по борьбе с коррупцией, которую он возглавил лично. Нуркадилов заявил, что обезопасил себя наличием компромата на некоторых высших руководителей Казахстана.
- Эту поездку я использовал для того, чтобы открыть международную комиссию по борьбе с коррупцией в Казахстане. Офис будет находиться в Бонне, уже открыт лицевой счет в банке. Я первым положил символически 777 евро на расчетный счет. Заграничное бюро будет оказывать всякое содействие всем тем личностям, кто пытается изменить курс сегодняшнего правительства и правителя, – заявил опальный политик.
- Мы начнем, естественно, с «Казахгейта», – добавил он.
Сами же компрометирующие материалы, которые, как заявил Нуркадилов, у него есть в большом количестве, были вывезены в Германию и сданы в сейфы временного хранения в четыре европейских банках.
- Там есть документы начиная от дела Караваева до сегодняшних дней. В том числе по гибели Ержана Татишева. Ясно?! – заинтриговал Заманбек Калабаевич.
Однако, какова дальнейшая судьба того компромата и был ли он вообще, не известно.
Тем временем на внеочередные выборы президента РК Нуркадилов кандидатом от объединённой оппозиции предложен не был: было решено выдвинуть Жармахана Туякбая. Общественный деятель Тулеген Жукеев объяснял это «авторитарными тенденциями» в характере Заманбека.
Загадочное самоубийство
За три недели до президентских выборов 2005 года Нуркадилов был найден мертвым в собственном доме. Он погиб от трех пуль: две обнаружили в груди, а одну – в голове. Официальная версия смерти о самоубийстве вызвала гнев у людей. Почти все посчитали это расстрелом: почему человек стреляет в себя через подушку? Как может самоубийца стреляться правой рукой в левый висок? Почему после выстрелов в грудь он делает себе еще контрольный выстрел в висок, затем ложится на диван и накрывает себя простыней? И куча других нестыковок, на которые никто не дал ответа. Причём, уже в изгнании экс-председатель КНБ Альнур Мусаев назвал имя предполагаемого убийцы.
Экстравагантный аким
Люди, работавшие или дружившие с Нуркадиловым, отмечали его экстравагантность. Наверняка многие помнят его идею в конце прошлого века построить аэропорт севернее Капчагая, который бы стал основным для Алматы, однако экономическая целесообразность проекта вызывала огромные сомнения.
Тем не менее спустя год Нуркадилов сообщил, что подписано соглашение о строительстве аэропорта и уже начались работы по подготовке площадки. Правительство никаких гарантий под проект не дало, а сам Нуркадилов уверял, что инвестор пришел под его «честное слово».
Или, будучи акимом Алматинской области Нуркадилов призвал соотечественников сдавать свое золото в «фонд Родины» для того, чтобы помочь стране на фоне мирового кризиса.
Как писали СМИ, первым Нуркадилов показал пример сам – сдал золото свое и жены – Макпал Жунусовой. Впоследствии десятки работников бюджетной сферы региона жаловались, что их заставляют сдавать свои золотые украшения под угрозой увольнения.
Кампанию крайне жестко восприняли и в правительстве, и в обществе и вскоре Нуркадилов заявил о том, что она свернута: золото вернули владельцам, хотя десятки жителей области потом еще много лет жаловались, что их золотые украшения так и остались где-то в «фонде Родины».
И уж совсем одиозной выглядела идея о формировании из безработной молодежи военизированных отрядов для поддержания правопорядка. Речь шла о некоем подобии пионерской или скаутской организации под названием "Мын бала" (“Тысяча юношей").
- В древности один казахский батыр собрал тысячу юношей и повел их за собой. Я хотел это возродить через движение юных патриотов, но почему-то не нашел поддержки в республиканском Союзе молодежи, – объяснял свой замысел Нуркадилов.
Межэлитный раскол
После новости об увековечении памяти Нуркадилова, в экспертном сообществе и в соцсетях развернулись жесткие дискуссии: стоит ли героизировать человека, чьи поступки не были из ряда вон выходящими на фоне других таких же. По-своему эту коллизию объяснил Евгений Жовтис, президент Казахстанского международного бюро по правам человека.
- Насчёт героизации Нуркадилова… После того, как он ушел в оппозицию, я с ним достаточно много общался, мне он рассказывал моменты, связанные с политикой. Он был классическим представителем казахского народа, такой южанин с очевидной харизмой, упёртостью, определенным бесстрашием, но он был частью системы, который эту систему создавал, делал на ней деньги… В этот момент в результате внутриэлитного конфликта, в который оказался втянут и в который он вошёл, он оказался на “стороне добра”. И его знание изнутри всей кухни Назарбаева и его окружения позволили ему сделать ряд разоблачений и бросить вызов.
Ингода героями становятся те, кто был внутри того межэлитного раскола. А героизация, на мой взгляд, произошла в силу того, что его поддержали как человека, вышедшего из верхов, но на стороне добра, бросившего вызов злу, – объясняет ситуацию Жовтис.
Пересмотра дела будет?
В марте 2022 года сын Нуркадилова подавал заявление в Генеральную прокуратуру РК, с требованием расследовать смерть отца как политическое убийство. Тогда ему было отказано в рассмотрении дела, указав, что «оснований для отмены решения органа следствия не усматривается». И теперь после слов Токаева об увековечении памяти его отца, неясно, возобновят ли дело «по вновь открывшимся обстоятельствам»?
Между тем необходимо отметить, что этот шаг Токаев сделал при жизни экс-Елбасы, при котором и произошло это загадочное самоубийство.
В связи с этим можно привести слова Заманбека Нуркадилова, сказанные им как-то о Токаеве, когда последний был премьер-министром:
- Как бы ни критиковали Токаева, его правительство – одно из лучших. Не идеальное, конечно, но по крайней мере на голову выше всех прежних, - говорил Заманбек Калабаевич.
А вообще, если ставить памятники всем жертвам и пострадавшим от режима первого президента РК, то это будет уже целый мемориал.