Занять – не строить, или Почему представителей МВФ беспокоит экономика Казахстана

Ильяс Бахыт

В Казахстане с очередным визитом побывала делегация Международного валютного фонда, которая провела оценку текущего состояния экономики и рассмотрела перспективы ее развития. Гости отметили плюсы и минусы денежно-кредитной политики, а также дали рекомендации по поддержанию экономической стабильности.

Почему внимание специалистов из МВФ так приковано к казахстанской экономике разбирался корреспондент Ulysmedia.kz.

Коллаж Ulysmedia

Не в Нацфонде панацея…

На брифинге в столице делегация Международного валютного фонда представила свое видение текущего состояния дел в экономической сфере Казахстана. Глава миссии МВФ по Казахстану Николя Бланше выразил опасения по поводу налогово-бюджетной политики нашей страны. 

   - Ситуация заключается в том, что мы постоянно видим недовыполнение налоговых показателей, - сказал он. 

  - Это было в 2023, 2024 годах. Считаем, что такая ситуация сохранится и в 2025 году. Эта проблема отражает необходимость повышения эффективности бюджетного планирования, включая установление уровня доходов бюджета и других целевых показателей. 

Гости высоко оценили усилия, предпринимаемые правительством Казахстана для совершенствования системы налогообложения, в частности, поддержали принятие нового Налогового кодекса. А также выразили опасения по поводу дефицита в государственном бюджете Казахстана и регулярных «латаний дыр в бюджете» из средств Нацфонда. 

Причину нехватки средств в бюджете специалисты МВФ усмотрели в недостаточном поступлении налогов не нефтяного характера. Относительно постоянно растущего использования средств Национального фонда и вовсе «схватились за головы». 

  - Сейчас это использование приобретает все больший масштаб, - отметил Николя Бланше. 

  - Мы уже отмечали непрозрачное использование средств, некоторые операции совершенно неожиданные, они не раскрываются достаточно прозрачным образом.

 Кроме того, спикер заявил, что роль Национального фонда заключается не в том, чтобы финансировать ежегодный дефицит бюджета. 

  - Это часть долгосрочного стратегического распределения средств для поддержки будущего роста, для инфраструктуры, образования. 

Вместе с тем старший экономист департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии МВФ Дина Хэн выразил удовлетворение показателем госдолга Казахстана. 

  - По данным за июль 2024 года, общий госдолг Казахстана составляет 57,9 млрд долларов, - озвучил цифры иностранный специалист. 

  - Что касается внешних частных кредиторов, то на эту часть долга приходится около 10,3 млрд долларов. Если говорить о ситуации в целом, долг Казахстана остается на относительно невысоком, управляемом уровне. 

Что такое МВФ

Многих пользователей казахстанского сегмента глобальной сети столь пристальное внимание МВФ к состоянию дел в нашей экономике насторожило. 

   - Означает ли визит зарубежных гостей новые долги для Казахстана, - задались они вполне логичным вопросом. 

Чтобы получить ответ на него, необходимо разобраться, что представляет собой МВФ. Международный валютный фонд появился 27 декабря 1945 года и действует до сих пор. Основной предпосылкой для его создания стал финансовый кризис, вызванный Второй мировой войной. В 1944 году на очередной конференции Организации объединенных наций 44 государства решили создать базу для международного сотрудничества. Одной из целей фонда было заявлено развитие международного сотрудничества в финансовой сфере. В отличие от Всемирного банка, цель которого – положить конец бедности, фонд предоставляет финансовую помощь только своим участникам в период непродолжительных кризисов. 

Фонд формируется из взносов участников. В дальнейшем размер внесенной квоты влияет на распределение голосов. Взнос делится на доли: 3/4 вносится в валюте этого государства — допустим, для Казахстана это будут тенге, ¼ - в СДР или валюте других участников, например, в долларах. СДР (специальные права заимствования) – это искусственные деньги, которые выпускает международный валютный фонд. Физического аналога у них нет, они существуют только в безналичной форме и ежедневно рассчитываются на основе стоимости корзины из пяти ведущих валют: доллар США, евро, китайский юань, японская иена и фунт стерлингов.

Первыми участниками МВФ стали 29 стран, а в 1947 году Франция взяла первый заем. Сейчас в состав МВФ входят 190 стран, фонд выдает кредиты на определенных условиях, а также серию рекомендаций, которым участник обязан следовать.

Офис фонда находится в Вашингтоне. В его структурах занято около 2 700 сотрудников из 150 стран. 

От МВФ – Казахстану…

Республика Казахстан официально стала членом МВФ 15 июля 1992 года. Первый проект в Казахстане был реализован с целью реструктуризации банковской системы. В феврале 1993 года Советом директоров фонда была принята Программа финансирования системных преобразований, согласно которой Казахстану было выделено 123, 75 миллиона СДР (165 000 000 долларов США).

