О Нуркадилове из Израиля, или Почему чиновник хотел быть оппозиционером

Ulysmedia

Нуркадилов, спустя почти 20 лет после своей смерти, неожиданно стал newsmaker - на 80-летие со дня рождения политика отреагировали практически все СМИ. Погоду в лентах новостей, конечно, сделало письмо президента Токаева, которое зачитал на поминальном асе его пресс-секретарь, информация о памятнике Заманбеку Калабаевичу на родине и мемориальной доске на его доме в Алматы. Публикация на Ulysmedia.kz тоже вызвала интерес и комментарии читателей в стране и за её пределами. Статья – это ворох воспоминаний, написала нам бывший лидер независимых профсоюзов, бывший вице-министр труда и соцзащиты РК Валентина Сиврюкова, которая давно покинула Казахстан и живёт в Израиле.

Коллаж Ulysmedia

Сейф для «фонда Родины»

  - Личность Нуркадилова была настолько противоречивой, что прошедшие почти 20 лет не внесли какой-либо ясности в то, кем же он был на самом деле.  По моей оценке, это был незаурядный и честолюбивый человек с большими амбициями. Заявил о себе и начал подниматься на властный олимп ещё во времена Кунаева. Его история – это высокие должности, намеки на исключительность и довольно-таки странные идеи, например, строительство аэропорта в Капчагае или создание «фонда Родины» вызывали только недоумение. Помню, когда он под объективами камер выгружал золотое содержание своего сейфа, который и оказался «фондом Родины».

Необычно и непривычно

Сейчас много говорится о том, что Нуркадилов якобы ушёл в оппозицию. А он никуда не ушёл, просто пытался обозначить себя в новом обличии оппозиционера. Его появление на общественных мероприятиях было колоритным и вызывало своеобразный фурор – его осаждали журналисты, это же было необычно и непривычно, когда человек почти от власти очень нелицеприятно об этой власти говорит. Он был не в меру многословным и многозначительным, казалось, что ещё секунда, и Нуркадилов сразит своей информированностью и прогнозами. Но кроме намеков так никто ничего и не услышал.  

  - Он был втянут во внутриэлитный конфликт и   выбрал "сторону добра", – делится своей точкой зрения в статье Евгений Жовтис. На мой взгляд, Нуркадилов понятия не имел, что такое "сторона добра" – он был стороной властного конфликта, за что и пострадал – был убит.

Леонид Соломин и Валентина Сиврюкова

Мне представляется мифом якобы им созданная международная комиссия по борьбе с коррупцией. Наверняка, у него был портфель с компроматом, чем он интриговал общество через СМИ и пугал власть. Вероятно, это и послужило причиной его физического устранения в 2005 году. Следующим был расстрелян Алтынбек Сарсенбаев  в 2006 году, не менее одиозный чиновник, оказавшийся в оппозиции после того, как потерял должность.

О митингах

На митинг, который запомнила Светлана Тараканова, Нуркадилов пришёл с одной целью – его должна была заметить власть. Он сделал попытку создать образ оппозиционера, чтобы получить возможность с этой властью торговаться. Тогда Леонид Зиновьевич (прим. ред.: Л.З. Соломин – президент Конфедерации свободных профсоюзов РК с 1991 по 2005 год) ему сказал: мы за власть не боремся – вам нужно не к нам. Но оказаться в числе протестующих Нуркадилову было нужно, поэтому он и повязал на лицо кусок белой ткани и встал в ряд оппозиционеров.

Не буду скрывать, это именно Нуркадилов в своё время пригласил Соломина из Чимкента в Алма-Ату, чтобы он создал Союз кооператоров. Тогда такие перемены были в моде, и мы сразу получили комнату под офис. Начали работу. Но Заманбек Калабаевич быстро прозрел, понял, что мы не «ручные» и нас выгнали. Кстати, именно Нуркадилов требовал, чтобы наша газета «Бирлесу» прекратила публиковать критику.

Я не помню ни одного митинга, который организовал бы Нуркадилов, не помню активистов, которые бы его поддержали, – все понимали, что в своих демаршах он преследует не общественные, а свои личные, только ему ведомые, цели.

Очень надеюсь, что появившийся интерес к личности Заманбека Нуркадилова, к слову, не только простых граждан, поможет открыть главную тайну, связанную с его смертью. Честное расследование помогло бы понять, кому всё-таки помешал оппозиционно настроенный чиновник и зачем понадобилось назвать трагический уход из жизни самоубийством.

Мы с Соломиным покинули «старый» Казахстан, и сейчас очень надеемся, что власть «нового» постарается убрать темные пятна в истории страны.

Автор: Валентина Сиврюкова