Суд над Бишимбаевым подошел к финалу: что показали прения сторон

Курманов Байтас

Близится финал самого резонансного процесса за всю историю страны – суд по делу об убийстве Салтанат Нукеновой. В субботу в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Астаны завершились прения сторон. В понедельник подсудимые Куандык Бишимбаев и Бахытжан Байжанов выступят с последним словом и присяжные вместе с судьей удалятся в совещательную комнату для вынесения приговора. Скорее всего, после праздников казахстанцев ждет развязка этой криминальной истории.

Эмоциональный накал достигал своего максимума в эти три дня на процессе на этапе прений. Были и слезы, и как не странно смех, звучали слова великого Абая, упреки, вопросы и риторические восклицания. Хронику процесса вели корреспонденты Ulysmedia.kz

Коллаж Ulysmedia

ОНА БЫЛА АКТРИСОЮ…

Первым право выступить было предоставлено стороне обвинения. Прокурор Айжан Аймаганова избрала довольно нетрадиционную тактику для своего выступления. Вместо обычной монотонной речи, характерной всем обвинителям в судах, полной деталей преступления, юридических терминов и доводов, она решила сделала ставку на эмоциональную составляющую. Она вела монолог с паузами в нужных местах и восклицаниями и даже заявила, что у подсудимого нет сердца.

   - Я впервые столкнулась со случаем, когда вроде бы и ум есть, и интеллект работает, ну и внешне человек вроде бы выглядит неплохо. Но в этом человеке нет главного - нет сердца. Мы не увидели в его глазах ни сожаления, ни сострадания, ни раскаяния, - отметила она.


Айжан Аймаганова

Большую часть выступления прокурор также посвятила рассказу о том, каким искусным манипулятором является подсудимый Бишимбаев.

Не обошлось и без демонстрационных материалов. Чтобы наглядно показать присяжным объем гематомы у погибшей, она продемонстрировала пакет с красной жидкостью. В завершение монолога были зачитаны слова Абая Кунанбаева.

Казахстанцы, которые смотрели трансляцию заседания суда, отметили и тон, и эмоциональность, и театральность выступления обвинителя.

«Советская художественная школа», «Плохая актриса», «Переигрывает», «Непрофессионально» - написали некоторые комментаторы.

Однако большинству все это пришлось по душе.

БРАТ ЗА СЕСТРУ

Далее к трибуне вышел брат погибшей Айтбек Амангельды. Во время выступления его голос дрожал, видно было, что ему очень тяжело говорить, но он не прерывал выступление, делая лишь короткие паузы.

- Она была нашей маленькой принцессой, - начал он свое выступление.

Айтбек Амангельды отметил, что они росли в обычной казахской семье, и не были белыми и пушистыми, не мнили себя святыми, но старались жить по совести.

По словам брата погибшей, подсудимый намеренно избрал тактику очернения памяти погибшей.

- Для нас с вами это немыслимый акт жестокости, для него это был просто обычный четверг, - подчеркнул он.

По словам Айтбека Амангельды, подсудимый не испытывает ни капли сожаления.

- Вы не видите его слез, раскаяния, переживаний, боли, а только смех. Этот человек, который сидит вот сейчас в данный момент с закрытыми глазами, спит он или что, пофиг ему, - подметил он.

Айтбек Амангельды

Он попросил присяжных уберечь людей от этого «чудовища» и призвал быть настороже в отношении Бахытжана Байжанова.

«Байжанов может вызывать у вас жалость, сочувствие, я вас прошу не обманываться. Они вместе совершили преступление и отняли у меня сестру. Более того, они имитировали реанимацию холодного тела Салтанат, зная о ее смерти на тот момент. Это просто издевательство уже над ней. Они просто издевались над ее мертвым телом, это не были попытки помочь, - сказал Айтбек Амангельды.

ФОТОГРАФИЯ ТЕЛА, СТАРЫЙ КАЗАХСТАН И НИ ОДНОГО ДРУГА БИШИМБАЕВА – АКЦЕНТЫ АДВОКАТОВ

Затем по очередности выступили адвокаты потерпевшей стороны. Жанна Уразбахова показала фотографию Салтанат с похорон. Снимок оказал сильное впечатление на присяжных, некоторые женщины начали плакать.

