Через два года казахстанская академия наук отметит своё 80-летие - ученый Каныш Сатпаев открыл её и возглавил в 1946 году. С тех пор, чтобы добиться результата и внедрить в жизнь научную мысль, академию несколько раз оптимизировали и реформировали, есть в истории и страница, когда НАН превратили в общественную организацию. Что сейчас происходит с академической наукой, разбирался Ulysmedia.kz.
Первый президент
Нынешнее название учреждения – Национальная академия наук при президенте РК, по планам это центр фундаментальной науки и высшая научная организация государства.
1 июня 1946 года в здании театра оперы и балета им. Абая в Алма-Ате состоялась официальная церемония открытия Академии наук КазССР. Два дня спустя, Каныш Сатпаев был избран её академиком и президентом.
Каныш Имантаевич Сатпаев, в честь которого названы многие объекты, улицы и учреждения, – учёный-геолог, организатор науки, общественный деятель, основоположник школы металлогении в Казахстане. Помимо многого прочего, Каныш Сатпаев в 1924 году составил первый школьный учебник по алгебре для казахских школ. Но наследие великого учёного сейчас никого особенно не волнует, а само его детище – академия – постоянно находится в зоне турбулентности.
Академию – в «Самрук-Казына»
После обретения независимости, проблемы, сопровождающие развал Академии наук, растянулись на десятилетия. Сначала были ликвидированы некоторые институты, часть передали в высшие учебные заведения, а оставшиеся выживают как могут.
Объявленное экс-президентом Назарбаевым 30 лет назад постепенное доведении финансирования науки к 2015 году до 4% ВВП до сих пор туманно при всей неопределённости и отсутствии внятной концепции развития научных направлений.
В 2003 году Академию возглавил Мурат Журинов и предложил тоже ученому, доктору экономических наук Нурсултану Назарбаеву претворить в жизнь реформу, которая почти поставила крест на всем, что еще, хоть и вопреки всему, но работало.
В частности, Журинов писал:
- В Алматы на месте бывшей государственной Академии наук оказалась Центральная научная библиотека (ЦНБ) МОН РК, на балансе которой находится здание бывшей НАН РК. Кроме нее в этом здании действует «Дом учёных». При отсутствии самой Академии наук в статусе РГП, эти две организации практически остались не у дел. Поэтому целесообразно ЦНБ и Дом ученых объединить с РОО «НАН РК», затем акционировать и передать в состав холдинга «Самрук».
Вот так одним махом предлагалось акционирование библиотеки (!) и помещения Дома ученых, чтобы они своими акциями в виде пыльных истрепанных книг и истёршихся кресел вошли в мощный государственный холдинг, где уже были сосредоточены гиганты казахской промышленности. Можно только порадоваться, что у нас так высоко ценится потенциал библиотечных работников и сотрудников Дома ученых, которые из-за своей бедности были вынуждены сдавать помещения в аренду бардам и фотографам.
Вообще, помещения многострадальной Академии наук кто только в свое время не пытался захватить. Даже поговаривали, что главное здание, расположенное по улице Шевченко передадут Казахско-британскому техническому университету или под офис партии «Асар».
Штормило постоянно
Научные учреждения республики без конца «штормит» перспективами структурных преобразований. Многие институты уже стали РГП, часть превращены в акционерные общества. Доходило и до абсурда, когда
в 1994 году к Академии наук вдруг присоединили сельскохозяйственную академию – две абсолютно разные по структурам организации. Убирали в свое время необходимое промежуточное звено как член-корреспондент на пути к званию академика, а ведь из лучших членкоров выбирали академиков.
В 2003 году согласно указу президента Национальная академия наук была преобразована в РОО «НАН РК». То есть ей придали расплывчатый статус общественного объединения.
Затем постановлением правительства было создано НАО «НАН РК», академию прикрепили к министерству образования и науки, затем к министерству науки и высшего образования.
«Бесплатная кормушка»
Год назад глава государства провел заседание Национального совета по науке и технологиям.
- У нас в стране многие годы науке не уделялось должное внимание. В связи с этим накопилось много нерешенных вопросов. Можно сказать, что эта сфера отстает. Если мы хотим стать процветающей страной, мы должны восполнить этот пробел, – заявил Касым-Жомарт Токаев.
И далее сделал парадоксальный вывод, что за последние пять лет расходы на науку в нашей стране выросли на 60%, а доля науки в структуре ВВП, наоборот, снизилась до 0,13%.
- Отдельно хочу сказать, что государственное финансирование науки не должно рассматриваться учеными, а скорее всего – псевдоучеными, в качестве «бесплатной кормушки». Для вас не секрет, что под финансовые гранты зачастую подгоняются соответствующие проекты, не имеющие актуального научного значения. Например, печальный опыт научного холдинга «Парасат». Все выделенные средства ушли в песок, а его бывший руководитель, доктор химических наук, получил американское гражданство и вместе с семьей благополучно покинул страну, – объяснил свою жесткую оценку Касым-Жомарт Токаев.
