Ещё в 2023 году у алматинцев, живущих в зоне селевого риска вблизи реки Аксай, должен был появиться надежный «щит» - селезадерживающая плотина. Однако, как выяснилось недавно, Аксайская плотина, строительство которой было начато еще в «пандемийном» 2020 году, так и не доведено до ума.
Кто виноват в том, что 30 тысяч жителей Алматы по-прежнему подвергаются селевому риску, выяснял корреспондент Ulysmedia.kz.
Где плотина?
В разгар небывалых паводков, оставивших без крова тысячи казахстанцев, министр по ЧС Чингис Аринов обеспокоился состоянием селезадерживающих плотин в окрестностях Алматы. Напомним, еще год назад МЧС сообщало о строительстве сразу трех таких плотин:
Так вот, 12 апреля министр Аринов нагрянул с инспекцией на Аксайскую плотину, и обнаружил, что проект далек от завершения, а 30 тысяч жителей южной столицы по-прежнему находятся в зоне селевого риска.
В неисполнении обязательств обвинили подрядчика - строительную компанию TOLAGAI-2050. Министр по ЧС тут же инициировал перед руководством заказчика - ГУ «Казселезащита» - вопрос по передаче соответствующих материалов в Агентство финмониторинга для принятия процессуального решения. А далее по результатам было возбуждено уголовное дело по факту хищения бюджетных средств.
При этом заказчик - ГУ «Казселезащита» остался вне подозрений, а руководитель управления Арман Ахметов прокомментировал информацию о нарушениях при строительстве селезащитной плотины «Аксай» следующим образом:
- Река Аксай относится к одной из селеопасных рек города Алматы. В верховьях реки Аксай расположено 25 ледников и 20 моренно-ледниковых озер. Строительство селезадерживающей плотины «Аксай» имеет важное значение и цель защиты жизни людей и хозяйствующих объектов, находящихся в селеопасной зоне. В настоящее время строительство объекта приостановлено - в связи с неисполнением своих обязательств подрядчиком, и соответствующий договор был расторгнут.
По инициативе министра по чрезвычайным ситуациям Чингиса Аринова соответствующие материалы были переданы нами для принятия процессуального решения в АФМ РК.
Эту же информацию подтвердил официальный представитель АФМ РК Алибек Абдилов.
- ТОО реализовало проект «Строительство селезадерживающей плотины в бассейне реки Аксай». Ответственные лица ТОО подозреваются в хищении бюджетных средств в группе лиц по предварительному сговору в особо крупном размере. Предварительная сумма ущерба составляет 775 млн тенге, – заявил он.
«Казселезащита»… от лукавого
Вместе с тем, предыдущие заявления вызвали возмущение у подрядчиков. В попытке разъяснить ситуацию от TOLAGAI-2050 в социальной сети Instagram публично выступил заместитель директора Аскар Сердалин, который напрочь отмел все обвинения, заявив, что информация о приостановке строительства является неверной.
- Хочу дать краткий комментарий к информации, озвученной руководителем ГУ «Казселезащита» господином Ахметовым 12 апреля 2024 года по строительству плотины в ущелье реки Аксай, - сообщил представитель подрядчика.
- Руководитель ГУ «Казселезащита» МЧС РК Ахметов Арман Тюлегенович заявил 12 апреля 2024 года, что «строительство объекта приостановлено в связи с неисполнением обязательств подрядчиком». Эта информация является неверной и вводит в заблуждение министра ЧС Аринова и общественность.
По словам Аскара Сердалина, работы на объекте были приостановлены по предписанию УГАСК Алматинской области в связи с не прохождением государственной экспертизы и корректировкой проектной документации. Несмотря на наличие полного пакета документов, именно ГУ «Казселезащита» уклоняется от исполнения своих обязанностей по проведению государственной экспертизы.
- Согласно законодательству, государственную экспертизу проекта может проводить только заказчик строительства — ГУ «Казселезащита», - объяснил спикер.
- Несмотря на наличие всех документов у заказчика и протокольного поручения вице-министра МЧС от 24 апреля 2023 года, а также предписания УГАСК от 22 сентября 2023 года, ГУ «Казселезащита» не выполняет свои обязательства. У нас в наличии весь необходимый пакет документов для проведения госэкспертизы, и ничто не мешает её началу. Однако заказчик предпочитает перенести ответственность на нас.
По словам Сердалина, более года строительной компании приходится за счет собственных средств поддерживать работоспособность объекта и обеспечивать его охрану.
- Доля выполненных строительно-монтажных работ сейчас составляет 89 %, полное завершение объекта планируется после заключения государственной экспертизы.
В компании уверяют: чтобы возобновить работу и завершить строительство объекта, нужно, в первую очередь, направить проект на корректировку с проведением государственной экспертизы, далее - завершить строительно-монтажные работы.