- На первой фотографии Салтанат в день своей свадьбы, в день своего бракосочетания с подсудимым Бшимбаевым. Красивая, счастливая, в белом подвенечном платье, она не дожила до своей первой годовщины свадьбы с Бишимбаевым. С начала своего брака она подвергалась систематическим побоям, - сказала Уразбахова.

Помимо перечисления доказательной базы, адвокат Жанна Уразбахова также обратила внимание присяжных и суда на тот факт, что ни один друг или родственник не поддержал подсудимого.

- Ни один друг, брат Бишимбаева за весь этот месяц на процесс не пришел. Пришла лишь один раз тетя, помелькала и пропала. Потому что, на мой взгляд, даже родственники Бишимбаева осознают, и его друзья в первую очередь, его виновность, - сказала адвокат.

Еще один защитник потерпевшей стороны Дамир Ишмаметов посчитал, что подсудимый во время допроса Салтанат на видеозаписях 175 раз задал ей один и тот же вопрос: спала ли она с Баталовым.

Алия Омарова привела присяжным детальный анализ всех видеозаписей Бишимбаева, сделанных в последние часы жизни погибшей.


Адвокаты Жанна Уразбахова, Игорь Вранчев

Точку поставил Игорь Вранчев, связавший личность подсудимого с так называемым старым Казахстаном.

- Вы освободите весь наш Казахстан, весь наш народ от вот этих элитарных паразитов, благодаря которым у нас 30 с лишним лет независимости не было никакого продвижения. Простой народ прозябал в нищете со своими проблемами, а вот эта паразитарная прослойка общества - мы знаем за счет чего они появились, стали министрами, бизнесменами. Посадите одного, и вы дадите урок всем, - обратился он к присяжным.

РОДНЫЕ ПОДСУДИМЫХ: ЧТО ЗАЯВИЛА МАТЬ БИШИМБАЕВА И СУПРУГА БАЙЖАНОВА

К удивлению участников процесса, слово взяли также мать подсудимого Бишимбаева – Альмира Нурлыбекова и супруга Бахытжана Байжанова, хранившая молчание все это время.

Мать попросила прощение у родных Салтанат, остановилась на некоторых деталях экспертизы погибшей, касающейся содержания алкоголя в ее организме, а также рассказала, что учила невестку быть умной и неконфликтной, признала свое фиаско в вопросе воспитания сына.

Она также поблагодарила родных Салтанат за то, что им выпала возможность хоть немного, но побыть в ее обществе.

Альмира Нурлыбекова

В этот момент камеры запечатлели реакцию брата Салтанат, который беззвучно послал мать подсудимого на три буквы.

В кулуарах он заявил, что сказал ей: «Ути пути, жаным сол».

Мать подсудимого также призвала не приносить в жертву ее сына за грехи всей элиты старого Казахстана.

Супруга Бахытжана Байжанова выступила на казахском языке, чем очень разозлила брата погибшей Салтанат. По его словам, она прекрасно знает русский, свободно общается на нем, но все-таки решила выступать «красиво» на госязыке.

Бакытжан Байжанов

- К сожалению, наивность Бахытжана, его особое уважительное отношение к старшему по возрасту родственнику и то, что он не мог пристально разглядывать Салтанат в полуобнаженном виде, видимо, не дали ему основания или возможности предпринять какие-то меры, - сказала супруга Байжанова.

Она также поведала, что у них с подсудимым трое малолетних детей, и они скучают по отцу и постоянно спрашивают ее, почему он не приходит домой.

АДВОКАТЫ ПОДСУДИМЫХ: ЧЕМ ОПЯТЬ РАЗОЗЛИЛ СУДЬЮ АДВОКАТ БИШИМБАЕВА

Пожалуй, самое запоминающееся выступление из адвокатской тройки, защищающей Бишимбаева, было у адвоката Ерлана Газымжанова. Во время его монолога вновь не обошлось без стычки с судьей, которые уже стали традиционными. Он трижды получил замечание от судьи пока выступал.

Через несколько минут после начала выступления судье пришлось прервать адвоката после его слов: «Давайте влезать в каждую семью и за три конфликта в год будем давать каждому мужу от 4 до 7 лет».

Ерлан Газымжанов

Судья заявила о недопустимости подобных высказываний.

«Я понял вашу угрозу», - сказал адвокат, чем рассмешил присутствующих.

