Мурат Ауэзов: это потрясающая эпоха, и мы должны об этом помнить…

Малик Джурсунбек

Ушел мыслитель и философ, публицист и ученый, один из великих умов казахской нации и казахстанского народа. Ulysmedia.kz решил вспомнить жизненный путь Мурата Ауэзова.

Андрей Лунин

Жас Тулпар

Мурат Мухтарович Ауэзов получил блестящее образование: Институт восточных языков при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова (1965); аспирантура Института мировой литературы Академии наук СССР (1966–1969), филолог-востоковед по специальности «Китайская филология». Владел казахским, русским, английским и китайским языками.

Написал диссертацию «Проблемы национального своеобразия современной казахской литературы» и стал кандидатом филологических наук.

На учебе в Москве, помня о мечте своего отца, классика казахской литературы Мухтара Ауэзова о возрождении национального самосознания казахов и возвращении их к своим духовным и историческим корням, организовал и возглавил студенческое движение «Жас тулпар». Как писали СМИ, позже в ряды движения влились студенты из Ленинграда, Киева, Риги, Харькова, Одессы и других городов страны. Они понимали, что идут вразрез с официальными историей и идеологией, что было недопустимо в условиях советской системы, но все равно искали свои духовные корни. «Жас тулпар», как говорил сам Мурат Ауэзов, стал золотым мостом между движением «Алаш» и независимостью.

За должностями не гонялся

Занимая официальные должности, он никогда не ставил непременной целью карьерный рост и высокие посты. Мурат Мухтарович трудился главным редактором, художественным руководителем киностудии «Казахфильм», вице-президентом международного антиядерного движения «Невада-Семипалатинск», был депутатом Верховного Совета Казахской ССР, членом Комитета по национальной политике, развитию культуры и языка, председателем Комитета Верховного Совета Республики Казахстан по внешним отношениям и межпарламентским связям; Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Казахстан в Китайской Народной Республике.

Был членом творческих Союзов писателей, кинематографистов, Пен-клуба Казахстана, Национального совета при президенте Республики Казахстан, Общественного совета государственной программы «Культурное наследие», Национальной комиссии Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО.

Лауреат премии «Тарлан», учрежденной Клубом меценатов Казахстана в категории «За вклад в области просвещения», премии «Алтын асық», специальной премии фестиваля-конкурса «Алтын Адам-Человек года», премии в номинации «Интеллигенция для интеллигенции», учрежденной Ассоциацией «Золотой век» и редакцией журнала «Тамыр», премии Академии журналистики Казахстана «Алтын жулдыз-2005» в номинации «Лучшая авторская программа».

Уйдя из большой политики, во второй половине 90-х годов стал сопредседателем Демократической партии «Азамат».

Отдельно стоит упомянуть движение «Невада-Семипалатинск», которое боролось за запрет ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне, и которое еще во времена Советского Союза в конце 80-х собирало десятки тысяч неравнодушных людей по всей республике, пробуждая их гражданское самосознание и выстраданный протест против уничтожения генома казахской нации.

kazgazeta.kz

Многогранная личность

Мурат Ауэзов автор более 200 публикаций по теории и практике художественного процесса. Автор монографий: «Времен связующая нить», «Иппокрена. Хождения к колодцам времен», один из составителей книги «Уйти, чтобы вернуться».

В своих многочисленных статьях он здраво, взвешенно и иногда прочески рассуждал о текущем процессе, тем самым внося значительный вклад в развитие культуры и общественной мысли Казахстана.

Цитируемый культуролог

В качестве культуролога он внес большой вклад в изучение и популяризацию казахской культуры и традиций. Он был автором многих книг и статей, посвященных истории, литературе и искусству Казахстана.

В своих работах и интервью он анализировал и рассуждал об общественных, политических и социальных проблемах Казахстана, культурных и литературных процессах, геополитических условиях в современном мире.

Эти работы получили известность из-за их новаторства в понимании культурной и литературной истории Казахстана. Ауэзова цитировали ученые далеко за пределами нашей страны.

Редкий китаист

Мурат Мухтарович был, пожалуй, одним из немногих по-настоящему глубоких специалистов-китаистов.

    - Если ты живешь у горы, ты должен знать, какие реки текут сверху. Настало время изучить стоящую рядом гору, – отмечал первый посол Казахстана в Пекине Мурат Ауэзов, имея в виду нашего восточного соседа.

