×
508.05
534.82
5.06
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
508.05
534.82
5.06

«Эскадроны смерти», или Будут ли пересматривать дела по убийствам политиков

«Эскадроны смерти», или Будут ли пересматривать дела по убийствам политиков
Фото из открытых источников

Со дня гибели Алтынбека Сарсенбаева прошло 18 лет. Политику было 44 года, когда с ним жестоко расправились – расстреляли его и помощников, тела бросили в предгорьях Алматы. Ulysmedia.kz решил вспомнить страницы из жизни политического и государственного деятеля Казахстана.

Трагедия земляков

Недавно в Алматы прошло мероприятие, посвященное 80-летию со дня рождения Заманбека Нуркадилова, бывшего акима южной столицы, на котором пресс-секретарь президента Токаева зачитал обращение к родным погибшего и передал поручение президента на родине Нуркадилова в Алматинской области установить памятник.

Примечательно, что Нуркадилов и Сарсенбаев земляки, из Алматинской области, и, хотя сферы деятельности у них были разные, жизнь у них оборвалась одинаково. Их убили. И если смерть Заманбека Нуркадилова официально объявили самоубийством, то в деле Алтынбека Сарсенбаева процесс нахождения виновных и их наказание стал еще запутаннее, и до сих пор не ясно, кто настоящий заказчик убийства.

Фото из свободных источников

Алтынбек Сарсенбаев по образованию журналист, учился в КазГУ и МГУ, после развала Советского Союза, в марте 1992 года после редакторства в газете перешел на государственную службу, работал министром печати, массовой информации, общественного согласия и культуры. Был секретарем Совета безопасности, завершил госслужбу на должности посла Казахстана в России.

Хроника убийства

13 февраля 2006 года в Талгарском районе Алматинской области на обочине проселочной дороги были обнаружены с огнестрельными пулевыми ранениями трупы Сарсенбайулы Алтынбека, его водителя Василия Журавлёва и охранника Бауыржана Байбосына. Произошло это всего через три месяца после «самоубийства» Заманбека Нуркадилова. Помнится, тогда в Казахстане оппозиция стала говорить об «эскадронах смерти». Это вооружённые группы (боевая организация) занимающиеся внесудебными убийствами, пытками или похищениями людей в целях политических репрессий, геноцида, этнических чисток или контрреволюционного террора. Обычно их связывают с «подразделениями, создаваемыми или поощряемыми государством для похищения, уничтожения и запугивания преступников, оппозиции и враждебных элементов. Но власти Казахстана поспешили откреститься от показного убийства и заверили, что найдут виновных в смерти политика и его помощников.

Соратники же погибшего назвали убийство политическим и высказались, что ответственность за него несут действующие власти. Но власть поддержала версию, что убили Сарсенбаева оперативники спецподразделения «Арыстан» при Комитете национальной безопасности.

Фото из свободных источников

Поскольку дело было весьма резонансным, в 20-х числах февраля в отставку подали руководители Комитета национальной безопасности Казахстана — председатель КНБ Нартай Дутбаев и два его заместителя — Владимир Божко и Козы-Корпеш Карбусов, а также командир отряда «Арыстан» Сейтжан Койбаков. Все эти отставки были вызваны обвинениями в адрес сотрудников КНБ в убийстве Сарсенбаева.

Загадочное письмо

Через две недели после трагедии неожиданно появляется новость об аресте руководителя аппарата сената Казахстана Ержана Утембаева. Оппозиционное движение «За справедливый Казахстан», создавшее независимую комиссию по контролю за ходом следствия, потребовало также отставки председателя сената — Нуртая Абыкаева. В то же время президент Казахстана Нурсултан Назарбаев встал на защиту Абыкаева, опровергнув его причастность к преступлению. А уже 2 марта Ержан Утембаев признался в совершении убийства Алтынбека Сарсенбаева.

И в этот же день президент Назарбаев на заседании сената заявил, что Ержан Утембаев написал ему «признательное письмо». В нем Утембаев, по словам Назарбаева, писал, что полностью признал свою вину и без всякого давления пошел на этот поступок, потому что покойный задел его честь.

Летом 2006 года автор этих строк присутствовал на судебном процессе в Талдыкоргане по этому делу. Процесс проходил в закрытом режиме, для журналистов была отведена отдельная комната с монитором, на который транслировалось то, что происходило в зале суда.

Фото из свободных источников

На процессе было изучено и письмо Ержана Утембаева на имя Нурсултана Назарбаева, в котором он «признаётся в содеянном». Однако многие моменты, происходившие в зале судебного заседания, породили множество сомнений в виновности самого Утембаева, который, как заявил судьям, является заказчиком убийства. Якобы он был оскорблен тем, что Сарсенбаев презрительно высказался о нем в одном интервью, и из чувства мести нанял группу действующих и бывших офицеров спецслужб, чтобы они «проучили Сарсенбаева как следует». Однако, как отметили журналисты, речь Утембаева была заторможенной, достаточно несвязной и все решили, что человек находится под воздействием наркотиков. Употребление наркотиков позже признавал и сам Утембаев, но не в суде и в другом контексте.

