Недавно на фоне других как-то затерялась новость о выступлении министра обороны Сергея Шойгу на коллегии Минобороны РФ, хотя в его докладе прозвучали странные нарративы, которые и попытался осмыслить Ulysmedia.kz.
Военный «ястреб»
Шойгу заявил, что в этом году Россия модернизирует Центральный военный округ. В ЦВО будут реорганизованы 18 воинских частей. На вооружение поступит свыше 360 единиц новой и модернизированной техники. Соединения и части ЦВО оснастят ракетными комплексами «Искандер-М» и реактивными системами залпового огня «Торнадо-Г».
Он также отметил, что «реализация намеченных мероприятий позволит повысить боевую мощь войск и обеспечить военную безопасность на центрально-азиатском стратегическом направлении».
Вызывают настороженность слова Шойгу о том, что в этом году основные усилия Центрального военного округа «будут направлены на разрешение кризисных ситуаций в странах региона».
Также глава Минобороны РФ заявил, что неправительственные организации в Центральной Азии на фоне «специальной военной операции» значительно нарастили антироссийскую деятельность для ослабления военно-технического, экономического и культурного сотрудничества стран ЦА с Россией.
- Принимаем меры упреждающего характера, – заявил Шойгу.
- Я не знаю о каких-то мерах упреждающего характера, – сразу парировал вице-министр иностранных дел Казахстана Роман Василенко.
Нагнетание обстановки
Можно подумать, что в обтекаемых фразах о «центральной-азиатском направлении» нет намёков на Казахстан, а речь идёт, к примеру, об Афганистане. Где, по словам Шойгу, отмечается рост численности боевиков ИГИЛ, а также ожидается увеличение производства наркотиков с их последующим распространением через страны Центральной Азии.
Однако заметим, что и в Казахстане, и в России уже сотрудничают с режимом «Талибан», а сами талибы у себя в стране воюют с ИГИЛ и под страхом смерти запретили посевы опийного мака.
В несколько ином ключе о внешних угрозах двумя неделями ранее в Бишкеке заявил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев. По его словам, Запад ради сохранения своей гегемонии задумал создать крупный очаг нестабильности в Центральной Азии.
- В планах – создание крупного очага нестабильности в Центральной Азии, – отметил Патрушев.
Бряцание оружием
Центральный военный округ со штабом в Екатеринбурге, о модернизации которого завил Шойгу - крупнейший в России: его площадь — 7,06 млн км² или более 40% территории России. Войска дислоцируются в трех административных федеральных округах, граничащих с Казахстаном. В состав военного округа входят: 2-я гвардейская общевойсковая армия, 41-я общевойсковая армия, 14-я армия ВВС и ПВО, 201-я военная Гатчинская база, находящаяся в Республике Таджикистан, объединенная военная база в Кыргызстане и подразделения, размещённые на территории Казахстана.
Новое вооружение ЦВО:
В составе комплекса баллистические и крылатые ракеты с модулем постановки помех и средствами инфракрасного противодействия (ЛТЦ) с целью обхода систем ПРО и поражения защищаемых ими объектов.
Тактическое применение ОТРК «Искандер» может включать одновременный удар баллистической ракетой «Искандер-М» и крылатой ракетой «Искандер-К».
У заместителя министра обороны Казахстана Шайх-Хасана Жазыкбаева спросили: действительно ли Россия испытывает свои ракеты на территории Казахстана.
- Согласно договору, до 2030 года у нас имеется полигон Сары-Шаган, на котором испытывает 110-ый учебный центр Российской Федерации. Какие ракеты испытывают? До 200 км дальности ракеты испытывают. … По всему Казахстану есть 900 солдат российской армии», - ответил он.
Любопытные выводы
Недавно российский Национальный исследовательский институт развития коммуникаций представил результаты ежегодного мониторинга и рейтинга «дружественности коммуникационных режимов постсоветских стран».
По итогам 2023 года в этом рейтинге Казахстан занял 8-е место среди стран-соседей России (50 баллов из 100, в 2022 году – 58,4).
В докладе института есть любопытные выводы о нашей стране.
- Коммуникационный режим именно с точки зрения его дружественности был весьма противоречив. Страна, с одной стороны, остаётся приверженцем стратегического партнёрства с Россией, но уже в условиях многовекторности таких партнёрств. Внутри страны начала формироваться новая культурно-языковая среда, не всегда дружественная к России – её развитие в перспективе может привести к сужению гуманитарных контактов. Тем не менее пока условия для развития коммуникаций сохраняются, – сделали вывод эксперты института.
Полностью список выглядит так:
«Дружественный» рейтинг
В условиях военной операции в Украине и усиления западных антироссийских санкций поляризация «дружественности» и «недружественности» усилилась, отмечают авторы исследования.
По сообщению РБК, по итогам года зафиксировано улучшение динамики взаимоотношений с такими дружественными странами, как Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан. В то же время Армения и Казахстан попали в группу «флуктуирующих режимов» – там история взаимоотношений с Россией начинает пересматриваться и условия развития коммуникаций, вероятно, будут меняться к худшему, предупредили в НИИРК.
Поясним, флуктуирующий — научный термин, в политологии стал обретать значение: колеблющийся и изменчивый. То есть нам уже не доверяют безоговорочно, а относятся с известной долей риска и опаской. И, наверное, на всякий случай эту опаску надо поддержать «Искандерами» и «Торнадо». Что-то вроде «мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути».
Мандат для урегулирования
Шойгу высказал намерение сосредоточить основные усилия Центрального военного округа на урегулировании кризисных ситуаций в странах Центральной Азии, включая Казахстан. Важность поддержания стабильности и безопасности в регионе актуальна во все времена. Но вызывает обоснованную реакцию «стремление России играть активную роль в обеспечении мира и безопасности на международной арене», примерные аналоги которой которой мы видели в 2008 г. в Грузии и сейчас наблюдаем в Украине.
Центральный военный округ России имеет право проводить операции и действия в пределах Российской Федерации, а также за ее пределами только на основе договоров международного права, включая операции по стабилизации кризисных ситуаций.
Округ не имеет права направлять усилия на разрешение кризисных ситуаций в других странах, таких как Центральная Азия или Казахстан, без соответствующих соглашений или приглашений от правительств этих стран.
Международное участие в решении кризисных ситуаций также требует мандатов от международных организаций, таких как Организация Объединенных Наций, или согласия соответствующих государств.
В современных условиях многие страны Центральной Азии, включая Казахстан, также развивают отношения с другими странами, у нас это официально объявлено «многовекторной политикой». Поэтому балансировка интересов и влияния различных геополитических игроков становится все более сложной задачей для понимания соседа с Севера. А это опасение подкрепляется нынешними действиями самой России, начавшей войну в Украине, и постоянными заявлениями о скорее возможном применении ею ядерного оружия, что, конечно, не может не настораживать.
Ложный тезис
Помимо прочего, в России продолжает разыгрываться «молдавская карта». МИД РФ заговорил о «режиме в Кишиневе», имея в виду правительство Молдовы, а министр Лавров недавно заявил, что правительство Молдовы идет по стопам Украины.
- А вы представляете, что будет, когда они узнают, что в Молдове есть город Бендеры, – полушутя задаются вопросом наблюдатели.
А говоря серьёзно, излюбленное обоснование своим агрессивным действиям на постсоветском пространстве в России уже давно облачают в ложный тезис и заговоренную до стирания зубов мантру о «дискриминации русского языка и русскоязычного населения», специально не подчёркивая, что эти дискурсы происходят в государствах суверенных, со своим законодательством, но пока еще остающихся в экономических и иных отношениях с Россией.