Самоубийство экс-банкира, главного акционера Qazaq Banki Бахыта Ибрагима, отсидевшего семилетний срок за хищение 144 млрд тенге в банке RBK, вызвало широкий общественный резонанс. Сегодня главный вопрос, которым задаются не только представители правоохранительных органов, возбудивших уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства», но и пользователи соцсетей: что заставило его свести счеты с жизнью?
Вместе с тем есть и еще один вопрос, обсуждаемый в обществе: не слишком ли часто имена казахстанских банкиров упоминаются в криминальной хронике? Самые яркие случаи взлета и падения крупных финансистов в истории независимого Казахстана вспоминал корреспондент Ulysmedia.kz.
Виктор Те: «Крамдс банк»
Первым банком, лопнувшим в независимом Казахстане, был «Крамдс банк». Сегодня это название позабылось, но те, кто пережили 90-е, наверняка помнят это название, ведь на заре становления молодого государства это был один из самых крупных коммерческих банков. В этом банке обслуживались многие производственные предприятия страны. У руля «Крамдс банка» стоял известный в то время бизнесмен Виктор Те.
Что послужило причиной краха этого банка, доподлинно неизвестно, но в 1995 году у «Крамдс банка» вдруг возникли серьезные проблемы. В народе поговаривали, что этот банк участовал в каких-то финансовых махинациях.
И в 1996 году Нацбанк принудительно ликвидировал «Крамдс банк» за «систематическое нарушение пруденциальных нормативов, а также систематическое ненадлежащее исполнение договорных обязательств по расчётным и переводным операциям».
Глава банка Виктор Те бежал из Казахстана в РФ. Позже соотвечественники поговаривали, что видели его в Калининграде.
В то время государство никак не гарантировало сохранность депозитов при банкротстве банков, и потому вкладчики «Крамдс банка» со своими деньгами попрощались навсегда. Общий долг банка на момент его банкротства был равен порядка 3 млрд тенге.
Оразалы Ержанов: «Наурыз банк»
Следующим «лопнувшим банком» стал «Наурыз Банк Казахстан». Он возник в марте 2001 года из пепла законсервированного «Казагропромбанка». Возглавил его Оразалы Ержанов, который сумел к 2003 году вывести «Наурыз банк» в число лидеров финансового сектора страны. Прибыль банка за тот год составила 90 млн тенге.
Однако ветер перемен, столь частый для того времени, коснулся деятельности «Наурыз банка» уже в 2004 году. Тогда депутат парламента Толен Тохтасынов зачитал на заседании письмо председателя правления банка Оразалы Ержанова к президенту Нурсултану Назарбаеву. Банкир просил положить конец давлению со стороны власти и остановить чиновничий произвол. В ноябре 2004 года «Наурыз банк» был законсервирован «для оздоровления его финансового положения и улучшения качества работы». А в ноябре следующего года –признан банкротом и ликвидирован решением экономического суда. На момент банкротства его вкладчиками были более 20 000 человек, банк имел 17 филиалов по республике и хранил на своих счетах почти 2 млрд тенге депозитов. Обратившимся вкладчикам Казахстанский фонд гарантирования депозитов выплатил около 700 млн тенге.
На суде всплыли многомиллиардные хищения, глава БВУ Оразалы Ержанов был обвинен в выводе из банка 4,5 млрд тенге и создании ОПГ. Банкиру удалось скрыться от правосудия, и в 2005 году, находясь в Москве, опальный банкир в интервью одному из оппозиционных казахстанских изданий признался, что «Наурыз банк» изначально был «воздушным пузырем» – высокопоставленные госслужащие использовали банк для отмывания денег. Тогда Ержанов назвал два имени: Имангали Тасмагамбетова, бывшего руководителем администрации президента, и Ерлана Атамкулова, возглавлявшего компанию «Казахстан темир жолы». По словам Оразалы Ержанова, указанные лица внесли в «Наурыз банк» 10 миллионов долларов наличными, но позже потребовали их обратно. Ержанов утверждал, что пытался решить проблему мирным путем, но высокопоставленные вкладчики для возврата средств начали использовать административный ресурс.
Оразалы Ержанов был задержан в Москве в 2010 году, однако российские правоохранители выдали экс-банкира казахстанским коллегам лишь год спустя. В 2012 году состоялся суд, который приговорил Ержанова к 5 годам лишения свободы за хищение в особо крупных размерах.
Однако в 2022 году экс-глава «Наурыз Банка» вдруг поменял риторику, обвинив в своем заключении не кого-нибудь, а экс-президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. По словам Ержанова, в 2004 году ему позвонил Карим Масимов, в то время занимавший должность вице-премьера, и сказал, что Алия Назарбаева должна стать 50-процентным партнером в банке.
По словам экс-банкира, после его отказа Масимову 70% доли в банке захотела Гульнар Ракишева.
- Они не хотели купить у меня долю или инвестировать деньги в банк, они просто попросили меня отдать долю, – вспоминал Ержанов.
