Город, которого нет, или Не повторит ли Алатау судьбу Хоргоса

Ulysmedia

Акимом города будущего назначили 40-летнего Аркена Утенова. Ему предстоит сделать из деревни «конфетку» и приманить ею зарубежных инвесторов. Корреспондент Ulysmedia.kz разбирался в биографии акима и судьбе нового города Алатау, который уже имеет непростую историю и скандальный бэкграунд.

Коллаж Ulysmedia

Аркен Утенов – коренной алматинец, родился 15 ноября 1983 года. По гороскопу скорпион. Имеет два диплома о высшем образовании – казахстанский и американский, изучал международные отношения и экономику. Болашаковец.

Именно ему предстоит превратить несколько небольших сел в Алматинской области в прекрасный город с международным имиджем. Всего здесь планируют создать 170 различных крупных проектов на общую сумму 12,5 трлн тенге. Непонятно, где планируют взять такие деньги, неужели из Нацфонда? И главное, как обеспечат прозрачность их целевого использования?

Также предполагается привлечь инвестиции в объеме 3,7 трлн тенге и обеспечить ежегодные поступления в бюджет в виде налогов порядка 3,2 трлн тенге. По плечу ли молодому Утенову такие амбициозные задачи? Или расчет на то, что каждый последующий аким будет по чуть-чуть достраивать город.

Судя по биографии, новоиспеченный аким «белый воротничок» привыкший работать в офисе. Около 5 лет работал в банковском секторе, 3 года в Администрации президента, 4 года в комитете госдоходов, затем снова пришел в АП на 4 года. После, уже в 2020 году успел годик поработать ответсеком МИДа, а потом сразу стал заместителем главы Агентства по стратегическому планированию и реформам, на этой должности поработал около 4 лет и стал акимом нового города Алатау.

Какой Алатау сегодня

Город Алатау появился на карте Казахстана всего 5 месяцев назад – 10 января 2024 года президент подписал соответствующий указ. Так, маленькое село Жетыген с населением около 25 тыс. человек в Алматинской области превратилось в город областного значения.

Так, что представляет собой город Алатау? За счет объединения близлежащих сел (Жетыген, Енбек, Жана-арна, Куйган – прим. Авт) общую численность Алатау с большой натяжкой можно оценить в примерно 52 тыс. человек.

При этом практически 95% города – это частный сектор, который отапливается углем либо газом. Сегодня Алатау – это несколько старых облупленных двухэтажек в центре города, с сараями и гаражами во дворах, пара-тройка кафе на главной улице, АЗС и автомойка, а еще россыпи мусора и стаи бродячих собак.

Есть здесь и два маленьких базарчика, больница, 6 школ, церковь и мечеть, 13 детских садов, полицейский участок и ж\д станция, военный аэродром. Вот, пожалуй, и вся инфраструктура.

Неформально хозяином города является олигарх Юрий Цхай, который планирует привлечь деньги из Нацфонда либо БРК.

Работы в городе практически нет, поэтому большая часть трудоспособных жителей ездят на заработки в Алматы, каждый день по 47 км туда и обратно. Остальные занимаются скотоводством и выращивают овощи.

К слову, в Казнете село Жетыген известно, как «кладбище автобусов». Такое название приклеилось к населенному пункту летом прошлого года, когда в сети разлетелись фото и видео с большим скоплением брошенных автобусов, которые ранее курсировали по Алматы.

Какой «конфеткой» должен стать Алатау в будущем

Между тем планы на новый город у чиновников наполеоновские. К примеру, к 2050 году население Алатау по прогнозу достигнет более 2 млн человек. К этому времени здесь планируют создать 1 млн рабочих мест.

При этом город должен привлекать до 36 млн туристов в год, по большей части иностранцев. Цифра, надо признать очень смелая, даже астрономическая. Для этого Алатау поделят на 4 части – Gate, Golden, Growing и Green.

  • Зона Gate, согласно проекту генплана, станет центром развития бизнеса. Здесь построят много бизнес центров, отелей, объектов торговли. В целом, это будет деловой район.
  • Зона Golden – это некий образовательный и медицинский хабы. Сюда планируется привлечь филиалы международных вузов, а также построить спортивные и медицинские центры.
  • Growing – это промышленная зона, где будут располагаться производственные и складские помещения. В планах построить в этой зоне международный аэропорт, этноаул и развивать киноиндустрию и национальные виды спорта.
  • Зона Green – курортный район на берегу Капчагая. Сюда, видимо, и будут приезжать те самые 36 млн туристов в год. Здесь планируют построить много жилых домов, гостиниц, театры, казино, кинозалы, рестораны, парки развлечений, гольф клубы и даже дайвинг центры.

В целом, в городе планируют построить 161 детский сад, 162 школы, 69 поликлиник и 29 пожарных депо. И все это на площади 88 тыс. гектаров.

Ну что, уже верите в реальность планов? Тут сразу вспоминается многострадальный Хорогос, который строили много лет, потратили миллиарды бюджетных денег, но так и не построили. Деньги, по традиции, разворовали, а 80 человек по скандальному «Хоргосскому делу» отправили за решетку. На этом фоне как-то грустно смотреть на китайскую сторону городка, где выстроили современный, красивый мегаполис.

Город с бородой

Изначально появилась идея о создании городов-спутников Алматы, которые помогли бы разгрузить южную столицу. Все нынешние 4 зоны Алатау (Gate, Golden, Growing и Green) задумывались как отдельные небольшие городки.

В 2006 году был разработан соответствующий проект спутников. Но, как заведено в Казахстане, его регулярно пересматривали и вносили коррективы, а затем еще 7 раз объявляли о начале строительства. За это время, с 2008 по 2015 год, по сообщениям в прессе, на инфраструктуру спутников успели потратить 31,4 млрд тенге.

При этом в 2012 году даже был заключен контракт с корейским инвестором, компанией Posco E&C на строительство одного спутника, стоимостью 640 миллионов долларов. Но через год бывший тогда премьер-министр Серик Ахметов посетил стройплощадку Gate City и раскритиковал ход работ. Он потребовал вернуть бюджетные деньги, если корейская компания не собирается строить суперсовременное, энергопозитивное жилье. На тот момент уже было готово электро-, газо- и водоснабжение города.

Затем в сентябре 2014 года в КазНИИСА представили экспертное заключение, где говорилось про проекты городов-спутников – это провальная идея и от них следует отказаться. Экс-аким Алматы Ахметжан Есимов был солидарен с экспертами и высказывался против проекта G4 City.

В декабре 2017 года экс-премьер-министр Бакытжан Сагинтаев поставил на утрату генеральный план города-спутника Gate City. А в 2019 году он же, но уже на посту акима Алматы предлагал передать Gate City на баланс города.

В 2020 году экс-аким Алматинской области Амандык Баталов объявлял, что проект города-спутника, все-таки начнут реализовывать в 2021 году. Инвестором была объявлена сингапурская компания Surbana Jurong Group. Но строительство тогда так и не началось.

Через 3 года, в ноябре 2023-го проект переименовали в Alatau и объединили в нем все спутники. А 10 января 2024 года на карте Казахстана официально появился новый город Алатау.

Автор: Аман Толебаев