Интерес Кремля к Центральной Азии за последние три десятилетия был непостоянным – он то падал, то поднимался. В начале 90-х годов прошлого века, после распада СССР, пять новых государств представляли собой малозначимый фактор. Даже создание СНГ в Беловежской пуще происходило без их участия – вопрос решили три славянские республики.
Что и почему изменилось в отношении к государствам, которые традиционно никогда не воспринимались Россией всерьёз, разбирался аналитик Ulysmedia.kz, кандидат исторических наук Асылбек Бисенбаев.
«Центрально-азиатская тележка»
Российское руководство ставило своей целью, как говорил на тот момент премьер Егор Гайдар, отцепить центрально-азиатскую тележку от российского локомотива и войти в Европу. Поэтому в 1994 году идея президента Нурсултана Назарбаева создать Евразийский союз встречена была довольно прохладно.
С течением времени значение Центральной Азии возрастало по мере понимания того, что Россия не войдет в число государств Европейского союза. С началом войны против Украины она оказалась в международной изоляции. И речь не только о Европе, США, Японии и других стран мира. Оказались пустыми и надежды России на антиамериканский союз с Китаем, для которого Россия - источник сырья и ресурсов и транзитная зона торговли с Европой. В то время как отношения Китая с США стратегически важны для экономики, научно-технического развития, подготовки кадров и многого другого. Практически войну поддержали только КНДР, Иран, остальные возможные союзники отделались нейтральными заявлениями.
ОДКБ, ЕАЭС и т.д.
Государства Центральной Азии и ранее занимали разные позиции по отношению к России. Ее партнерами по ОДКБ стали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. В состав ЕАЭС входят те же страны, но без Таджикистана. Узбекистан и Туркменистан предпочли отказаться от участия в этих объединениях по самым разным причинам.
Военно-политический союз, в котором главенствует Россия, – ОДКБ находится в жестком кризисе. Армения, не получившая поддержки в Карабахской войне, заявляет о возможном выходе из организации. Кыргызстан и Таджикистан, находившиеся на грани острого конфликта в сентябре 2022 года, смогли урегулировать отношения без реального участия России. Но она по-прежнему сохраняет военное присутствие в Казахстане, Таджикистане и Кыргызстане, хотя из-за войны оно заметно снижается.
Перестали соглашаться
Война меняет отношение жителей региона к России. По опросам, большинство жителей Центральной Азии (70% в Кыргызстане, 55% в Казахстане и 30% в Узбекистане) объясняют нынешние экономические трудности российским вторжением в Украину. Здесь проходят антивоенные протесты и пикеты, отменяются гастроли российских звезд, прекращено вещание некоторых ТВ каналов, прекращено обслуживание карт «Мир». Ни одно из государств региона не признало “ЛНР”, “ДНР” и аннексию Крыма.
Но Путину крайне важно показать для населения страны, что Россия по-прежнему является мировым лидером и у нее есть надежные союзники. Поэтому он настойчиво приглашает президентов Центральной Азии на различные парады, форумы и иные мероприятия. Но все это носит декоративный характер, поскольку Россия вследствие санкций резко сдает свои позиции.
Партнёров выбирают
Одновременно происходит и усиление влияния в Центральной Азии других государств, прежде всего Китая. Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан стремятся извлечь максимальную экономическую выгоду из китайской инициативы «Один пояс – один путь», в том числе и деятельности китайских инвесторов.
Дело не только в экономике, но и в безопасности. Если КНР вкладывает деньги в регион, то она заинтересована в их сохранности и стабильности партнерских отношений. Поэтому президент Токаев заявлял, что Казахстан уважает «неизменную и твердую позицию Пекина» по вопросу территориальной целостности и суверенитета других государств и его приверженность принципам невмешательства во внутренние дела.
А реальная угроза сегодня исходит от России, ее непредсказуемой политики, высокой вероятности нарушения международных договоров и обязательств. И эта угроза вполне явственно ощущается в Казахстане, который имеет самую протяженную границу с Россией. Тем более, что даже на фоне войны с Украиной отсюда раздаются угрозы, вплоть до военных действий.
Заинтересованный Запад
Начало войны привело к активизации Запада. С этой целью в регион совершил визит государственный секретарь США Энтони Блинкен, который пообещал странам центральноазиатской пятерки помощь в ослаблении зависимости от России и настоятельно советовал отказаться от обхода санкций.
