Сагинтаевский проект ЛРТ в Алматы: что с ним не так

Гумарова Асем

Обсуждение строительства очередного легкорельсового транспорта (ЛРТ) вновь началось в Казахстане. На этот раз современный трамвай планируют построить в Алматы. Тем временем, одно лишь название «ЛРТ» у казахстанцев уже вызывает беспокойства. Корреспондент Ulysmedia.kz попробовала разобраться, что предлагают построить алматинские власти и стоит ли опасаться повторения скандально известного астанинского опыта.

Коллаж Ulysmedia

Стоит отметить, что местные урбанисты в целом поддерживали идею строительства легкорельсового транспорта в южной столице. Несмотря на «казахские» ассоциации, специалисты уверяли, что ЛРТ является одним из самых экологичных видов транспорта, который в силах решить проблему транспортного коллапса, особенно на фоне хаотичных застроек, и наладить порядок с коммуникациями.

Проект ЛРТ обсуждался с 2015 года, когда еще тогдашний аким города Алматы Бауыржан Байбек лишил горожан привычного трамвая, пообещав взамен начать строительство современного и скоростного уже в 2016 году. Однако первый этап международного тендера объявили лишь в 2018 году. По словам экспертов, по проекту были проведены дискуссии и обсуждения, международными специалистами были заключены экспертизы с учетом всех деталей, технических и финансовых вопросов.

Маршрут ЛРТ должен был проходить через улицы Толе би – Жибек Жолы – Момышулы – Казыбек би – Панфилова –Толе би.

Стоимость проекта изначально оценивалась в размере до 300 млн долларов США. В январе 2019 года был проведен первый этап конкурса по поиску частного партнера, однако с приходом Бакытжана Сагинтаева в Алматы проект заморозился и остался лежать в дальнем ящике акимата.

8 ноября этого года аким города Алматы Бакытжан Сагинтаев, выступив на пресс-конференции, все же вспомнил о ЛРТ. Как заявили урбанисты, аким рассказал нам о каком-то своем, совершенно другом, никому неизвестном проекте, строить который он намеревается уже через несколько месяцев. Инициатива градоначальника вызвала ряд сомнений у местных экспертов.

ЛРТ САГИНТАЕВА

Начнем с самого больного – со стоимости. Летом Бакытжан Сагинтаев оценил ЛРТ уже в 1 млрд долларов США и сейчас планирует запустить его от города Талгара до алматинской Halyk Arena.

И хоть чиновник не раз заявлял, что деньги из бюджета выделяться не будут, наши спикеры в этом сомневаются.

Фото: almaty-lrt.kz

Международный эксперт в области городской мобильности Елена Ерзакович заявила, что по проекту, который ранее фигурировал под названием «электричка из Талгара», все еще нет никаких цифр, а трамвайный проект просто не может быть реализован исключительно частным партнером и в такие сроки.

«Трамвайный проект всегда использует инфраструктуру, электрические подстанции и улицы города, он не может быть просто реализован частным партнером и городу «ничего не стоить», такого не бывает. Это не покупка автобуса или постройка здания, поэтому в любом случае между городом и партнерами должны быть заранее заключены публичные соглашения на понятных условиях, понятные горожанам, потому что субсидии, даже если они происходят к «инвестору» с отсрочкой, платятся из бюджета Алматы, а земли под проект инвесторам также придется выкупать через бюджет», – сказала она.

Вопросы возникают и у соорганизатора – независимой диалоговой площадки Urban Forum Kazakhstan Адиля Нурмакова. Откуда появятся деньги, в каком количестве и как они будут использоваться – непонятно. Как рассказал спикер, по одной из версий, инвестор рассчитывает на финансирование АО «Банк развития Казахстана» (БРК), который, в свою очередь, принадлежит правительству РК.

«В отношении этого проекта финансовый план непонятен. Акимат говорит, что это средства инвестора, но на самом деле, по другой информации, инвестор рассчитывает на финансирование БРК, то есть это все равно деньги бюджета. К сожалению, непонятно, как будет проект работать, как инвестор собирается возвращать свои вложения. Это же не благотворительность, должен быть финансовый план и план возврата инвестиций. В этом случае этого пока не видно. Это вопросы, которые должны прорабатываться в первую очередь, самому инвестору это необходимо это делать», – отметил он.

