Любил, бил и убил, или Почему лишить жизни жену в Казахстане обходится «дешевле», чем незнакомого человека

Курманов Байтас

11 марта начался резонансный судебный процесс в истории Казахстана, связанный с семейно-бытовым насилием. Экс-министра нацэкономики Куандыка Бишимбаева обвиняют в убийстве и истязании гражданской жены - Салтанат Нукеновой. Вся страна следит за драмой, которая развернулась в зале суда, и ждет приговора. Комментаторы в соцсетях уже заявили: решение суда в отношении Бишимбаева станет истинным мерилом того, существует ли в реальности Справедливый Казахстан или нет.

Скептицизм граждан не случаен: судебные анналы нашей страны хранят немало случаев, когда за убийство своих вторых половинок убийцы получали максимально гуманное наказание. Корреспондент Ulysmedia.kz вспомнил несколько таких судебных дел.

Коллаж Ulysmedia

Расчленил и отнес на кладбище

В 2014 году к восьми годам колонии был приговорен житель Карагандинской области, убивший свою жену, а затем с усердием мясника разделал тело, уложил останки любимой женщины в сумку и спрятал улику на кладбище.

- Сумку с телом обнаружил местный житель, который пришел на кладбище, чтобы навестить могилу родственника. Он тут же вызвал полицию. Криминалисты Саранского отдела полиции установили личность 39-летней женщины и по цепочке вышли на след убийцы. Муж погибшей признался, что расправился с ней на почве ревности, – говорилось в пресс-релизе Специализированного межрайонного суда по уголовным делам.

По словам подсудимого, сначала он вынес сумку с телом на мусорку во дворе дома. Но вскоре сообразил, что местные быстро найдут тело и полиция его вычислит. Он снова вышел на улицу и поволок сумку на кладбище, расположенное недалеко от его дома.

Смерть в подарок на день рождения

Вопиющая история произошла в Кызылорде в августе 2022 года. В свой 27-й день рождения Ажар Шадиева погибла от рук своего 29-летнего супруга Руслана Отарбаева.

Согласно официальной информации, распространенной пресс-службой департамента полиции, «в состоянии алкогольного опьянения житель Кызылорды (Руслан Отарбаев – авт.) избил свою жену. От полученных тяжких телесных повреждений 27-летняя гражданка скончалась».

По словам очевидцев, Отарбаев, находясь в состоянии алкогольного опьянения, в караоке-клубе зверски избивал свою жену и мать своих троих малолетних детей. После продолжил наносить побои супруге на улице, прямо на глазах у сотрудников полиции.

Ажар Шадиева и Руслан Отарбаев

По словам матери погибшей, уже после её смерти её зять пытался скрыть преступление. Для этого отвез тело домой, а на вопрос тещи: «Где Ажар?», невозмутимо ответил: «Она спит».

Один из полицейских позже всё-таки получил наказание в виде 5 лет лишения свободы по статье 370, часть 4 «бездействие по службе, повлекшее тяжкие последствия».

Департаментом полиции Кызылординской области было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 99 (Убийство). Позже кызылординские полицейские сообщили, что досудебное расследование ведется по пункту 5 части 2 статьи 99 Уголовного кодекса (Убийство с особой жестокостью), но в суде дело было переквалифицированно. В действиях Руслана Отарбаева суд не усмотрел «особой жестокости» и приговорил к 12 годам лишения свободы.

Пытался спрятать труп, а после раскаялся

13 июля 2023 года в семье, проживающей в Петропавловске, произошла очередная ссора. Чтобы не напугать свою 8-летнюю дочь, муж с женой вышли на улицу и ушли в расположенную в 100 метрах от их дома лесопосадку.

Как стало известно на судебном заседании, убитая Виктория Абдулаева пошла туда с ножом. Об этом заявлял обвиняемый в ее убийстве муж - Надир Абдулаев. По его словам, женщина первой накинулась на него с ножом, и тогда он отобрал у женщины холодное оружие и пырнул ее в живот. Виктория упала, а супруг нанес ей еще 4 ножевых удара в шею. Один из них пришелся по сонной артерии.

   - С целью сокрытия своего преступления позвонил своему младшему двоюродному брату Гасанову, чтобы тот принес из дома штыковую лопату. Примерно в 5:00, не зная о совершенном Абдулаевым особо тяжком преступлении, Гасанов взял из дома лопату, принёс её на указанную лесную поляну. Там  Гасанов увидел, что Абдулаева лежит на земле без признаков жизни с ножевыми ранениями в области шеи. После чего Гасанов помог перенести труп Абдулаевой до канавы и присыпать труп лесной землей, ‒ рассказал судья Специализированного межрайонного суда по уголовным делам СКО Ерлан Нуршарыпов.

Виктория Абдулаева

Согласно материалам дела, после этого мужчины предприняли еще несколько действий по сокрытию следов преступления. Одну часть одежды выбросили в мусорный бак, другую принесли домой и закинули в стиральную машину, чтобы отстирать кровь. Обсуждали, как перезахоронить тело.

В январе 2024 года Надира Абдулаева за убийство его супруги Виктории приговорили к 10 годам 6 месяцам лишения свободы. Суд при вынесении решения не нашел у убийцы отягчающих обстоятельств, а в качестве смягчающих учел признание подсудимым вины, раскаяние, наличие на иждивении малолетнего ребенка.

3 миллиона за смерть

Ещё один случай убийства жены законным супругом произошел в 2020 году в Северо-Казахстанской области. 14 января в селе Явленка после 10 лет брака муж убил жену на глазах у её собственной матери и малолетних детей.