В условиях санкций Россия попала в трудное положение. Передовые отрасли экономики оказались зависимы от зарубежных поставок и возвращаются к производству крайне устаревшего оборудования и техники. Поэтому, как заявил Путин, Россия заинтересована в том, чтобы страны Центральной Азии «подключались к масштабным российским инициативам по импортозамещению».
В результате резкого сокращения западного импорта в Россию, экспорт из всех стран Центральной Азии значительно поднялся. В том числе и за счет подсанкционных товаров. Но этот рост все-таки имеет пределы из-за возможности распространения санкций Запада.
Например, помощник госсекретаря США Элизабет Розенберг год назад на мероприятии по взаимодействию со СМИ в Астане прямо заявила, что «Россия стремится использовать страны и юрисдикции с высоким уровнем экономической интеграции с собственной экономикой для закупок и перемещения поставок».
Она подчеркнула, что главный приоритет США - не допустить, чтобы Россия перепрофилировала товары для войны, а также отрезать ее предприятия от ресурсов, необходимых для заполнения производственных пробелов.
- Перед бизнесом стоит четкий выбор: они могут сохранить свои связи с наиболее важными мировыми рынками или могут быть активными участниками российских военных действий, содействуя или закрывая глаза на поставки, направляющиеся на поле боя, - предупредила Розенберг.
Почему россиян становится меньше
В России после террористического акта в Подмосковье резко поднялась волна антиэмигрантских настроений. Но нужно помнить об одном важном обстоятельстве. В РФ происходит сокращение численности населения вследствие низкой рождаемости, массового выезда трудоспособного активного персонала за рубеж. Только в 2022 году за пределы страны выехал миллион россиян. Некоторые демографы прогнозируют снижение численности населения к концу века до 70 миллионов. Для восполнения потерь, по некоторым подсчетам, необходим приток 300 тысяч трудовых мигрантов ежегодно.
Этого не может не понимать руководство России, но оно рассчитывает на сложившуюся зависимость Центральной Азии, которая избавляется от излишних рабочих рук с одной стороны, с другой - нуждается в денежных переводах от своих трудовых мигрантов.
- Кыргызстан зависит от денежных переводов своих временных трудовых мигрантов, отправившихся в Россию на заработки, на 31% от ВВП, в Таджикистане зависимость доходит до 51%, - приводит свои данные профессор Джорджтаунского университета Тереза Сабонис-Хелф.
Тем не менее привлекательность России для мигрантов снижается из-за падения курса рубля и возможности оказаться на фронте. Поэтому в последние годы происходит переориентация трудовой миграции в другие страны – Британию, Южную Корею, Китай и т. д. Но пока что это не восполняет необходимых объемов миграции.
Обоюдная зависимость
Путин постоянно напоминает о зависимости Центральной Азии от России, подчеркивая для внутренней аудитории величие страны. Это выражается в высылке или преследовании мигрантов, препятствиях для торговли со странами региона, приостановкой работы Каспийского магистрального нефтепровода, недружественными высказываниями депутатов, политиков журналистов, периодически заявляющих о необходимости изменения границ или «искусственности» государств Центральной Азии. Наряду с этими шагами, Кремль понимает свою собственную зависимость от Центральной Азии в экономике, людских ресурсах, вывозе капитала, получения сырья и т. д.
Обоюдный интерес государств в том, чтобы противостоять внешним угрозам, но в большей степени вполне возможным выступлениям с целью свержения существующих режимов. Не случайно Путин заявил, что «действия некоторых стран прямо направлены на расшатывание в странах СНГ легитимной власти», и призвал укреплять коллективную безопасность. С этим утверждением вполне согласны руководители стран региона. Именно поэтому они стремятся извлечь максимальную выгоду из интереса Китая и Запада к региону, но при этом демонстрируют лояльность Кремлю, который является гарантом сохранения их политической стабильности. Это показали январские события 2022 года в Казахстане.
Затянувшаяся война и мобилизация всех ресурсов не позволяет Кремлю проводить реальные жесткие шаги в отношении стран Центральной Азии. Все это прекрасно понимают. Но главным фактором политического единства, хотя и имеющего существенные ограничения, является взаимопонимание между руководителями России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана. Оно основано на самой природе недемократических режимов, солидарных в борьбе за сохранение существующего положения и готовых оказать поддержку в борьбе с оппозицией, народными выступлениями или мятежами.