Прощай, оружие, или Как коррупционеры подрывали обороноспособность Казахстана

Курманов Байтас

Согласно данным министерства финансов, Казахстан с 2020 года ежегодно наращивает расходы государственного бюджета на оборону. В 2022-м, сразу после трагических январских событий, а также на фоне усложнившейся геополитической обстановки в мире, бюджет ведомства преодолел отметку в 1 трлн тенге. В 2023-м финансирование армии было увеличено до 1,2 трлн тенге.

В текущем году, если верить документам, опубликованным на сайте Минфина, расходы на оборону должны вырасти до 1,3 трлн тенге.

Невзирая на эти космические суммы, по мнению многих экспертов, нашей армии еще долго придется «догонять» развитые страны как в финансировании, так и в обороноспособности. На чем базируется данное утверждение, выяснял корреспондент Ulysmedia.kz.

Коллаж Ulysmedia

Все меньше и меньше…

Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI) не так давно опубликовал данные о военных расходах разных стран. Согласно этой информации, военный бюджет Казахстана имеет тенденцию к сокращению. С 2018 года он уменьшился почти в полтора раза и составил 1,1 млрд долларов США, или 517 млрд тенге. В 2019 году составлял 1,8 млрд долларов, в 2020 – 1,5 млрд долларов, в 2021 – 1,6 млрд долларов, в 2022 году – 1,1 млрд долларов.

В Китае по оценкам SIPRI, в течение пяти лет показатель держится в пределах 1,6%–1,8%. Мировая военная держава – США - в 2023 году имела более заметную долю: 3,4%. Примерно в таком же коридоре 3%-4% до войны в Украине держала свои показатели и Россия, а в 2022-2023 годах наблюдалось последовательное наращивание военных трат до 5,9% от ВВП.

В Казахстане же последние несколько лет доля затрат на оборону составляет 0,5% от ВВП. И доля военных расходов от ВВП неуклонно уменьшается.

Если в 2019 году этот показатель превышал 1% от ВВП, в 2020 – 0,91%, в 2021 – 0,82%, в 2022 – 0,51%, то по итогам 2023 года затраты на оборону в денежном выражении составили 0,48% от ВВП. По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира SIPRI, этот индикатор, характеризующий отношение государства к своей армии и защите от внешних угроз, в РК все время уменьшается.

Наравне с колониями…

Вместе с тем, из республиканского бюджета на нужды министерства обороны Казахстана в 2021 году расходы на нужды Минобороны РК составили 339,7 млрд тенге, по среднегодовому курсу доллара за 2021 год это $797 млн, в 2022 году было предусмотрено 494,7 млрд тенге, по среднегодовому курсу доллара за 2022 год это $1,7 млрд. В целом на 2023 год военный бюджет планировался на сумму более 1,2 трлн тенге, что на 11,6% больше по сравнению с затратами на оборону в 2022 году.

Другими словами, эти данные свидетельствуют о том, что расходы на оборону выросли как в тенге, так и в долларах.

Основная часть — 94,1% затрат государственной казны на оборону в прошлом году поступила из республиканского бюджета, и только малая – из местных бюджетов. Из 1,1 трлн тенге лишь половина средств — 554 млрд тенге была потрачена непосредственно на обеспечение боевой мобилизационной готовности Вооруженных сил РК. Рост затрат именно по этой статье составил всего 0,2% к 2022 году. А государственный оборонный заказ был значительно уменьшен: судя по отчетам Минфина, на обеспечение его исполнения в прошлом году было потрачено около 308 млрд тенге — на 4,4% меньше, чем в 2022 году.

Таким образом, согласно оценке SIPRI, по уровню и динамике показателя военных расходов от ВВП, Казахстан можно сравнить со странами двух категорий. Близкие цифровые значения с долей военных расходов до 1% имеют небольшие островные государства, которые либо являются бывшими колониями крупных держав, либо входят в военно-политические блоки. Во второй категории — бедные страны Африки, относящиеся к территориям с низким уровнем экономического развития.

По объему оборонного бюджета Казахстан тоже далек от экономически развитых государств и стран с высоким уровнем военной мощи. По данным международной организации Global Firepower, в 2023 году наша страна заняла 42 место из 145 - по размеру военных расходов.

Армейский «Спрут»

При этом, как утверждают кадровые военные в отставке, на протяжении всех 30 лет независимости обороноспособность страны подрывалась высшими офицерскими чинами.

Так, к примеру, в 2022 году генерал-майор, председатель Совета генералов Махмут Телегусов в одном из интервью рассказал, что системная коррупция последовательно подрывала изнутри оборонную мощь государства, плановое развитие и перевооружение армии на боевую технику, соответствующую требованиям современных межгосударственных военных конфликтов.

