Прокуратура Люксембурга не увидела доказательств в уголовном деле против Стати и поэтому рекомендует его закрыть, передаёт Ulysmedia.kz.
Стати начал зарабатывать на Казахстане
Редакции стало известно, что этот вывод прокурора последовал после изъятия в Швеции $75 млн, принадлежавших Национальному фонду Казахстана. С учетом процентов, начисляемых в размере $25 млн в год, общая сумма, которую предстоит выплатить Казахстану в пользу Стати в соответствии со Стокгольмским арбитражным решением, составляет $585 млн. Сумма продолжает расти.
Уголовное дело в Люксембурге инициировал в 2019 году Марат Бекетаев - бывший министр юстиции Казахстана. Это была его очередная и тоже безуспешная попытка отменить решение Стокгольмского арбитража, предписывающее выплатить в пользу Стати $500 млн компенсации за экспроприированный нефтяной бизнес Стати.
Страсть Бекетаева
Люксембург был единственной страной, где Бекетаев убедил власти расследовать обвинения в адрес бизнесменов Стати в мошенничестве. Но теперь в дело вмешалась прокуратура Люксембурга и пришла к выводу, что Бекетаев и Bolashak стремились изобразить Казахстан «жертвой», утверждая, что преступлением в данном случае является не хищение активов под руководством Масимова, а «мошенничество» бизнесменов Стати.
Также недавно Агентство по борьбе с коррупцией Казахстана заявило, что Бекетаев задержан и обвинен в «лоббировании интересов аффилированной компании путем заключения с ней ежегодных контрактов на оказание заведомо не требующихся услуг, причиняя тем самым особо крупный ущерб государству».
Мы сообщали, что «аффилированная компания» - это Bolashak Consulting Group, казахстанская юридическая фирма, которая представляла интересы Казахстана в этом споре.
Через Bolashak Бекетаев поручал иностранным юристам, в том числе юридической фирме Herbert Smith Freehills, и консультантам Arcanum Global вести дело Стати. По оценкам, стоимость юридической стратегии Bolashak для казахстанских налогоплательщиков обошлась в сотни миллионов долларов.
- Бекетаев не стремился контролировать, во сколько обходится бюджету борьба Bolashak и других юридических фирм со Стати, также его не интересовал исход этого дела, - говорит Анатол Стати и добавляет, что, несмотря на потраченные суммы, решение о выплате компенсации в его пользу остается окончательным и не подлежит обжалованию.
Почему удивляется Анатол Стати
В свою очередь молдавский бизнесмен удивлён тем, что Казахстан продолжает тратить деньги на защиту судебной стратегии Бекетаева и незаконных действий Карима Масимова и «Старого Казахстана».
- Это пустая трата сотен миллионов долларов налогоплательщиков. При этом распоряжается деньгами фирма, в отношении которой ведется расследование по фактам коррупции. Мы уже изъяли активы Национального фонда в Швеции на сумму $75 млн и продолжим взыскивать активы Казахстана в Люксембурге, США и других странах до тех пор, пока присужденная судом сумма и проценты по ней не будут выплачены нам в полном объеме, - прокомментировал происходящее Анатол Стати, президент и единственный акционер Ascom Group.
Справка
Судебный спор возник после конфискации Казахстаном нефтяных месторождений Стати в 2010 году. Начиная с 1999 года бизнесмены Стати приобрели две компании, владевшие неиспользуемыми лицензиями на месторождения Боранколь, Толкын и блок Табыл в Казахстане.
В течение следующего десятилетия они инвестировали более 1 миллиарда долларов США, чтобы превратить предприятия в успешные компании по разведке и добыче. К концу 2008 года бизнес стал прибыльным и приносил значительный доход государству. Как раз в момент, когда Стати уже рассчитывали на дивиденды, более полудюжины государственных органов провели многочисленные проверки, в результате которых против сторон Стати были выдвинуты обвинения в неправомерных действиях и началось уголовное преследование сотрудников.
Действия Казахстана поставили под сомнение право собственности Стати на инвестиции, подвергли их необоснованным налоговым доначислениям на сотни миллионов долларов и уголовным санкциям. Позже Стокгольмский арбитраж счел изъятие и национализацию инвестиций Стати казахстанскими властями в июле 2010 года незаконными.