Уят, болезнь или жизнь вопреки: как изменилось отношение к ВИЧ в Казахстане

Курманов Байтас

Каждое третье воскресенье мая - Международный день памяти людей, умерших от СПИД. В мировую историю болезнь вошла тяжелыми переживаниями и потерями. Медицина не смогла победить коварную инфекцию, но научилась с ней договариваться. Сейчас с ВИЧ живут сотни людей, у которых заболевание не перешло в смертельную стадию.

В Астане на брифинге Центра по профилактике ВИЧ-инфекции медики заявили, что не стоит думать, что ВИЧ-инфекции – это болезнь только групп риска, от неё сегодня нет страховки ни у кого. Корреспондент Ulysmedia.kz выслушала медиков и поговорила с пациентом с ВИЧ-статусом. 

Коллаж Ulysmedia

Больных больше, смертей меньше

В Астане только за десять лет смертность от СПИД сократилась в два раза. Этот показатель, по словам врачей, главный результат увеличения доступности антиретровирусной терапии (АРТ). Однако с ВИЧ ситуация иная: если в 2022 году было зарегистрировано 380 случаев инфицирования, то в 2023 – 403 случая. За 4 месяца этого года – 142 заболевших. По статистике 2023-го в Казахстане 31 485 тыс. человек живёт с ВИЧ.

   - Из 142 заболевших в этом году - 75 процентов лица мужского пола, - говорит директор Центра по профилактике с ВИЧ-инфекцией Канат Аскаров.

С 1997 года в Астане зарегистрировано 3226 ВИЧ-инфицированных, 60 процентов из них - люди в возрасте 20-39 лет.

   - ВОЗ предусмотрел стратегию «95-95-95» - «найти-протестировать-лечить ЛЖВ», благодаря этому сегодня 95% из числа возможных ВИЧ-инфицированных знают о своем статусе и принимают лечение, - добавил Аскаров.

Если вдруг…

Тестирование на ВИЧ-инфекцию в Казахстане проводится на добровольной основе, при желании - анонимно в любых медицинских организациях, а также по эпидемиологическим и клиническим показаниям.

При положительном статусе ВИЧ-инфекции врач уведомляет обследуемого о результатах и проводит консультации. Он должен оказать психологическую помощь, рассказать об особенностях и клинических стадиях ВИЧ–инфекции, о возможности бесплатного лечения антиретровирусными препаратами, о путях передачи и необходимых мерах профилактики и о мерах предосторожности.

Диагноз и Уголовный кодекс

Статья 118 УК РК гласит: если человек с положительным статусом ВИЧ заразил другого, его могут лишить свободы на срок до пяти лет. Исключение сделают только в том случае, если ВИЧ-инфицированный предупредил партнёра, и тот добровольно пошёл на риск.

   - Правоохранительные органы ежегодно принимают заявления инфицрованных. В 2022-м из 380 человек заявления написали всего четверо – это один процент. В предыдущие годы таких обращений тоже было немного: от пяти до 12. В прошлом году обратились только две девушки, - отметил директор центра.

Чаще всего в полицию обращаются женщины, которые подверглись изнасилованию. Также за пять лет в список зараженных попали девять подростков.

Антиретровирусная терапия

По мнению медиков, есть и прогресс – сократилось число детей, рожденных с ВИЧ-инфекцией.

   - Эффективная антиретровирусная терапия (АРТ) во время беременности, родов и грудного вскармливания позволяет снизить риск передачи ВИЧ от матери к ребенку.

Также для дискордантных пар, где один партнер ВИЧ-положительный, второй - ВИЧ-отрицательный, риск передачи инфекции отсутствует, если партнер с положительным ВИЧ-статусом регулярно принимает антиретровирусную терапию. Для таких пар бесплатно предлагается доконтактная профилактика - это антиретровирусная терапия, применяемая к неинфицированным людям для предотвращения передачи ВИЧ-инфекций.

   - С болезнью, о которой люди предпочитают не говорить, можно адаптироваться в социуме и жить обычной жизнью, - поделилась своей историей жительница Астаны, которая 9 лет назад во время беременности узнала о своём ВИЧ-статусе.

Она рассказала, что не подозревала о своей болезни, о страшном диагнозе узнала после стандартных процедур. Тогда же ВИЧ выявили и у мужа.

   - На тот момент для меня это было шоком, я сильно пережила за своего ребенка, которого на тот момент кормила грудью. К счастью, с ним было все хорошо и ВИЧ ему не передался. Мне повезло, что среди знакомых не было какого-либо негативного отношения ко мне или к мужу. Я сама по себе сильный человек. Лечилась, ходила на процедуры, делала прививки, слушала врачей. Состояние у меня и моей семьи нормальное.

Асель (имя изменено) предпочитает называть своё состояние не болезнью, а "недостатком иммунитета". Она считает, что от ВИЧ сегодня мало кто застрахован, ведь она сама не употребляет наркотики и не работает в сфере секс-услуг.

   - Я призываю всех ВИЧ-положительных не отказываться от лечения, ведь это единственно-верный способ увеличения продолжительности жизни, - добавила женщина.

У меня ВИЧ, обними меня

Руководитель Общественного фонда «Жизнь вопреки» Айна Мукушева рассказала об акции «У меня ВИЧ, обними меня», которую провели в Астане. По ее словам, толерантность к ВИЧ-инфицированных людям в обществе растет с каждым годом.

- Люди нашего центра, у которых открытый ВИЧ-статус, вышли с плакатами «У меня ВИЧ, обними меня» и мы были удивлены сколько адекватных и осведомленных людей подходили обнять их, подводили детей. Люди становятся осознаннее, но тем не менее, в Казахстане из-за уята и дискриминации, люди с ВИЧ по-прежнему боятся реакции общества. Все это результат нежелания получать достоверную информацию и знания о здоровье, - убеждена Мукушева.

Информация есть, но люди не хотят ее воспринимать.

- Они думают, что их это никогда не коснется, что эта болезнь и «зараза» где-то на Западе, но не у нас в Казахстане. Знания заканчиваются на том, что ВИЧ – это про секс-работниц, наркопотребителей и ЛГБТ-представителей, но это не так, любой из нас в зоне риска, - предупреждает руководитель Общественного фонда «Жизнь вопреки».

Автор: Дина Хамзина