   - В начале 2000-х годов с установлением военного бюджета в размере одного процента от ВВП страны у отдельных министров обороны и их заместителей проявились коммерческие таланты, - поведал генерал Телегусов.

   - Сначала они, желая заручиться поддержкой влиятельных на тот момент людей, продавали им за бесценок стратегические объекты, предназначенные в мирное и военное время для организации обороны территориальной целостности нашего государства. Затем с принятием закона о государственных закупках и коммерциализацией военного ведомства, скооперировавшись с отдельными представителями Главной военной прокуратуры, других правоохранительных органов и казахстанской элиты, монополизировали все сферы деятельности Вооруженных сил. Именно эта «всесильная» корпоративная группа установила основу системной коррупции в казахстанской армии и тридцатипроцентных откатов от тех, кто поставлял ей по завышенным ценам вооружение и военную технику.

Дальше – больше. Казнокрады в погонах установили свои цены на покупку и продажу воинских должностей, воинских званий и государственных наград. Лишенные чувства патриотизма, такие горе-военачальники продолжали сознательно уничтожать изнутри оборонную мощь и будущее нашей страны. А что такое оборонная мощь? Оборонная мощь – это национальная безопасность страны.

Кто украл 50 млрд?

По словам Телегусова, к началу 2005 года в парках казахстанской армии в большом количестве скопились ВВТ советского производства, выпущенные еще в 60-90 годы прошлого столетия. Однако «казнокрады в погонах» и здесь успели внедрить устойчивую схему хищения средств из оборонного бюджета страны, организовав в 2007 году массовую мнимую модернизацию устаревшей боевой техники якобы до уровня современных требований, чем нанесли невосполнимый ущерб дальнейшему развитию Вооруженных сил страны.

   – Скажу точно – 50 миллиардов тенге. Кража этих средств выявлена через полгода с моим участием в составе комиссии Счетного комитета по контролю законности расходования республиканского бюджета руководством Минобороны. Чтобы вы имели представление о масштабности этих хищений, скажу, что в то время на 50 миллиардов тенге можно было приобрести до 10 дивизионов С-300 (400) по внутренним ценам в Российской Федерации, создать единую систему ПВО страны и перевооружить ПВО Сухопутных войск на ВВТ, соответствующие мировым стандартам и позволяющие сдерживать факторы угроз межгосударственных военных конфликтов.

Телегусов утверждал, что «мутили воду» для захвата большого куша около 10 генералов из числа министров обороны и их заместителей и примерно 15 полковников из департаментов финансов, кадров, материально-технического обеспечения и расквартирования войск МО РК.

   - Офицеры даже прозвали их между собой «ОПГГ» – объединенная полковничье-генеральская группа. То есть это была корпоративная группа высших офицерских чинов. Конечно, честных генералов и офицеров, пытавшихся остановить этот коррупционный беспредел, было больше, но, убедившись во всесильности ОПГГ, многие из них – профессионалы своего дела и генералы советской закалки – в добровольно-принудительном порядке подали прошение об увольнении в запас.

Тогда же генерал-майор высказал мнение о том, что для укрепления военной мощи Казахстана необходим как воздух военный бюджет, составляющий не менее двух процентов от ВВП страны.

- Если наше правительство установит такой размер, то уже до 2025 года можно будет создать Воздушно-космические силы, перевооружить отдельный вид войск ПВО, Ракетные войска и артиллерию на вооружение и военную технику пятого поколения, прошедшие испытания в последних межгосударственных военных конфликтах на постсоветском пространстве.

Генералы – «бизнесмены»…

Правдивость слов Махмута Телегусова подтверждает вездесущий интернет, хранящий публикации о коррупционных скандалах в казахстанской армии. Вспомним некоторые их них.

В 2009 году Генеральная прокуратура обнародовала факты злоупотреблений и хищений в министерстве обороны. Тогда в военных ведомствах были проведены масштабные проверки государственных закупок, которые показали: в коррупционные скандалы, получившие большой общественный резонанс, оказались вовлеченными и высшие должностные лица Вооруженных сил, в числе которых - заместитель министра обороны, заместитель командующего Аэромобильными войсками, начальник Главного управления расквартирования войск и другие, их преступными действиями государству причинен многомиллиардный ущерб.

Так, например, были выявлены факты приобретения министерством обороны у «Казинформтелекома» и других фирм непригодной для применения «автоматизированной системы управления войсками». Нанесенный государству ущерб превысил 1 млрд. тенге.

   - Военными судами осуждены другие высокопоставленные чиновники в военных мундирах, - сообщила пресс-служба Генпрокуратуры.