В очередной раз судья прервала его, когда он высказывал свои доводы о том, что версия потерпевших, что Бишимбаев начал создавать себе алиби из-за якобы невозможности вывезти тело погибшей из-за службы охраны президента.

- Ну что это за алиби такое, когда ты себе обеспечиваешь срок 12 лет лишения свободы, - сказал адвокат и был прерван возгласом судьи.

- Защитник, пройдите на место, - остановила его судья.

После этого она прочла ему нотацию о правилах поведения в суде, допустимости и недопустимости определенных высказываний и в очередной раз пригрозила мерами.

Напомним, отношения судьи и адвоката Газымжанова стали предметом нескольких публикаций во время судебного процесса. Судья неоднократно делала замечания адвокату, а он однажды заявил ей отвод, который в итоге не был принят.

Газымжанов помимо прочего сделал несколько громких заявлений. Так, по его словам, версия о том, что Бишимбаеву помешали вывезти тело погибшей сотрудники службы охраны президента, абсолютно провальная.

- Это настолько нелогичная и несостоятельная версия! Во-первых, у президентов очень плотный график. Они не могут несколько дней сидеть в гостинице. Понятно же, что эта встреча президентов могла продолжиться максимум до обеда. Во-вторых, в обед уже никаких СОПовцев в ресторане не было. Въезд на территорию Гастроцентра к обеду уже был открыт, т.к. Байжанов уже спокойно выезжал на своей машине с телефоном Нукеновой по городу катался. Нуркайдар спокойно привозил вещи с квартиры Бишимбаева, в Гастроцентр спокойно заезжал на своей машине, никаких проблем, никто им не мешал, - заявил Газымжанов на прениях.

Адвокат считает, что «Бишимбаев мог бы спокойно вывезти труп в неизвестном направлении и покинуть место преступления».

Он также призвал присяжных задаться вопросом: какую выгоду получит Бишимбаев от смерти Нукеновой? По его словам, ответа на этот вопрос в обвинительном акте нет.

По его словам, если бы Бишимбаев имел цель убить супругу, ему проще было бы нанять для этого киллера или вывезти ее в степь и там закопать.

Адвокат уверен, что, если бы Бишимбаев знал, что он убил Нукенову, как настаивает обвинение, он бы тотчас покинул страну.

Защитница Лейла Рамазанова сосредоточилась на опровержении обвинения об истязании погибшей Бишимбаевым. Она очень долго перечитывала сообщения погибшей, ее заметки, приводила данные о переводах подсудимого и отмечала, что Салтанат ни разу не писала заявление в полицию о побоях на супруга. По ее мнению, эти данные говорят об отсутствии истязаний. Завершила она свое выступление также словами великого Абая.


Куандык Бишимбаев

Назкен Кусаинова решила сделать упор на экспертизе тела погибшей. Она обратила внимание присяжных на образ жизни подсудимого и погибшей, которые зачастую употребляли алкоголь.

- Конечно, мы не хотим очернять Салтанат, я не хочу обелять Бишимбаева, но даже тот диагноз, который вы видели в первичной экспертизе, о чем говорит? Жировая дистрофия, панкреатит, холецистит – это подтверждает, что люди употребляли алкоголь, и она не первый месяц употребляла алкоголь. Это для них было нормально. Она употребляла алкоголь, потом по 24, по 30 часов спала, не могла выспаться, ее постоянное тревожное психологическое состояние. Мы должны это разбирать, без этого никак нельзя, - заявила защитник.

КАКОЙ СРОК ЗАПРОСИТ ОБВИНЕНИЕ ДЛЯ БИШИМБАЕВА И БАЙЖАНОВА?

Самый главный вопрос, который в обычных судебных заседаниях находит свой ответ на этапе прений, так и остался открытым. Какой срок запросило обвинение для подсудимых – это обсуждалось без участия присяжных и СМИ, как того требуют процедуры при рассмотрении дел с участием присяжных.

Напомним, по самой тяжелой статье – убийство с особой жестокостью, которую вменяют Бишимбаеву, грозит от пятнадцати до двадцати лет или пожизненное лишение свободы.

Байжанову вменяется укрывательство преступления. Это преступление наказывается штрафом в размере до шести тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до шести лет, либо лишением свободы на тот же срок. Однако, долго этот вопрос закрытым не останется. По всей видимости, приговор уже может состояться в ближайшее время. Ulysmedia будет следить за развитием событий.