КОМПАНИЯ RAIL JET

У экспертов возникают вопросы и к самой компании – ТОО «Rail Jet», которое будет реализовывать проект. По словам Адиля Нурмакова, компания была зарегистрирована всего год назад и ранее не имела опыта подобного строительства. Насколько ассоциированные кадры и какой доступ к экспертизе имеет Rail Jep, мы еще не знаем.

«​​​​​​Компания, которая предлагает проект, судя по тому, что о ней известно, умеет строить железнодорожное полотно. Но проект скоростного трамвая – это не только рельсы, это очень сложный проект, в котором самое важное это то, как он будет работать после того ввода, после того, как стройка закончится», – обратил внимание Адиль Нурмаков.

Елена Ерзакович также отметила, что Rail Jep приходили на несколько обсуждений, однако финальной консультации и презентации компания не проводила. Разве что, может быть, в закрытом кругу с господином Бакытжаном Сагинтаевым.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Техническое обоснование «сагинтаевского» ЛРТ также остается тайной для экспертного сообщества и общественности.

«Технико-экономического обоснования (ТЭО) из специалистов никто не видел. Вряд ли его в виде документа презентовали и самому акиму. Когда ТЭО будет обнародовано, мы увидим эти цифры и схему реализации. Я очень надеюсь, что проект не будет повторять астанинский сценарий, где просто заключили контракт на условиях китайской компании. Мы знаем, что получилось в итоге. Я надеюсь, что специалистам будет предоставлена документация с понятными ценами, маршрутами, параметрами подвижного состава, объемами перевозок и прозрачной модели финансирования», – сказала Елена Ерзакович.

Она отметила, что трамвайные сети за один год не строятся, и подвергла сомнению громкие слова Бакытжана Сагинтаева о том, что строительство начнется уже в следующем году, с учетом отсутствия хоть какой либо документации и одобренного финансирования.

Собеседник из Urban Forum утверждает о том, что местные власти должны уделить больше внимания техническому вопросу, чтобы не случилось то, чего все, вспоминая опыт из Нур-Султана, опасаются.

«Мы считаем, что должно быть вложено больше времени, усилий и экспертизы, чтобы продумать все эти моменты. От степени проработанности всех этих инженерных вопросов зависит, насколько эффективно будут потрачены деньги инвесторов и не получится ли то, чего все бояться – проект бросят на полпути, потому что не хватит денег, решимости продолжать, потому что нет четкого расчета потому, как это будет работать. Будет ли там пассажиропоток, будет ли окупаться эта линия», – подчеркнул Адиль Нурмаков.

Кроме того, эксперта интересует вопрос последующего управления ЛРТ. Власти не пояснили, кто будет отвечать за подготовку персонала, поддержание сети и кем будет обслуживаться созданная инфраструктура.

Говоря о необходимости самого ЛРТ, здесь мнения расходятся как и у жителей, так и у экспертов. Так, Елена Ерзакович отмечает, что изначально нужно решать проблему общественного транспорта в самом городе, в Urban Forum оценивают идею скоростного трамвая, который соединит Алматы с агломерацией положительно.

Однако сомнения по поводу реализации самого проекта возникают практически у всех. Невозможно доподлинно оценить эффективность и окупаемость проекта с накопившимися вопросами, которые обсуждаются лишь за закрытыми дверями акимата, когда строительство планируют начать уже в 2022 году. Со слов Елены Ерзакович, акиму Бакытжану Сагинтаеву последние 2 года предлагали обсудить его проект с экспертной группой и различными специалистами. Однако профессиональных дискуссий, а уж тем более общественных акимат города Алматы за все это время не проводил. Такая секретность только подкрепляет опасения алматинцев, что проект Бакытжана Сагинтаева может повторить астанинский сценарий.

Фото ©Турар Казангапов

Редакция Ulysmedia.kz направляет запрос в акимат города Алматы для того, чтобы выяснить подробности и будет держать вас в курсе происходящего.