Еще столько же молодая республика должна была получить после подписания в январе 1994 года Соглашения о резервных кредитах на годовую программу экономических и финансовых реформ.

Однако уже в декабре эта программа была приостановлена. А спустя полгода МВФ выделил Казахстану уже 185,6 миллионов СДР (247 466 000 долларов), которые страна успешно освоила к концу 1996 года.

Кстати, тогда же МВФ одобрил трехлетний кредит для РК на 1996-1998 годы в рамках программы расширенного кредитования, направленной на создание условий для роста реального ВВП. А в декабре следующего нам помогли кредитом на сумму 329,1 миллиона СДР (438 800 000 долларов) для поддержания золотовалютных резервов страны.

Разумеется, перед тем как «раскошелиться» на сотни миллионов, фонд провел полную оценку состояния экономики страны. И не просчитался: уже в мае 2000-го года Казахстан погасил свои обязательства перед на сумму 295,8 миллиона СДР или 390,5 миллиона долларов США, которые полагалось выплатить до 2007 года. Казахстан стал первой страной СНГ и Восточной Европы, которая досрочно рассчиталась с фондом. Более того, досрочным погашением мы смогли сэкономить предусмотренные на выплату процентов по кредиту 70 миллионов долларов США или 52 500 000 СДР. 

Кому деньги от фонда?

Помощь от международного валютного фонда Казахстану поступала и в дальнейшем. Так, например, после мировой пандемии COVID-19.

Тогда МВФ из собственных резервов выделил 190 странам – участницам на восстановление мировой экономики 650 миллиардов долларов. Деньги должны были помочь странам восстановиться после пандемии, повысить ликвидность международных резервов и сократить зависимость стран от более дорогих источников внешнего и внутреннего финансирования. 

25 августа 2021 года Нацбанк РК подтвердил, что Казахстану было выделено 1,11 млрд СДР на сумму, эквивалентную 1,57 млрд. долларов. 

Вообще с момента создания СДР в 1969 году, средства выделялись всем странам-участницам четыре раза: в начале 1970-х годов - на сумму 9,3 млрд СДР; в 1979—1981 годах - 12 млрд СДР; дважды в 2009 году - 182,7 млрд СДР (250 млрд долларов); в августе 2021 года - 456 млрд СДР (650 млрд долларов). 

Причем куски от общего «пирога» распределяются не поровну, а пропорционально долям квот государств в фонде. Речь идет о показателе, отражающем относительное положение государства в мировой экономике. У США, например, это 17,43%, у Японии — 6,47%, Китая — 6,4%, Германии — 5,59%, Великобритании — 4,23%, России — 2,71%, у Казахстана - 0,24%. Из 190 стран, входящих в МВФ, три государства-члена фонда из-за политико-экономической обстановки не получили СДР: Мьянма, Венесуэла и Афганистан.

С возвратом – только проценты!

К слову, получение СДР не несет обязательств по его возврату, за исключением выплаты процентов с совокупной квоты СДР. Если страна не проводила никаких транзакций со специальными правами заимствования, чистые процентные платежи равны нулю. Это ключевое отличие СДР от кредитов МВФ, которые Казахстан активно привлекал в 90-е годы. 

  - СДР могут быть конвертированы в твердые валюты, чаще всего путем добровольного соглашения между центральными банками, - разъясняют финансовые аналитики. 

  - Страны могут использовать распределенные СДР по своему усмотрению. Например, выделенные средства могут остаться в форме специальных прав заимствования в резервах страны и быть впоследствии использованы для погашения обязательств перед МВФ или любым другим международным финансовым институтом, ведущим расчеты в СДР или добровольного перераспределения от богатых стран наиболее нуждающимся странам.

Кроме того, поясняют эксперты, СДР можно использовать за пределами транзакций с МВФ - при их обмене на твердую валюту. В этом случае средства могут быть потрачены, например, на финансирование социальных расходов, обслуживание государственного долга или структурные реформы. Однако СДР нельзя использовать для инвестиционной деятельности и покупки товаров, ими нельзя рассчитываться с физическими лицами и корпорациями.

Официальной информации о том, как были использованы средства от МВФ в 2021 году, мы не нашли. В 2009 же году, получив средства от МВФ, Казахстан пополнил ими собственные международные резервы. И поскольку помощь от МВФ не является займом в классическом понимании этого слова, то правительство Казахстана, получив свою долю пропорционально доле в капитале фонда (0,24%), не стало распространяться о том, как будет распоряжаться этими деньгами.

А судя по оценке текущего состояния экономики, представители МВФ едва ли могут рассматривать возможность выделения средств на помощь нашей стране.