   - Отношения с насчитывающим тысячелетнюю историю Китаем – один из сложнейших вопросов. Конечно, пытаясь понять подоплеку противоречий и интересы Китая, мы не должны забывать о собственных интересах. Делаем ли мы всё возможное, чтобы стать по-настоящему независимым государством? В этом вопросе нужна правда. Фактически в делах, касающихся нефти, земли, воды, границ и прочего, с какой точки зрения ни взглянуть, – независимый Казахстан в последнее время лишь уступал. Это чревато тяжелыми последствиями, – говорил Мурат Ауэзов в одном из интервью.

Как дипломат, представлявший Казахстан в одной ключевых стран мира, он сыграл важную роль в укреплении отношений Казахстана с Китаем, другими странами, особенно в Центральной Азии.

Выдающийся интеллектуал

В марте прошлого года Ауэзов дал интервью российскому политологу и журналисту Максиму Шевченко, последний, представляя собеседника, отметил, что исполнилось 80 лет человеку, весь жизненный путь которого отражает судьбу и боль казахского народа. Он настолько многогранен, что каждому этапу его карьеры и становления как личности можно посвятить не один том, но так и не раскрыть его в полной мере. Он подчеркнул, что Мурат Ауэзов – один из выдающихся современных интеллектуалов Казахстана, один из создателей и строителей современного Казахстана в его интеллектуальной составляющей.

Как человек, тяжело и глубоко переживающий за судьбу казахского народа, Мурат Мухтарович ответил:

   - В Казахстане так получилось, что треть народа в условиях мирного времени погибла от самой страшной формы гибели, смерти от голода, от ситуации, когда мать выбирала между детьми, кого оставить в живых, а кого принести в жертву, иначе невозможно было уцелеть всем. В 30-е годы - коллективизация, репрессии, затем потом – превращение Казахстана в большой лагерь ссыльных народов ии ядерный полигон 1949 года, постоянные испытания, затем – социальные эксперименты, которые приводили к гибели природы. Умирающее Аральское море и т.д. – все это не могло не отразится на сознании казахов, которые в 60-е, 70-е годы стали получать доступ к некой объективной информации о себе.

Мэтр и искусство слова

Его всегда слушали, потому что выступал он всегда без бумажки, речь у него была чистая, ясная, изобилующая метафорами и реминисценциями, проникновенная и прочувственная. Впрочем, Мурату Мухтаровичу не нужны были заготовленные тексты, поскольку он блестяще владел искусством слова и на казахском, и на русском языках.

Многогранное наследие

Ушел человек – дипломат, философ, общественник, но не ушла его эпоха, которую он стремился сделать лучше и полноценнее для прожития в ней его народа.

Его мысли, мировоззрение, убеждения, мировосприятие, принципы оказали значительное влияние на формирование культурного наследия Казахстана.

Мурат Мухтарович Ауэзов оставил незабываемый след в истории Казахстана как выдающийся мыслитель, чей вклад продолжает вдохновлять будущие поколения к уважению культурного наследия наших предков.

Новаторские работы и наследие Мурата Ауэзова многогранно и включает в себя бесценный вклад в развитие казахской культурологии, который помог сформировать национальную идентичность Казахстана, а его приверженность просвещению и образованию в качестве наставника молодых умов, уверены, будут хорошим и необходимым подспорьем для продолжения его ценных изысканий.

Что есть содержание человека

И как некое завещание потомкам позволим себе привести полностью цитату из его вышеупомянутого интервью:

   - Что есть главное содержание человека? Здесь не нужно мудрствовать очень много, потому что еще великое искусство, великая поэзия, великая литература и вообще, все эти шедевры мировой культуры несут в себе то самое содержание. Оно-то и формирует, шлифует, приводит в порядок сознание, которое иногда может в ситуациях драмы вдруг повести себя как мстительное, как непрощающее сознание. Но это дело, может быть, индивидуального поиска каждого, отдельного, но потрясающая эпоха, и мы должны об этом помнить…

Напомним, сегодня, 16 июня, в Алматы проходят похороны Мурата Ауэзова. Родные и близкие Ауэзова собрались в Казахском национальном театре драмы имени Мухтара Ауэзова. Также на месте присутствуют другие общественные деятели, депутаты сената, министр культуры и информации Аида Балаева, журналисты и простые граждане, решившие почтить память уважаемого культуролога.