Страсти по питчингу, или Кто решил подставить министра Аиду Балаеву

Курманов Байтас

Как питчинг, так волна недовольства и вопросов - последний конкурс не стал исключением. Но на этот раз, выбирая «самые лучшие и самые национальные кинопроекты», министерство культуры и информации проигнорировало постановление правительства и допустило целый ряд вопиющих нарушений. Что произошло и чем это может закончиться, разбирался Ulysmedia.kz.

Коллаж Ulysmedia

Вопросы легитимности

Поясним, питчинг (англ. pitch – выставлять на продажу) – устная или визуальная презентация кинопроекта.

В конце прошлого месяца конкурс на статус национальных фильмов, то есть питчинг кинопроектов провел Государственный центр поддержки национального кино (ГЦНПК). Его цель - поддержка в виде государственного финансирования производства фильмов.

   - Согласно новым правилам, Национальный центр поддержки кино будет принимать сценарии, лучшие из них будут отобраны экспертным советом. В числе приоритетных – темы, отвечающие национальным интересам, идеологии. В ближайшее время будет объявлен конкурс нового формата, - говорила накануне конкурса министр Аида Балаева.

В результате в два этапа Экспертный совет (ЭС), который создан приказом министра культуры и информации 1 апреля 2024, отобрал фильмы. Результат работы совета в очередной раз вызвал шквал негодования.

Что увидели недовольные

Во-первых, вышеуказанный  приказ составлен в соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона Республики Казахстан о «О кинематографии». Однако, в нем присутствует утверждение, что создается Экспертный совет «в целях выработки предложений по признанию фильма национальным и финансированию дубляжа на казахский язык детских анимационных фильмов и фильмов для семейного просмотра, ввозимых на территорию Республики Казахстан». При этом в нем – ни слова о поддержке и финансировании производства фильмов.

Во-вторых, согласно статье 35-1 и подпункта 7 пункта 2 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 480-V «О правовых актах», приказы министра культуры и информации РК подлежат государственной регистрации в органах юстиции. Это необходимое условия для их вступления в силу.

При этом в государственном реестре нормативных правовых актов настоящий приказ отсутствует, так же, как и какая-либо информация о его обязательной официальной публикации в соответствии со статьей 37.

Незарегистрированные в установленном законодательством порядке нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, должны быть отменены органом, которых их издал.

В-третьих, постановлением правительства от 15 марта 2019 года № 113  «О создании Государственного центра поддержки национального кино», пунктом 4 уже создан Экспертный совет, список членов которого отличается от нового состава, утвержденного приказом министра в апреле этого года.

И вот один из главных казусов: постановление правительства является действующим и не поставленным на утрату. А в соответствии с иерархией оно имеет юридическую силу выше по отношению к приказам министров.

И возникает один главных вопросов: может ли всё описанное выше означать, что работа нового Экспертного совета оказалась вне закона?

Вопросы по экспертам

Также есть вопросы и к работе этого совета. Так, согласно 6 подпункту 11 пункта Правил отбора кинопроектов, которые могут претендовать на звание национальных фильмов и на государственную финансовую поддержку для их производства по приказу министра от 15 марта 2019 года № 64, первый этап конкурсного отбора оформляется протоколом в срок не более трех рабочих дней со дня его завершения. Однако, на этот раз, в  нарушение правил, тем, кто не прошел первый этап, мотивированные обоснования предоставлены не были.

Презентабельный состав

Председатель правления, член совета директоров ГЦНПК - Жумагали Курманбек. Среди других директоров - вице-министр культуры и информации Аликулов Ербол, независимый директор – бывший КВН-щик, заместитель председателя Федерации профсоюзов РК Нурлан Утешев и даже из «Эйр Астаны» есть независимый директор Лейла Ник-Заде.

А в самом правлении: советник председателя - Зарина Баянова, заместитель председателя правления по стратегическому развитию и правовым вопросам - Кулеш Мухтарова, заместитель председателя правления по мониторингу кинопроектов - Бауржан Шукенов.