И только после того как он отказался и от этого предложения, начались гонения на него и его замов.
Андрей Беляев (Айтбакы Белялов): «Валют-Транзит Банк»
Но звание самого загадочного банкира страны по сей день по праву принадлежит Андрею Беляеву, настоящее имя которого - Айтбакы Белялов.
В какой момент в шахтерской Караганде, замученной нестабильностью лихих 90-х, откуда вдруг появился банк, который начал разрастаться словно на дрожжах, окрашивая самые значимые здания города в «фирменный» голубой цвет, едва ли ответит даже самый осведомленный старожил. Но очень быстро этот финансовый институт превратился в настоящую империю семьи Беляевых – с собственным гимном, сводом правил и огромными активами.
Будучи в расцвете возможностей, Андрей Андреевич (как называл себя банкир) в интервью заявлял о том, что становление его прошло в Москве, где он учился, а затем познакомился с будущей женой и Музой – Алией Балташевной. И что, вернувшись на историческую родину, они начали свой бизнес с одного маленького «обменника», который очень быстро превратился в банк.
Большинство карагандинцев эти откровения читали как сказку, сочиненную склонным к творчеству финансистом. Было совершенно очевидно, что тот огромный капитал, который одномоментно влил в карагандинскую экономику Андрей Беляев, заработать не то что в «обменном пункте», но даже с целой сетью таковых попросту невозможно.
С 1996-го по 2001-ый годы Беляеву удалось вывести «Валют-Транзит» в лидеры, а самому получить титул одного из десяти крупнейших банкиров страны. В 2002 году накопительный пенсионный фонд ВТБ и вовсе стал первым среди конкурентов и собрал ряд международных наград. Капитал банка и его чистая прибыль росли с каждым годом, а Караганду тогда величали не иначе как «город Валют-Транзита».
Аппетиты Беляева также росли, он начал «завоевывать» рынки в других регионах.
Помимо банковской деятельности, Андрей Андреевич реализовывал себя как поэта и бильярдиста. Он устраивал творческие вечера своей поэзии уровня «любовь-кровь» и турниры по бильярду с невиданным размахом. Например, сборник стихов «Утро завтрашнего дня» он презентовал в Конгресс-холле Астаны, пригласив для выступления таких звезд, как Роза Рымбаева и Алибек Днишев, а сборник своих стихов, напечатанный на самой дорогой бумаге, раздаривал всем пришедшим.
«Валют-Транзит банк» постоянно проводил акции с призами в виде автомобилей, а на десятилетие ВТБ организовал в Караганде невиданный фейерверк.
Но все хорошее когда-нибудь кончается. В конце 2005 года АФН изучило документы банка, а затем, по утверждению Белялова, в общество была специально запущена информация о якобы нестабильном финансовом положении «Валют-Транзит банка». Начался отток средств. Пытаясь спасти ситуацию, Айтбакы привлек инвесторов и даже переуступил им свое кресло. Но в декабре 2006 года у банка Беляева была отозвана лицензия, а сам банкир взят под стражу.
Сначала он был осужден на три с половиной года. На скамье подсудимых оказались и топ-менеджеры банка. А осенью 2010 года Беляев получил еще один срок – 10 лет лишения свободы. Статьи были аналогичные: создание преступной группировки, незаконное использование денежных средств, мошенничество и так далее. По данным следствия, ущерб «Валют-Транзит банка» в результате деятельности Беляева превысил 30 миллиардов тенге. Вкладчиков, доверивших свои средства «Валют-Транзиту», к тому времени насчитывалось уже почти 400 тысяч...
Пока Андрей Андреевич «мотал срок», его имущество волшебным образом переходило к другим людям. Так, например, после приезда в Караганду группы россиян, один из торговых домов, принадлежавший Беляеву, вдруг нашел российских владельцев. В народе все громче поговаривали, что капитал «Валют-Транзита» был ничем иным как частью пропавших денег «МММ» – всесоюзной финансовой пирамиды, созданной Сергеем Мавроди. Якобы Беляев работал у него бухгалтером, и в тот момент, когда Мавроди арестовали, не растерялся…
Насколько эти слухи соответствовали действительности, мы вряд ли узнаем… Ведь 11 февраля 2013 года Айтбакы Белялов скоропостижно скончался от инфаркта миокарда в возрасте 54 лет.
Мухтар Аблязов: «Банк ТуранАлем»
Звание самого оппозиционного банкира страны прочно закрепилось за Мухтаром Аблязовым, который за свою казахстанскую карьеру сумел пройти путь от ученого и инженера до бизнесмена, государственного деятеля, банкира и заклятого врага действующей власти.
О его детстве и юности известно немногое. После окончания института в 1986 году Мухтар Аблязов начал трудовую деятельность. Карьеру в Казахском государственном университете он строил с низов, работая младшим научным сотрудником и инженером.
