Штраф для «Каспий нефти» несёт опасный сигнал для других нефтяных компаний

Кристина Колосовская

Недалеко от Атырау располагается нефтяное месторождение Айранколь. Добычу здесь ведет компания бизнесмена Тимура Кулибаева – «Каспий нефть». Большой интерес к этому месторождению и компании возникло у общественности после того, как стало известно, что «Каспий нефть» суд оштрафовал за экологические нарушения на 13,6 млрд тенге. Компания не согласилась с этим решением. На волне этой истории и круглой даты 125-летия со дня добычи казахстанской нефти Ulysmedia.kz побывал на этом самом месторождении и увидел все своими глазами.

Коллаж Ulysmedia

История со штрафом в почти в 14 млрд тенге

В начале августа СМИ сообщили, что в Нацфонд поступят 13,6 млрд тенге – «Каспий нефть» выплатила такую сумму в качестве штрафа. Привлекли ее за нарушение Экологического кодекса. По мнению прокуратуры, компания накопила отходы в объеме более 4 тысяч тонн за период с 1 июля 2021 года по 27 июля 2022 года. В компании с этим решением не согласились. Глава отдела правового анализа АО "Каспий нефть" Жанна Мусина утверждает, что все разрешительные документы по воздействию на окружающую среду и соблюдение лимитов на эмиссии у них были. Кроме того, отходы бурения на месторождении не накапливаются.

Вся ситуация возникла из-за изменений в законодательстве, объясняют юристы компании - «Каспий нефть» получила разрешения по Экологическому кодексу и по нему работала, затем в него внесли изменения. В первом варианте экологическое законодательство не требовало наличия лимитов на накопление отходов, и разрешения на такую деятельность не предусматривали эти нормы.

   - Отходы бурения у нас вообще не накапливаются. Не то что шесть месяцев – они не накапливаются ни день, ни два. Мы в суде показывали презентацию, показывали схему бурения, как вся эта система работает, показывали видео. Отходы бурения собираются в специальной ёмкости. Эта ёмкость является частью системы бурения, неотъемлемая часть процесса, можно сказать, оборудования. Как только ёмкость наполняется и приближается к пределу накопления, подрядчик – буровая компания – обращается в компанию, занимающуюся утилизацией отходов. Утилизирующая компания направляет транспорт, в который собираются эти отходы вместе с ёмкостью и вывозит их с месторождения, – сказала она.

Что за месторождение

В 3,5 часах езды от Атырау располагается нефтяное месторождение Айранколь. Пишут и рассказывают о нем нечасто. На слуху у казахстанцев Узень, Бузачи Северные, Тенгиз, Кашаган. Открыли Айранколь в 1979 году, с 2004 года разработкой и эксплуатацией занимается частная отечественная компания «Каспий нефть». Добытую нефть транспортируют на АНПЗ и экспортируют по трубопроводу «Атырау-Самара», далее в порты Новороссийск и Усть-Луга.

Как проходит добыча

Сейчас на месторождении находятся 199 скважин. Глубина некоторых достигает 2200 метров. Обводненность – более 60 процентов, но со временем она будет увеличиваться. При этом на некоторых знаменитых казахстанских месторождениях она достигает почти 90%. Этот фактор, конечно, со временем будет усложнять процесс, в том числе и увеличивать себестоимость всей процедуры добычи нефти.

Извлекают нефть из недр вопреки всеобщим представлениям не «качалки», кладбище из которых находится на территории месторождения.

Устройство выглядит следующим образом:

Находясь рядом оборудованием, даже сложно понять: идет ли процесс или нет. Работает оно бесшумно. Внизу находятся центробежные насосы, специалисты объясняют, что они более эффективные: выше пропускная способность, а потребление электроэнергии ниже. Извлеченная нефть – темно-коричневая масляная жидкость с запахом, напоминающим, солярку.

Затем нефть направляют на очистку, отделившуюся воду пропускают через фильтры и закачивают обратно в скважину, чтобы поддержать пластовое давление. Попутный газ компания не продает. Его используют для обеспечения месторождения электроэнергией и водой. И это крайне важный аспект, потому что с электроэнергией на западе туго. Своей генерации хватает - это почти 5 МВт, но используют не всю: пока есть запас. Вместе с тем, продавать ее компания пока не планирует. В последующем энергии понадобится больше, да и подвести ее до ближайших населенных пунктов - удовольствие не из дешевых. Что касается воды, то на территории, в том числе и для вахтового городка после очистки используют техническую воду. Сотрудники заверили, что ее можно даже пить. При этом даже техническая вода стоит недешево, а цена ее только за год выросла в четыре раза.

Кроме того, среди особенностей месторождения – цифровизация. Информационные системы хранят в себе всю информацию о скважинах, процесс добычи можно контролировать через экран монитора. Вместе с тем, такой подход позволяет вовремя реагировать на возникшие во время процесса проблемы. Уже полностью автоматизировали 43 скважины, остальные в процессе.

