Высшая арифметика, или Какой капитал должна заработать казахстанская киноиндустрия

Малик Джурсунбек

Тема кино захватила медиапространство и не успели стихнуть страсти после депутатской критики снятых за счёт казны фильмов, как в огонь опять полилось масло. Ответа за «наезд» у депутата потребовал продюсер фильма «Время патриотов» Акбар Курманбаев. Ulysmedia.kz решил разобраться, что не так с отечественным кинематографом и поручил тему своему автору, который не понаслышке знает о том, как создаются фильмы – сам снимался в эпизодах нескольких казахстанских картин.

Коллаж Ulysmedia

Деньги на кино

В мажилисе депутат Даулет Мукаев высказал острое недовольство качеством фильмов, финансируемых из государственного бюджета.

Даулет Мукаев

Мажилисмен поднял вопрос о целесообразности финансирования отечественной кинопродукции, отмечая, что, несмотря на значительные бюджетные вливания в эту сферу, эффективность оставляет желать лучшего.

   - Похоже, что большая часть государственных средств, направляемых в киноиндустрию, распределяется между собой, поскольку фильмы, создаваемые Национальным центром поддержки кино, не находят отклика и не поддерживаются обществом. Фактически мы тратим миллионы тенге из государственной казны впустую, – подчеркнул он.

Депутат предоставил цифры в поддержку своих доводов, утверждая, что за последние четыре года на съемку 100 отечественных фильмов было выделено около 23 миллиардов тенге. Он оценил низкую отдачу, приведя примеры: фильм «Время патриотов» с кассовыми сборами в 10 миллионов тенге при бюджете в 1 миллиард тенге и «Боксер» с кассовыми сборами в 25 миллионов тенге при бюджете в 900 миллионов тенге.

Используя примеры, такие как фильм «Жизнь» с бюджетом 500 миллионов тенге и кассовыми сборами 650 тысяч тенге, депутат высказал обеспокоенность тем, что фильмы, финансируемые из бюджета, не находят популярности у населения. Он призвал к контролю над расходованием государственных средств, обращая внимание на необходимость эффективного использования средств, выделяемых на поддержку кинопроектов.

Фильмы не впечатляют

Волна критики в адрес Государственного центра поддержки национального кино (ГЦПНК) характер носит перманентный, но, смею заметить, выглядит она слишком уж целенаправленной, что наводит на мысль о стоящими за ней силами, которые, по слухам, цель преследуют определённую - упразднение Центра.

   - Фильмы, снятые на государственные средства, не пользуются спросом у населения, - обратился Даулет Мукаев в своём депутатском запросе к министру культуры и информации Аиде Балаевой.

   - Кажется, что большая часть выделенных государством средств не доходит. Потому что фильмы Национального центра поддержки кино не пользуются спросом или поддержкой со стороны населения. Такое чувство, что деньги из народной казны миллиардами бросаем в воду, – аргументировал он свои претензии.

Бывший журналист и блогер, а ныне депутат привёл подтверждающие цифры и ужаснулся, что с 2019 по 2023 годы на сотню отечественных фильмов выделили около 23 млрд тенге.

   - Самое интересное, что все это освоено на 100%, сдан расчет, снято кино. Если на фильм “Время патриотов” был потрачен 1 миллиард, то его кассовые сборы составили всего 10 миллионов тенге, что составляет лишь 1% от затраченной суммы. Также на фильм “Боксшы” было потрачено 900 млн тенге, а кассовые сборы - всего 25 млн тенге, - считает Муканов.

Он убеждён, что киноленты не могли впечатлить зрителей.

   - На отечественное кино “Лето 41-го” было выделено 700 миллионов тенге, из которых окупились только 2 миллиона, – сказал Муканов.

Примечательно¸ что свое пылкое выступление депутат озвучил после того, как ещё месяц назад новый председатель ГЦПНК Курманбек Жумагали говорил ровно о том же.

   - Поскольку фильмы снимаются за счёт бюджета, не забывайте, что завтра обязательно будет спрос. Поэтому прошу расходовать каждую выделенную копейку с целевым расчётом. Мы со своей стороны будем поддерживать каждый проект. Фильмы должны быть качественными. Необходимо выйти на такой уровень, чтобы отечественные фильмы были не только успешными на фестивалях, но и прибыльными в прокате, – предостерег Курманбек Жумагали. Правда, как кинематографисты этого будут добиваться, не уточнил.

Ответ продюсера

Бывший член партии партии Adal, ныне член политсовета партии Amanat, в общем-то справедливо озабочен судьбой отечественного кино. Но подходит он к этому вопросу несколько однобоко, в стиле инфлюэнсера, стремящегося увеличить количество подписчиков в своих аккаунтах.

Депутату в Facebook ответил Акбар Курманбаев - продюсер фильма «Время патриотов», произведенного при поддержке НАО «ГЦПНК».

Акбар Курманбаев

   - Депутат Мукаев Д.Т. привел сведения о том, что сборы картины составили 10 млн тенге, а поступивший доход в НАО «ГЦПНК» – 25 млн тенге (уже налицо нестыковка в указанных цифрах).