В 1990 году Аблязов поступил в аспирантуру МИФИ, после чего уволился и решил попробовать себя в бизнесе. В первое предприятие, названное «Мадиной» (в честь дочери), предприниматель вложил всю душу. Набив первые шишки и заработав деньги, в 1993 году Аблязов основал фирму «Астана-Холдинг», в которой занял пост президента. Организация вела широкую деятельность на различных направлениях: от поставки продуктов питания до банковской сферы.
В 1997 году бизнесмен встал у руля компании KEGOC, но уже в следующем году сменил «руль» на чиновничий портфель. Аблязов занял пост министра энергетики, индустрии и торговли в правительстве Нурлана Балгимбаева. Но на госслужбе бизнесмен задержался всего 2 года: в октябре 1999-го он подал в отставку. А в 1998 году, когда компания Аблязова «Астана Холдинг» выиграла тендер на приобретение акций «БанкТуранАлем» за 72 млн долларов США, Аблязов стал полноправным владельцем банка.
Однако в 2001 году Мухтар Аблязов решил податься в политику, став одним из организаторов движения «Демократический выбор Казахстана». Лидерами движения стали Мухтар Аблязов и аким Павлодарской области Галымжан Жакиянов. За участие в организации ДВК политики заплатили высокую цену: их сняли с государственных должностей и начали в отношении них уголовное преследование. Весной 2002 года оба были арестованы. В июле того же года Мухтара Аблязова осудили на 6 лет лишения свободы.
Однако тут в защиту опального банкира и политика выступили международные правозащитные организации. Государственный департамент США нашел политическую мотивацию в деле Аблязова. В поддержку политика выступил также Европарламент, который даже принял специальную резолюцию по его делу. В 2003 году Мухтара Аблязова помиловали в обмен на его обещание никогда не заниматься политикой.
Однако слово свое Мухтар Кабулович не сдержал.
В 2008 году после ребрендинга «БанкТуранАлем» превратился в БТА Банк. А еще через год правительство Казахстана обвинило банкира, сколотившего многомиллионное состояние, в махинациях, и отстранило от должности. Аблязов не стал дожидаться правосудия на родине. Он покинул страну, получил гражданство Австрии, после чего уехал в Великобританию, где попросил политическое убежище.
В 2017 году бизнесмен Муратхан Токмади раскрыл детали убийства, за которое в 2004 году получил один год лишения свободы, но освободился по амнистии. Ранее он заявлял, что во время охоты случайно выстрелил в председателя правления «Банк ТуранАлем» Ержана Татишева. Согласно новым показаниям, убийство бизнесмена было заказным, и в качестве заказчика назвал Мухтара Аблязова. Токмади подчеркнул, что Мухтар Аблязов пытками и угрозами семье заставил его совершить преступление.
В марте 2018 года суд признал Токмади виновным в предумышленном убийстве и назначил ему десять с половиной лет колонии. Приговор организатору преступления вынесли заочно: Мухтара Аблязова приговорили к пожизненному заключению.
Жомарт Ертаев: «Банк RBK»
Еще один банкир, который долгое время скрывался от правосудия, – бизнесмен Жомарт Ертаев. За свою карьеру он дважды попадал в поле зрения правоохранительных органов в связи с его банковской деятельностью. Так, 25 августа 2009 года суд санкционировал арест Жомарта Ертаева по подозрению в совершении правонарушений в годы работы председателем правления «Альянс банка». Однако после девяти месяцев ареста банкира выпустили, обвинение в отношении него было переквалифицировано на «нарушение законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности», а также «незаконное использование денежных средств банка».
А в 2020 году его признали виновным в хищении 144 миллиардов тенге, принадлежавших Bank RBK и приговорили к 11 годам лишения свободы с конфискацией имущества, с лишением права заниматься коммерческой и финансовой деятельностью, связанной с материальной ответственностью, сроком на 5 лет с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы средней безопасности.
Из материалов дела следовало, что Ертаев, будучи советником председателя совета директоров АО «Bank RBK», «пролоббировал получение банковского займа подставным ТОО на сумму более 80 миллионов долларов, а также осуществлял действия с целью невозврата заемных средств».
Следствие утверждало: в годы работы в банке Жомарт Ертаев и его сообщники организовали мошенническую схему по выдаче и получению займов: выдавали кредиты под несуществующее залоговое имущество фиктивным заемщикам. «Кроме того, Ертаевым и его сообщниками из банка мошенническим путем выводились крупные суммы денег, с 2012 по 2017 год из кассы выдавались деньги для личных целей без документов». Следствие установило, что эти средства частично зачислялись на счета Ертаева и его супруги Нургуль, которая в то время значилась в совете директоров Bank RBK. За пять лет было зачислено более 3 миллиардов тенге.
По запросу казахстанских властей Жомарта Ертаева задержали в столице России в начале мая 2018 года. Некоторое время он находился под домашним арестом, но впоследствии его водворили в следственный изолятор. В Казахстан он был экстрадирован в марте 2019 года. На суде Ертаев полностью признал свою вину в хищении и легализации крупной суммы денег.