По словам снохи покойного Сарсенбаева, Маржан Аспандияровой, письмо было принято и активно использовалось следствием как одна из доказательных баз, что именно Утембаев виноват во всем.

Путаные показания

Исполнителем убийства был признан Рустам Ибрагимов, бывший офицер полиции, которому Ержан Утембаев якобы и заказал расправу над Алтынбеком Сарсенбаевым.  Заметим. впоследствии Утембаев стал утверждать, что он не заказывал убийство, а лишь просил избить Сарсенбаева.

Глядя на происходящее в зале талдыкорганского суда, даже не юристам было понятно, что Ибрагимов дает путаные и противоречивые показания относительно роли Утембаева в организации убийства Сарсенбаева. Тем не менее, после завершения процесса,  признанный исполнителем убийства Рустам Ибрагимов был приговорен к высшей мере наказания, которую заменили в 2014 году пожизненным лишением свободы в связи с бессрочным мораторием на исполнение смертных казней. Ержан Утембаев как главный заказчик получил 20 лет лишения свободы.

Стоит заметить, что в начале десятых годов пошли слухи, что Ибрагимова видели в Алматы свободно гуляющим в микрорайоне Орбита. Так ли это, до сих пор неизвестно.

Отсидев 8 лет, в 2014 году Утембаев был освобожден из тюрьмы, поскольку Рустам Ибрагимов изменил свои показания, назвав заказчиком преступления бывшего зятя президента Назарбаева Рахата Алиева. Сам же Рахат Алиев в книге «Крестный тесть» утверждал, что заказчиков убийства Алтынбека Сарсенбаева следует искать в высшем руководстве страны. 

Дважды во власти

Покинув госслужбу, Алтынбек Сарсенбаев был в числе руководства тогдашней оппозиции, костяк которой находился в Алматы. Правда, многие удивлялись составу лидеров, среди которых были бывшие вице-премьеры и министры. Так и в случае с Сарсенбаевым, который дважды возвращался во власть. 

В декабре 2003 года он становится сопредседателем Демократической партии «Ак жол», перед этим отслужив послом Казахстана в России. Однако через полгода, в июле 2004-го, вторично назначен министром информации Казахстана. Не проработав и двух месяцев, он обвинил правительство в подтасовке парламентских выборов и подал в отставку. После раскола «Ак жола», инспирированного, как утверждали оппозиционеры, Алиханом Байменовым, Алтынбек становится сопредседателем незарегистрированной партии «Настоящий Ак жол».  

Пытались списать на «бытовуху»

Через полтора года относительно активной политической оппозиционной деятельности Алтынбека Сарсенбаева и его провожатых убивают. Это демонстрационное убийство, как и перед этим Нуркадилова, провело трагический водораздел между властью и ее оппонентами. Народ пытались запугать методами латиноамериканских хунт, но оппозиционное движение продолжало свою работу. Алтынбек Сарсенбаев стал символом несломленности и духа оппозиции.

Через два дня после убийства в Алматы прошли похороны Алтынбека Сарсенбаева, а автор материала также был на церемонии прощания с погибшим политиком в Академии наук Казахстана На площади Чокана Валиханова тогда же состоялся импровизированный митинг, который власти побоялись разгонять – слишком много народа собралось на прощании – были и дипломаты, и сотрудники международных организаций, разгон мог бы привести уже к международным скандалам.

На митинге потребовали от Назарбаева, чтобы он был готов нести ответственность перед народом за происходящие в стране беспорядки.

В интервью «Немецкой волне» лидер партии Патриотов Казахстана Гани Касымов отметил, что никто в казахстанской оппозиции не сомневается в том, что смерть Алтынбека Сарсенбаева является политическим заказом людей, стоящих у власти:

Наверное, сейчас должны задуматься и общество, и высшие наши инстанции: куда идем, что дальше будет с нами, с народом? Если будет такой отстрел наших граждан… Надо думать нам всем и серьезно ставить эти вопросы в обществе, и перед властями в том числе. Сколько народ будет безмолвствовать, молчать... — заявил Касымов.

В то время бывший первым заместителем генерального прокурора Казахстана Ильяс Бактыбаев категорически опроверг версию о том, что духовный лидер казахстанской оппозиции был убит по политическим мотивам. 

Это на совести тех, кто заявляет! Сегодня какие-либо основания совершения подобных действий для здравого смысла неприемлемы. Другой вопрос, кому это надо? Вот над этим надо думать! Власти ни в коем случае этого не надо было, – заявил прокурор.