Вызывала отторжение
Через полгода после заседания Нацсовета по науке в СМИ появилось Открытое письмо академиков НАН РК Президенту Республики Казахстан К. К. Токаеву. В нем, помимо прочих проблем, они приветствовали переименование НАО «НАН РК» в НАО НАН РК при Президенте Республики Казахстан.
Новым президентом НАН РК при Президенте РК стала ученая Кунсулу Закарья, которая, тем не менее, вызвала отторжение у академиков, видимо, тем, что, как писали сами ученые, «она пошла в неверном направлении и заявила, что будет создавать «новую» Академию наук, без «старых» академиков». Противостояние закончилось тем, что несколько месяцев назад президентом академии был назначен экс-министр сельского хозяйства Акылбек Куришбаев.
«Ученый века»
Вообще, тема «академиков», доставшаяся нам от советских времён, является достаточно болезненной для обладателей этого звания.
В вышеупомянутом письме было указано, что, «кроме нашей РОО НАН РК, существуют еще 28 отраслевых академий наук (в них около 1000 членов-академиков, а некоторые из них носят звание «национальных» и возглавляются или имеют в своем составе «известные» фамилии), и многие члены таких академий вообще не проходят процедуры избрания. Все они подписываются академиками и общество этим самым вводится в заблуждение. В то время как в составе РОО НАН РК в настоящее время 151 академик.
Примерно об этом и говорил Токаев на заседании Нацсовета по науке.
- Скажу прямо и откровенно: у нас стало очень много академиков, причем некоторые не имеют никакого отношения к науке. Вроде человек – академик, а его вклад в развитие науки абсолютно никому не известен. Серьезные сомнения вызывают как научные познания таких академиков, так и их достижения. Это, в свою очередь, подрывает авторитет Академии.
Если посмотреть на список избираемых академиков и членов-корреспондентов Национальной академии наук, то почти всегда в него входят ректоры университетов, директора исследовательских институтов и центров. Не отстают от них бывшие и нынешние члены парламента, такие маститые ученые, как Токтар Аубакиров, Талгат Мусабаев, Ахан Бижанов, Серик Оспанов, Мухтар Кул-Мухаммед и другие чиновники. Академиками были избраны и экс-замакима Алматы Серик Сейдуманов, Толеутай Рахимбеков – кандидат в президенты Казахстана на выборах 2019 года, и Серикжан Сейтжанов, шымкентский бизнесмен из списка Forbes.
Да что там другие, когда 1 декабря 2011 года Назарбаеву во время встречи с учеными в Алматы было присвоено звание «Ғасыр ғұламасы» («Ученый века»).
29 академий
По словам Мурата Журинова, в настоящее время в Казахстане действует 29 отраслевых академий.
– Другие академии имеют те же права, что и мы, но у всех разные возможности. Мы охватываем все направления науки. Это единственная классическая академия. Другие являются отраслевыми академиями. Они не избирают академиков тайным голосованием, как мы, – сказал Журинов.
Если посмотреть на список научных организаций, то мы, по идее, должны быть если не впереди планеты всей, то как минимум где-то в середине. Как писали СМИ, 12 мая 2023 года в Алматы впервые собрались руководители крупнейших академий наук страны:
Академий этих действительно много, вот только какой у них КПД, и за чей счет они содержатся, – это великая тайна.
На науку… четверть процента
По данным министра науки и высшего образования Саясата Нурбека, бюджет науки за 2023–2025 годы вырос в 3,3 раза в сравнении с предыдущим трёхлетием. На период 2024–2026 годов на научные проекты и разработки в Казахстане намерены потратить 730 млрд тенге.
Если все эти прогнозы и планы сбудутся, то к 2027 году Казахстан наконец сможет преодолеть отсталость в показателях наукоёмкости экономики и довести затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы хотя бы до 1% от ВВП. В 2022 году этот индикатор составлял 0,13%, а в середине 2023-го — 0,25%. Эти данные озвучил министр науки и высшего образования Саясат Нурбек.
В списке стран по доле на эти затраты в 2021 году Казахстан находился на 97-м месте из 110. Нас обгоняли Эфиопия, Монголия, Армения, Чад и многие другие государства. Что там говорить о государствах-лидерах – США, (5,7%) Израиле (5,4%), Южной Корее (4,8%) и Швеции (3,5%).
Достижения впереди?
В составе Национальной академии наук Казахстана действуют:
Казалось бы, если государство тратит значительные средства от ВВП на науку, это может привести к ряду плюсов:
Но пока, к сожалению, мы не видим впечатляющих результатов деятельности НАН РК, несмотря на наличие более 150 академиков и нескольких десятках членкоров. А может, наука любит тишину, и она творится за скрытыми от нас лабораториями и в тиши кабинетов, после чего последует мощный выброс интеллектуального труда на всеобщее благо? Будем ждать.