Алихана Смаилова за два года премьерства «уходили» не единожды. Но президент, хоть и не скрывал своего недовольства работой кабмина, всё-таки отказывался идти на поводу тех, кто требовал поменять главу правительства.
Совсем недавно в социальных сетях предрекали, что Смаилова отправят в отставку на совместном заседании палат парламента – не вышло. Ulysmedia.kz пытался уследить за всеми, даже фантастическими, прогнозами и рассказывал, что главные претенденты на должность премьера - Досаев, Бозумбаев, Нуртлеу, Кошанов или Жумангарин. Однако депутаты проголосовали не за отставку премьера, а за отправку миротворцев.
Страсти улеглись, а эксперты тут же предположили, что отставка Смаилова состоится 7 февраля – объявит об этом Токаев на расширенном заседании правительства. И опять пришлось удивиться – кабмин ушел раньше намеченного аналитиками срока.
Гадание на ромашке
Напомним, в соответствии с новыми политическими реалиями теперь кандидатуру премьер-министра выдвигает доминирующая партия. А таковой в стране уже 30 лет является под разными названиями партия «Аманат».
К слову, в списке претендентов на этот раз оказался и спикер мажилиса Кошанов. Однако сам он говорил, что партия «Аманат», которая выдвинула в своё время кандидатуру Смаилова на премьерство, и будет нести ответственность за его работу.
Алихан Смаилов стал премьером ровно два года назад, сразу после Январских событий, и это, конечно же, наложило отпечаток на его работу. В наследство он получил неповоротливую экономику, к тому же насквозь коррумпированную и приватизированную старым Казахстаном. И если в первый раз его на должность назначили, то во второй раз его поддержал мажилис нового созыва в марте прошлого года.
- Я сказал, что партия, победившая на выборах, имеет право выдвинуть кандидатуру премьер-министра главе государства. При этом на эту же партию возлагается и политическая ответственность. Такой подход соответствует концепции сильного президента – влиятельного парламента - подотчетного правительства, - заявил на открытии первой сессии нового парламента президент Касым-Жомарт Токаев.
Однако эксперты посчитали, что Алихан Смаилов будет работать премьером под угрозой увольнения, которое случится, как только недовольство работой кабинета достигнет критической отметки. И эта отметка всё время маячила на горизонте.
Выбрали без альтернативы
Тогда же выяснилось, что кроме Смаилова другие кандидатуры даже не рассматривались.
- Решили, что он проработал чуть больше года, и это еще не срок, чтобы оценивать его. Поэтому большинством голосов решили оставить прежнего премьера, – пояснил глава фракции «Аманат» Елнур Бейсенбаев.
А лидер «Ак жол» Азат Перуашев не отказал себе в удовольствии заметить, что его однопартийцы поддержали не персонально Алихана Смаилова, а ту партию, которая формирует парламентское большинство.
- Тем самым ответственность за деятельность этого правительства возлагается не только на премьера, но и на саму партию парламентского большинства, – заявил Азат Перуашев, тем самым перекладывая на «Аманат» все будущие провалы премьера Смаилова.
«На чемоданах не сидим»
Говоря о том, что прозвучавший звоночек на выход для Смаилова далеко не первый, мы напомним, что Касым-Жомарт Токаев 29 марта прошлого года на открытии сессии мажилиса жестко критиковал кабинет министров. Он отмечал, что «правительство медлит с принятием важных решений, которые увязают в рутине бюрократии и многочисленных согласований между ведомствами, между правительством и администрацией президента», ругал министров за то, что они «избегают принятия решений, перекладывают ответственность на коллегию или подчиненных», и подчеркивал, что «все это недопустимо».
- Скамейка кандидатов сократилась до одного человека, потому что одних в силу политических причин не хочет брать политическое руководство, другие, понимая, что это сейчас расстрельная должность, не хотят идти сами. Третьи же просто пока не готовы принять огромный аппарат на свои плечи. Прогнозы говорят о возможном ухудшении обстановки в ближайшие полгода, и Смаилова держат, чтобы слить его позже, когда нарыв социально-экономического недовольства созреет окончательно, – отметил в разговоре с «Ъ» политолог Газиз Абишев.
А годом ранее, летом 2022-го Токаев жестко раскритиковал работу правительства и анонсировал кадровые перестановки.
- Не сидит ли кабмин на чемоданах? – спросили журналисты Алихана Смаилова.
- Нет, кабинет министров на чемоданах не сидит. Каждый министр знает свои проблемные вопросы и активно принимает меры по их решению. Другой вопрос, насколько эффективно с учетом внутренних и внешних факторов. Мы решаем все вопросы, которые стоят по всем направлениям, – уверенно заявил премьер и добавил, что для него должность премьер-министра – это прежде всего ответственность.
- Буду работать до тех пор, пока я нужен на этом посту. Для меня прежде всего это ответственность, а не какое-то кресло или портфель.
Нерадостное наследство
Возвращаясь к наследству, которое досталось Смаилову от предшественников, справедливости ради надо отметить, что реальная власть у президента Токаева появилась после Кантара и государство уже просто не могло жить по-старому - требовалась и политическая, и экономическая трансформация с радикальной реконструкцией экономики.
На первые шаги кабмина Смаилова наложились и внешние факторы: прежде всего война в Украине, резкий рост глобальной инфляции и отголоски пандемии Ковид-19.
В мире происходило острое повышения цен на энергоносители, что разгоняло инфляцию, которая приводила к росту банковских ставок. Год назад инфляция, по официальным данным, составила 21,3%, то есть в среднем товары и услуги в стране стали дороже на пятую часть своей цены.
На премьерство Смаилова пришлись техногенные и рукотворные катастрофы: гибель десятков шахтёров в двух карагандинских шахтах, окоченевшие в зимний период на несколько месяцев Экибастуз и другие города. Да и текущая зима показала, что прочность правительства, не такая уж и прочная. Несмотря на принятую программу «Тариф в обмен на инвестиции», чтобы привлечь деньги в обновление энергетики и улучшить ситуацию в этой отрасли, чудеса не произошли.
Неожиданная смелость депутатов
К тому же, время от времени шли «войнушки» между правительством и мажилисом. Например, в октябре прошлого года премьер-министр Алихан Смаилов заявил о вероятности превышения парламентом своих полномочий.
- Полномочия парламента по осуществлению парламентских расследований, предлагаемые в инициируемом проекте закона, выходят за рамки компетенции законодательного органа, установленной Конституцией, – заявил Смаилов, отвечая на запрос депутатов мажилиса касательно внедрения института парламентского расследования.
Много шума наделал и законопроект о доступе к информации, который депутаты назвали «началом политического противостояния между парламентом и правительством». Хотя, какое там начало, точно уже продолжение.
Мажилисмены не приняли предложенные правительством поправки, согласно которым парламент должен стать ему подотчётным.
Видимо, предполагая, что дни кабмина Смаилова сочтены, депутат Мурат Абенов назвал проект «политическим реваншизмом отдельных членов правительства или непрофессионализмом кабинета Смаилова».
«Хромая утка»
Есть такое политическое выражение – «хромая утка». Впервые это английское словосочетание засветилось на лондонской бирже 18 века: так называли игрока, который всё проиграл и не мог больше угнаться за остальными. Такого бедолагу сравнивали с подстреленной уткой, которая становится лёгкой добычей для охотников.
Позже идиому стали использовать в политических кругах: хромой уткой стали называть политиков, которых не переизберут на свою должность, и они доживают последние дни на своём посту.
Так и получилось. Ulysmedia.kz продолжает следить за развитием событий.