Экспертный совет ГЦНПК уже несколько лет возглавляет Досхан Жолжаксынов. Сам совет разделён на секции: в секции «Игровой фильм» среди 9 членов жюри для внушительности по депутату от мажилиса и сената, в секции «Документальный и хроникальный фильмы» - 5 человек, в секции «Анимационный фильм» - 6 человек и тоже депутаты мажилиса.

Подсказки на поверхности

Здесь можно было бы поставить точку, но чтобы облегчить работу других госорганов, которые все-таки должны выяснить, почему решили не обращать внимание на еще действующие правила и инструкции, стоит разбираться дальше.

К слову, если государственный орган не предоставляет мотивированный отказ, как того требует закон, существует несколько способов привлечь его к ответственности:

  • обжалование бездействия в судебном порядке: можно подать административный иск в суд на бездействие госоргана, который не выдал мотивированный отказ;
  • обращение в прокуратуру: направить жалобу в прокуратуру на нарушение закона государственным органом;
  • жалоба в Агентство по делам государственной службы, которое осуществляет контроль за соблюдением законодательства о госслужбе.

Они могут провести проверку и принять меры дисциплинарного воздействия. Важно отметить, что последовательность действий зависит от конкретной ситуации.

Странные ремарки

Заметим, интересны до абсурдности  были и выступления некоторых членов ЭС. В частности, по питчингу проекта «Операция «Сапфир» – совместного производства студий «Базелевс» и «Синеграм», который защищали режиссеры Рашид Нугманов и Тимур Бекмамбетов. На странице Рашида Нугманова в Ютуб выложена полная версия заседания.

Например, один членов ЭС спрашивает:

    - Там не будет преобладать господство США, что типа они крутые, а мы такие чмошники?

Другой властитель киношных дум дополняет:

   - Когда вы взялись за этот проект, как бы, и начали писать сценарий, вообще в курсе то, что вы говорите, "будем с Астаной там совещаться" и все такое?.. Насколько это прорабатывалось на уровне верхов? Читал ли президент этот сценарий, утвердил ли он сам?

Конфликт интересов

Конфликт интересов, когда министерство культуры и информации игнорирует постановление правительства, может представлять серьезную опасность по нескольким причинам:

  • нарушение принципа верховенства права и подрыв доверия к государственным институтам, игнорирование постановлений правительства подрывает систему подотчетности и ставит под сомнение легитимность действий министерства;
  • риск коррупции, злоупотребления служебным положением, отсутствие надлежащего контроля и подчинения министерства решениям правительства может создавать возможности для должностных лиц преследовать личные или корпоративные интересы;
  • ослабление системы сдержек и противовесов, конфликт интересов подрывает механизмы подотчетности исполнительной власти перед законодательной, что чревато концентрацией власти и авторитаризмом;
  • негативные внешнеполитические последствия, игнорирование правительственных решений может создавать имидж страны с непоследовательной и непредсказуемой политикой, что подрывает доверие партнеров и инвесторов.

Во избежание этих рисков крайне важно, чтобы все государственные органы строго соблюдали иерархию власти, действовали в рамках закона и несли ответственность за свои решения. Только так можно обеспечить эффективность и подотчетность государственного управления.

Печальные итоги

И что в итоге? Питчинг, скорее всего незаконный с таким же нелигитимным составом ЭС, состоялся. Творцы, прошедшие конкурс, расчитывая на успех, вложили силы, время и ресурсы, чувствуют себя обманутыми. Они не только разочарованы в системе, но и потеряли доверие к властям.

Полагаем, что на вышеописанных примерах нарушений крайне важно, чтобы компетентные органы прояснили ситуацию в соответствии со словами президента Токаева, к которому апеллируют некоторые члены ЭС: «У нас общая цель – построение Справедливого Казахстана, страны равных возможностей для всех».

Мы, конечно, не верим, что Аида Балаева специально обошла правительственный документ, поэтому очень надеемся узнать, кто в ведомстве решил подставить министра, то есть сочинил и убедил подписать этот злополучный приказ. Хотя цена вопроса – это миллиарды, которые в очередной раз выделит государство на производство фильмов, в которых должен прослеживаться национальный интерес.