- Для этого у заказчика есть все документы. В апреле 2023 года заказчик в лице руководителя ГУ «Казселезащита» Кайрата Бекенова направил в РГП «Госэкспертиза» проект на экспертизу. 19 апреля РГП «Госэкспертиза» вернула данные документы без рассмотрения в связи с замечаниями по комплектности документации, они требовали заключение технического аудита (исх. №01-954-08/1780 от 19.04.2023). В данное время есть выполненные заказчиком два заключения технического аудита и технического обследования на освоенную сумму. Все дело в том, что заказчик своевременно не проводит государственную экспертизу корректировки проекта. Спрашивается, где вина подрядчика?
Руководство ТОО «TOLAGAI-2050» считает, что заказчик в лице руководства ГУ «Казселезащита» умышленно вводит в заблуждение как министра ЧС, так и общественность.
Все дело – в экспертизе
Версию руководства фирмы-подрядчика частично подтвердил и депутат мажилиса Бакытжан Базарбек. Ранее в своих аккаунтах в социальных сетях он рассказывал о своем посещении Аксайской плотины.
- Аксайское ущелье - это самая селеопасная территория и никогда там плотина не строилась, - рассказал в одном из интервью мажилисмен.
- Из-за халатности и бездействия государственных органов, из-за лоббирования интересов частных структур стоит под угрозой строительство самой плотины. С 2021 по 2023 годы строительно-монтажные работы Аксайской плотины проходили незаконно – без утверждения проектно-сметной документации повторной экспертизы, без разрешения на строительство. Первое положительное заключение госэкспертизы и разрешение на строительство уже было, но потом «Казселезащита» внесла коррективы в утвержденный проект и заявила: водоводы должны быть не здесь, а по центру. Но «Казселезащита» вообще не направила его на повторную экспертизу. У меня материалы есть. И если повторной экспертизы нет, то и разрешения на строительство нет.
Базарбек высказал мнение, что подрядчику, скорее всего, в сложившихся условиях приходилось незаконно проводить строительно-монтажные работы.
- Бездействие и незаконные действия со стороны «Казселезащиты» дошли до такого уровня, что управление государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) Алматинской области вынесло предписание и обязало «Казселезащиту» направить материалы на госэкспертизу и получить разрешительные документы, но «Казселезащита» плевала на ГАСК Алматинской области.
- ГАСК должен был до конца добить выполнение своего предписания и подать в суд, но не подал. МЧС с 2021 года это знал, но промолчал. И только когда уже начало топить все населенные пункты по всему Казахстану, МЧС стало понимать, что завтра по этому объекту тоже будут вопросы. Проверили и направили материалы в АФМ на предмет уголовного преследования. У нас вопросы к руководству МЧС: куда они смотрели?
Депутат безапелляционно заявил о том, что усматривает в данном случае коррупционные проявления.
- Мы видим коррупционные действия чиновников, МЧС, ГУ «Казселезащита», - перечислил он виновников «поименно». - Бездействие госорганов, которые еще в 2021 году должны были реагировать, и в 2022 году мы уже должны были получить плотину. Если завтра по Аксайскому ущелью от одного из мореных озер пойдет таяние, то затопит населенные пункты по количеству от 30-45 тысяч человек. Кто за это ответит?
А что министр?
Наверняка риторический вопрос мажилисмена министр ЧС не примет на свой счет. А зря.
Помнится, вступая в должность в феврале этого года, бывший начальник службы охраны президента РК Чингис Аринов на своем первом министерском брифинге сообщил, что свою основную задачу видит в том, чтобы «обеспечить эффективную и своевременную работу ведомства».
- Вопросы социального и материально-технического обеспечения — это вопросы номер один, которые сейчас стоят у меня на повестке дня, - поделился своими планами на будущее новоиспеченный министр.
- По поводу вопиющих фактов денежных сборов и поборов, я думаю, мы, конечно, не будем этого допускать. Будет мною проводиться жесткая превентивная работа в этом направлении. Как раз-таки опыт работы в предыдущем ведомстве мне в этом плане очень хорошо поможет. Я в этом не сомневаюсь. Все вот эти негативные проявления будут искоренять очень быстро.
Сегодня, оглядываясь назад, на ум приходит простонародное выражение, адаптированное к нашим реалиям: «обещать – не мешки с балластом ворочать».
С начала сезона паводков в Казахстане, которые высшее руководство страны назвало «крупнейшими за последние восемьдесят лет» министр по чрезвычайным ситуациям Чингис Аринов практически не появился на публике. За все это время он записал одно лаконичное видеообращение к соотечественникам, совершил несколько визитов в затопленные регионы, где осмотрел с вертолета ушедшие под воду районы, и дал пару лаконичных комментариев.
Может быть, поэтому в народе снова припомнили тот факт, что до своего назначения в должность министра Чингис Аринов никогда не работал в структуре МЧС. С 2006 по 2022 год он служил на различных офицерских и руководящих должностях в кадрах службы государственной охраны РК. Позже стал замначальника службы государственной охраны — начальником службы охраны президента РК.
При таком раскладе стоит ли удивляться тому, как быстро и безоговорочно господин Аринов принял версию руководства ГУ «Казселезащита» о причинах задержки строительства плотины, не попытавшись копнуть ситуацию глубже?