А первый заместитель министра внутренних дел Казахстана Калмуханбет Касымов дал интервью агентству «Интерфакс», в котором отметил, что следствие не исключает связи гибели с финансово-хозяйственной деятельностью и семейно-бытовыми отношениями политика. Также он не исключил, что убийство Алтынбека Сарсенбаева было совершено с целью дестабилизации обстановки в стране. ­

Зеваки на похоронах

Как писали СМИ, в людных местах агитаторы от оппозиционных партий раздавали листовки, извещающие о том, когда и где состоятся похороны. Поэтому к Академии наук пришли не только соратники и близкие, но и те, кто знал Алтынбека Сарсенбаева лишь понаслышке. По мнению оппозиционного журналиста Сергея Дуванова, самое страшное, что эти люди пришли на похороны не с чувством гнева, а с желанием посмотреть на очередное шоу:

Я заметил, что большинство людей не сопереживает. Пришли из-за любопытства. Это страшный феномен советского прошлого. Люди политически пассивны, граждански индифферентны, абсолютно не воспринимают эту реальность так, как нужно воспринимать, так, как нормальный человек должен воспринимать, — поделился впечатлением Дуванов.

Иск «Хабара» к политику

Из громких дел того времени, которые можно отметить, был суд по иску агентства «Хабар» против Алтынбека Сарсенбаева в 2005 году. Поводом послужило то, что Алтынбек Сарсенбаев нанес моральный ущерб «Хабару», назвав его в ряду СМИ, входящих в медиахолдинг Дариги Назарбаевой, а также незаконность финансирования государством через агентство «Хабар» частного телеканала «ОРТ - Евразия», тоже тогда принадлежащего Дариге Назарбаевой и её семье.

Как писал журналист Анатолий Вайскопф, «судья Шарипов, по сути, обманул Алтынбека Сарсенбаева и его адвоката Сергея Уткина, обратившись к ним во время одного из судебных заседаний с просьбой не поднимать собранные ими доказательства о создании Даригой Назарбаевой и её семьей крупнейшего в стране медиахолдинга.

Фото из свободных источников

Свою просьбу Нурсерик Шарипов обосновывал тем, что это может вызвать подачу целой серии исковых заявлений со стороны других организаций и частных лиц, названных в документах бывшего министра информации Казахстана. Также Шарипов практически проигнорировал возникший во время судебных прений скандал, когда юристы «Хабара» представили суду сомнительные документы о законности финансирования государством через агентство «Хабар» частного телеканала «Первый канал - Евразия».

Сам Алтынбек Сарсенбаев тогда заявил:

Я думаю, что решение суда связано с предстоящей президентской кампанией. Единственное, что я могу сказать, если вот так дальше будут преследоваться лидеры оппозиции, если вот так дальше будут преследоваться свободные СМИ, если дальше будут преследоваться простые люди, которые хотят говорить правду, если социальное расслоение и дальше будет продолжаться такими же темпами, то есть 10% будут дальше богатеть, а остальные нищенствовать, то необходимости в экспорте революции не будет, произойдет революция внутри страны.

Мы будем подавать на апелляцию не только для того, чтобы добиться правды. Я хотел бы, чтобы эта тема была под вниманием общественности и СМИ. Скоро вы узнаете, кто реально владеет «Хабаром», мы эти документы скоро опубликуем.

Не опубликовал, потому что его убили.

Пересмотр дела будет?

После процедур прощания и митинга гроб с телом Алтынбека Сарсенбаева на руках понесли по Шевченко, затем траурная процессия свернула на Достык и прошла до кладбища на Кенсае. Автомобилисты и прохожие, узнав, кого хоронят, аплодировали скорбному шествию, отдавая дань признания заслугам оппозиционера.

Будет ли пересмотр

Вместе с тем возникают вопросы: будет ли пересмотрено дело о смерти Алтынбека Сарсенбаева и наконец-то выявлен истинный заказчик этого преступления?

За комментариями мы обратились к известному юристу, бывшему депутату Верховного Совета Виталию Воронову.

В судебной практике Казахстана уже есть прецеденты пересмотра приговоров судов по уголовным делам и других процессуальных решений по так называемым «вновь открывшимся обстоятельствам». Вспомним, например, то же дело по факту гибели Ержана Татишева, когда после признаний Мухтархана Токмади, облеченных в форму процессуального соглашения о сотрудничестве, был «изобличен» и заочно осужден Мухтар Аблязов как заказчик убийства Татишева. Или по делу об убийстве Алтынбека Сарсенбаева и его охранников впоследствии был изменен приговор Утембаеву и привлечены к ответственности Мусаев и Алиев.

Так что все возможно, тем более в делах, где до сих пор все покрыто мраком тайны следствия или другой тайны.