Озвученная депутатом информация не соответствует действительности. На 31 декабря 2023 года отчисления от дохода компании по фильму «Время патриотов» в НАО «ГЦПНК» составили 27 493 225 тенге. Согласно законодательству РК отчисления кинопроизводителей в НАО «ГЦПНК» по социально значимым фильмам составляют 20% от доходов от проката и показа, – пишет продюсер фильма.

За громкими словами депутата о выделяемых суммах на кино обыватель видит лишь одну сторону медали, не задумываясь, что это такое же производство продукции, как, например, пошив одежды. Нельзя просто взять и сшить костюм: нужны ткань, пуговицы, другая фурнитура, швейные машинки, помещение, где будут стоять эти машинки, условия ЖКХ для этого помещения и, наконец, швеи. Так же и с кино, когда после запуска производства в движение приходит команда в сотни человек, обеспечивающих съёмки фильма.

Для кого кино

Я сам «Время патриотов» видел. Потому что где-то попался на глаза анонс о фильме как об отечественном «Топ Гане». На мой взгляд, сегодня – это единственный фильм, снятый в Казахстане профессионально в жанре экшен на уровне, не побоюсь сравнения, мировых стандартов. Это первое постановочное кино с наличием наземных и воздушных батальных сцен с применением компьютерной графики, непростых каскадерских и пиротехнических работ, экспедиций, съемочных локаций, декораций и техники.

Ну а главное наполнение фильма – воспитание чувства патриотизма и гордости за страну, которая и есть твоя Родина.

Прибыль за вычетом

Поскольку депутат экономист по образованию, полагаем, будет не лишним напомнить, что это на первый взгляд просто – купил зритель билет, сел в кресло – и тут же начинает капать прибыль.

   - Следует отметить, что доход компании от проката и показа картины по всему миру рассчитывается за вычетом всех налогов на роялти, комиссий дистрибьюторов и сейлз-агента, доли кинотеатров (кинопрокатчики забирают 50% от кассовых сборов) и других налогов. На сегодняшний день кассовые (кинотеатральные) сборы и продажи фильма в кассовом (кинотеатральном) эквиваленте по всему миру составляют свыше 530 000 000 тенге, – пишет продюсер фильма Акбар Курманбаев.

Замечу, что фильм «Время патриотов» официально открывал Дни казахского кино в Пекине в ноябре прошлого года и был призван продемонстрировать возможности современного отечественного кинематографа.

Стоит отметить, что в 2022 году боевик вышел в кинотеатральный прокат в странах СНГ с наибольшим количеством копий (свыше 700) среди казахстанских фильмов. Сейчас прокат картины успешно реализуется по всему миру: боевик уже представлен в Японии, Индонезии, Тайване, а также готовится к выходу в Китае, Южной Корее, США и странах Латинской Америки.

По поводу эрудитов

Некоторое время назад Нурлан Коянбаев, бывший КВНщик, который ныне трудится креативным директором президентского телерадиокомплекса, тоже недоволен фильмами, снятыми на госденьги. Но Коянбаева не устраивает кругозор и эрудиция самих режиссеров.

   - Деньги не должны давать тем, кто снимает фильмы на деньги народа. У них не хватает интеллекта и культуры, – сказал Коянбаев.

Юмор для расслабления

Если взять казахстанский кинематограф последних лет двадцати, то создаётся впечатление, что кроме комедий с незатейливым и повторяющимся сюжетом, в стране почти ничего не снимается. Разбавляют эту картинку в малом количестве боевики и мелодрамы.

Кто будет спорить, возможно, в определенной среде нашего общества есть потребность в простеньких комедиях, которые могут отражать определенные социальные темы и реалии, знакомые зрителю. Они могут представлять собой форму эскапизма и отвлечения от повседневных проблем и стресса, расслабиться и получить положительные эмоции.

От нуара до арт-хауса

Вызывание интереса к определенным жанрам кино зависит от множества факторов, таких как культурные традиции, социальные условия, воспитание и личные предпочтения. Возможно, что популярность непритязательных комедий среди казахстанских зрителей может быть обусловлена стремлением к юмору и развлечениям в повседневной жизни, а также тем, что этот жанр может предлагать легкую и непринужденную форму развлечения после тяжелого трудового дня.

Да, есть, например, Вим Вендерс, Тони и Ридли Скотты, Стивены Содерберг и Спилберг, Франсуа Озон, Паоло Соррентино и др. У них свои жанры: от нуара до фантастики.

А какой нужен зритель, чтобы понимать хорошее, патриотическое, качественное кино? В таком кино уже не посмеешься, беззаботно жуя попкорн, здесь важно иметь критическое мышление, способность анализировать и критически оценивать содержание, форму и стиль фильма.  Важно обладать культурной осведомленностью, которая предполагает социальные, исторические и культурные контексты.

Хорошее кино может иметь различные жанровые направления – от драмы до комедии, от приключений до арт-хауса. Зритель, готовый признать ценность разных жанров и стилей, будет более склонным к пониманию и оценке хорошего кино.

Продолжение следует?

Продюсер фильма «Время патриотов» потребовал у депутата Мукаева опровержение. Думается, просто на этом дело не закончится, а какой оборот оно примет, зависит от дальнейших действий народного избранника.