Что потом делают с нефтью

В прошлом году 55% нефти направили на экспорт, остальное – на внутренний рынок. В этом году наоборот. Решение о том, как распределять сырье принимает не сама компания, а государство в лице Минэнерго, которое ежемесячно высылает график.

Экспортируемая нефть по трубопроводу КазТрансОйл «Атырау – Самара» отправляется в порты Новороссийск и Усть-Луга. Затем ее продают международным трейдерам. У «Каспий нефти» сырье покупает швейцарско-нидерландская компания Vitol. Чтобы подтвердить, что нефть казахстанская, а не российская, покупателю предоставляют сертификат происхождения. При этом нефть носит юридическое обозначение KEBKO.

Война в России оставляет свой отпечаток

Заместитель генерального директора по экономике и финансам Турар Абдыбаев рассказал, что на KEBKO есть дисконт: ее продают дешевле знаменитого Brent.

   - Все-таки она транспортируется по территории России, и как нам говорят трейдеры: не все компании хотят покупать нефть, несмотря на то, что она казахстанская. Тот факт, что она транспортируется по территории России, это все равно накладывает свой отпечаток – продается она с дисконтом. Дешевле чем Brent, но дороже чем Urals, – рассказал он.

Из-за таких ограничений в 2022 году компания теряла почти по 30 долларов за каждый баррель. В 2024 году - порядка 10 долларов.

   - Теряют не только компании, но и государство. Экспортные налоги: экспортная таможенная пошлина, рентный налог, налог на добычу полезных ископаемых - они все платятся по котировке Brent. Если Brent стоит 80 долларов, а вам покупатель дает только 50, но налоги вы заплатите с 80, – объяснил Турар Абдыбаев.

Вместе с тем, компания – на втором месте в списке крупных недропользователей по показателю уплаченных налогов на 1 тонну добытой нефти. «Каспий нефть» поставляет на внутренний рынок 50% добытой нефти, а другие лидеры рейтинга все отправляют на экспорт.

Что по внутреннему рынку

У организации есть дочерняя компания «Каспий нефть трейдинг». Она занимается реализацией нефтепродуктов после переработки на АНПЗ – бензин, дизель, авиакеросин, мазут, Стоимость переработки – около 56 тысяч тенге за тонну

   - Многие цены на нефтепродукты регулируются, поэтому большого пространства для маневра нет, – отметил Турар Абдыбаев.

В прошлом году выручка за экспортные продажи для компании составила 115 млрд тенге, а на внутренний – 28 млрд тенге. За полгода 2024 картина следующая:

  • 43 млрд тенге – экспортные продажи;
  • 14 млрд тенге – внутренние продажи.

При этом 56% от выручки составляют налоги, 20% – операционные и социальные затраты, 24% – чистая прибыль.

Таким образом штраф, который выплатила компания в этом году, и о котором мы расскажем ниже, был равен выручке за продажи на внутренний рынок.

Нефть скоро кончится

Цифровизация и автоматизация позволяет держать руку на пульсе. Извлекаемый запас нефти с начала разработки составлял 17 млн тонн. Уже добыли 11,2 млн тонн нефти. Остаток – 5,8 млн тонн.

При этом в течение последних лет объем добычи составил около 900 млн тонн. К 2029 году прогнозируется постепенный спад до 89 тысяч тонн. При этом по перспективам месторождение будет давать нефть вплоть до 2040 года.

Также у «Каспий нефть» есть стратегический план, согласно которому они планируют приобретать низкорентабельные нефтяные месторождения и внедрять систему интеллектуального месторождения.

Ресурс – люди

Бригады на месторождении работают вахтовым методом. Длится вахта 14 дней в две смены, трудятся нефтяники с 8.00 до 20.00, ночная – зеркально. Одна вахта – это 220 человек. Почти 80% из них – жители Атырауской области. В среднем типичный сотрудник вахты – мужчина в возрасте 40 плюс. 

Как отмечают в компании, для улучшения социально-бытовых условий проводили ремонт в общежитиях. В комнатах живут по двое.

На территории есть футбольное поле, спортивный и банные комплексы с разными видами парилок. Сотрудники компании рассказали, что в свободное от работы время вахтовики принимают участие в спортивных соревнованиях. Также на территории располагается прачечная. Есть учебный класс для обучения сотрудников.

Заместитель генерального директора по экономике и финансам Турар Абдыбаев   сообщил, что заработок зависит от премий, ночных и праздничных выплат. С учетом всего, в среднем зарплата составляет 850 тысяч тенге. У администрации она выше – 1,2 млн тенге. Премии и льготы у сотрудников следующие:

  • обучение и повышение квалификации за счет работодателя;
  • материальная помощь работникам при заболеваниях, рождении ребенка, смерти близких родственников, юбилеях;
  • единовременная премия в размере оклада на государственные праздники;
  • единовременная выплата в размере 10 окладов при выходе на пенсию;
  • ежегодный отдых детей работников в оздоровительных лагерях;
  • материальная помощь к отпуску.

На социальные программы в этом году компания планирует выделить 730,5 млн тенге.

В прошлом году на спонсорство и благотворительность «Каспий нефть» отправил 527 млн тенге.