Убийце было вменено в вину, что «14 января 2020 года около 05:30 часов Құдажанұлы Ф., находясь у себя дома, в ходе возникшей ссоры умышленно нанес удары по голове и телу своей супруги», которая «от полученных телесных повреждений скончалась на месте».

Ужасные подробности супружеской жизни своей покойной дочери мать погибшей озвучила в СМИ.

   - Я с самого начала поняла, что счастья ей с ним не будет, но что могла поделать. Я только пыталась его успокоить: «Фархад, дорогой, успокойся!» Если видела, что он уже становится опасен, то бросалась между ними, чтобы дочка могла убежать из дома. Бедняжка не раз убегала из дому босая, без верхней одежды. Когда я прикрывала ее от кулаков мужа своим телом, и мне перепадало. Так и жили под пинками и кулаками, в постоянном страхе.

Айсулу Шоткина и Фархад Құдажанұлы

Самое парадоксальное: на досудебной стадии производства по делу между прокурором и подозреваемым Құдажанұлы, в присутствии его защитника и с письменного согласия потерпевшей – матери погибшей Айсулу Шоткиной, заключено процессуальное соглашение в форме сделки о признании вины. Данное дело было рассмотрено в согласительном производстве, судом установлено выполнение Құдажанұлы условий процессуального соглашения.

Приговором суда Фархада Құдажанұлы признали виновным по части 3 статьи 106 «причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть» и назначили наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет. В счет морального вреда матери, которая стала свидетелем убийства собственной дочери, с осужденного судом было взыскано 3 000 000 тенге.   

Размер имеет значение…

В ночь на 12 октября 2022 года в больнице скончалась алматинский юрист Айман Асанова. По данным полицейских, 8 октября 2022 года около 23:00 со множественными ножевыми ранениями женщина была доставлена в одну из больниц южной столицы.

По подозрению в убийстве задержан бывший муж погибшей Талгат Нуртаев, с которым Айман прожила в браке 3 года. В июне 2023 года Специализированный межрайонный суд по уголовным делам города Алматы признал Талгата Нуртаева виновным по части 1 статьи 101 Уголовного кодекса «Убийство, совершенное в состоянии аффекта».

Хотя экс-супруг юриста был передан суду по обвинению в убийстве, безо всяких отсылок к помутнению сознания.

Суд проходил с участием присяжных заседателей. Как значится в решении суда, погибшая «тяжко» оскорбила подсудимого, «сравнив его мужское достоинство с чужим в сторону уменьшения».

   - Нуртаев Т.Е., восприняв слова Асановой А.К. как тяжкое оскорбление и издевательство, находясь в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного издевательством и тяжким оскорблением потерпевшей, выхватил из ее рук нож и стал наносить ей множественные удары ножом в область шеи и головы, причинив тяжелую открытую черепно-мозговую травму в результате проникающей колото-резаной раны правой височной области головы с повреждением твердой мозговой оболочки, вещества головного мозга, правой ветви средней мозговой артерии, сопровождавшимся кровоизлиянием и некрозом тканей головного мозга по ходу раны, оскольчатый перелом височной кисти, повлекшие тяжкий вред здоровью, а также резаные раны: в заушной области справа, в затылочной области справа и слева, от левой заушной области до задней поверхности шеи, в надключичной области слева, на проксимальной фаланге 1-го пальца правой кисти, на дистальной и средней фалангах 4-го пальца левой кисти, на правом предплечье, на правом бедре, которые квалифицируются как легкий вред здоровью, - зачитал судья в первой инстанции.

Айман Асанова и Талгат Нуртаев

При этом тот самый нож, который был у Асановой, бесследно пропал.

За 18 ножевых ранений, нанесенных экс-супруге, Талгат Нуртаев был приговорен к 1,5 (!) годам лишения свободы.

Позже дело отправили на новое судебное разбирательство из-за допущенных нарушений. Действия Нуртаева были переквалифицированы по части 1 статьи 99, подсудимому назначено наказание в виде 11 лет лишения свободы.

По всей строгости…

Абсурдность столь гуманных вердиктов отечественной Фемиды в случаях, когда убийство происходит внутри семьи, на контрасте демонстрирует приговор суда, вынесенный в Павлодарской области.

В 2021 году 43-летний Мади Жанбаев пошел на встречу в кафе со знакомыми. После компания направилась в квартиру, где и произошел конфликт, переросший в драку.

   - Сын говорит, когда его начали бить табуреткой по голове, пинать, бить руками, стол упал, он увидел нож и боялся, что его забьют до смерти. Этим ножом он начал отпугивать. Потом знакомые ушли. Он видел кровь, но это была его кровь, потому что они разбили ему голову. Никого уже не было, он встал и пошел домой, - рассказала журналистам мама осужденного Алтын Жанбаева.

Подсудимый заявлял, что в запале драки нож он взял лишь в целях самообороны, так как нападавших было двое. Но эти доводы не убедили суд. В итоге Мади Жанбаев был признан виновным в покушении на убийство двух лиц. И хотя в данном случае никто не погиб, подсудимому было назначено наказание в виде 15 лет лишения свободы в учреждении уголовно-исполнительной системы максимальной безопасности. После рассмотрения дела апелляционной коллегией приговор был смягчен до 12 лет и 3 месяцев лишения свободы.

Справка:

Статья 99 УК РК «Убийство, то есть противоправное умышленное причинение смерти другому человеку»; наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 106 часть 3 УК РК «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего»; наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.