- Так, бывший начальник Алматинского гарнизона генерал-майор М. Сихимов осужден военным судом за превышение и злоупотребление властью, выразившиеся в незаконном отчуждении земельного фонда министерства обороны. А бывший начальник Национального университета обороны генерал-майор А. Шойнбаев – за нарушение прав и законных интересов граждан, избиение подчиненного осужден к лишению свободы.

В отношении обоих генералов военным судом внесены представления Главе государства о лишении их воинского звания и государственных наград.

В том же 2009 году министерство обороны оказалось в центре крупного международного скандала, связанного с растратой государственных средств. На 156 млн долларов между Минобороны Казахстана и израильской военно-промышленной компанией Soltam Systems был заключен контракт на поставку в Казахстан модернизированных артиллерийских систем. Полностью оплатив сделку, Казахстан получил всего две военные машины - «Айбат» и «Семсер», которые были торжественно презентованы президенту.

А вскоре стало ясно, что поступившая техника не соответствует государственным стандартам и обладает рядом недоработок, после чего последовал ряд арестов. В частности, уголовное дело было заведено против заместителя министра обороны Казахстана Кажимурата Маерманова (позднее осужден на длительный срок). Министр обороны Даниал Ахметов был освобожден от занимаемой должности предположительно в связи с коррупционным скандалом. Израильская сторона же быстро согласилась устранить обнаруженные технические погрешности.

Организаторы поборов

В 2013 году был арестован генерал-майор Аскар Бульдешов. 24 апреля следователь управления Следственного комитета МВД РК предъявил ему обвинение в превышении власти и служебных полномочий. Кроме того, во время судебного разбирательства военная прокуратура обвинила экс-заместителя главнокомандующего Силами воздушной обороны в организации поборов.

СМИ сообщали тогда, что Аскар Бульдешов вместе с директором RG Trade Талгатом Жумахановым обвиняются в хищении бюджетных средств в особо крупном размере, превышении власти и служебных полномочий при госзакупках запасных частей и принадлежностей для зенитно-ракетных комплексов войск ПВО. По информации Главной военной прокуратуры, общий материальный ущерб по делу превысил 145 миллионов тенге.

Суд приговорил Бульдешова к 8,5 годам лишения свободы.

Целое ОПГ!

В 2016 году в Минобороны разразился еще один скандал. 10 августа стало известно, что сотрудники КНБ задержали сотрудников Минобороны и Минфина по подозрению в хищении средств Вооруженных сил РК. Ещё четверо задержанных - руководители неназванных коммерческих структур.

Организатором преступной схемы следственные органы назвали заместителя начальника Главного управления материально-технического обеспечения ВС подполковника Жумказиева. Будучи председателем конкурсной комиссии оборонного ведомства, он, по версии обвинения, лоббировал интересы предпринимателей, а для прикрытия своих противоправных действий использовал возможности должностных лиц контролирующих органов.

По информации пресс-службы КНБ, его взяли с поличным при передаче взятки в размере 20 млн тенге.

В коррупционную схему были вовлечены должностные лица министерства обороны, министерства финансов и руководители ряда аффилированных между собой коммерческих структур.

В результате в 2017 году состоялся суд. 11 человек проходили по делу о хищении 3 млрд тенге. Дело было поистине грандиозным, его объем составил более 150 томов. Во время судебных разбирательств было допрошено более сотни свидетелей.

   - На скамье подсудимых 11 человек. Объем уголовного дела составил более 150 томов. По делу проходят более сотни свидетелей. Подсудимые обвиняются в хищении бюджетных средств на сумму более 2,94 млрд тенге. Деньги были выделены в качестве дополнительного финансирования в целях приобретения товарно-материальных ценностей для нужд министерства обороны, – сообщали тогда в пресс-службе Военного суда.

Раздолье для Антикора

В начале 2023 года в получении взятки в размере 20 тысяч долларов был заподозрен глава департамента Минобороны.

Антикоррупционная служба в своем официальном Telegram-канале сообщила:

   - Антикоррупционной службой начато досудебное расследование в отношении руководителя структурного подразделения министерства обороны.

Согласно пресс-релизу, временно исполняющий обязанности начальника департамента информатизации оборонного ведомства «получил на лапу» более 9 млн тенге от поставщика за беспрепятственное подписание акта приема-передачи с нарушением сроков поставки оборудования видеоконференцсвязи. Подозреваемый был задержан и с санкции следственного суда Астаны заключен под стражу.

На фоне вышеописанных коррупционных дел с участием высшего офицерского состава Миноброны, это может показаться «мелочью». Но ведь именно такие «мелочи», за десятилетия сформировавшись в «снежный ком» тотальной коррупции, и подорвали боеспособность нашей армии…