Референдум снял вопрос по АЭС и открыл следующий: кто будет строить станцию

Малик Джурсунбек

Вчера состоялся референдум по строительству АЭС в Казахстане. Каковы его итоги и в чем заключаются особенности народного волеизъявления, разбирался Ulysmedia.kz.

Коллаж Ulysmedia

Необходимая дефиниция

Референдум (лат. referendum – то, что должно быть сообщено) – форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

Референдум – важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина.

Чем отличается от плебисцита

По сути, референдум похож на два других вида голосований: плебисцит и выборы.

Плебисцитом называют решения, которые принимают собрания простого народа.

В казахстанском законодательстве, насколько мы знаем, нет понятия «плебисцит», а есть только термин «референдум». У него, в отличие от выборов, нет заданной периодичности, а решения не ограничены каким-то сроком.

По другой трактовке западных экспертов, вопросы, спускаемые сверху, – это плебисцит. А вот когда народ выходит к властям и предлагает проголосовать по тем или иным вопросам, – это уже референдум. И это разница качественная.

Простыми словами, референдум – это только то, что организуется гражданами. То, что спускается властями, – это не референдум, а их попытка укрепить свою легитимность за счет прямого обращения к народу.

Референдумы в истории

Референдумы оказали значительное влияние на развитие и политические системы в разных странах.

   - Ирландия провела многочисленные референдумы, которые оказали большое влияние на ее развитие и политическую систему. Самые знаменитые - референдум 1973 года о присоединении к Европейскому экономическому сообществу, референдум 1995 года об отказе от смертной казни и недавние референдумы об однополых браках и абортах. Эти голосования сыграли важную роль в либерализации ирландского общества и придании законной силы правам меньшинств.

   - Референдум об отмене базы НАТО в Кеблавике в 2006 году сыграл важную роль в формировании внешней политики Исландии. Его результаты побудили правительство пересмотреть свое соглашение с НАТО и привели к выводу базы. Референдум продемонстрировал силу общественных настроений в формировании внешней политики.

  - Референдум о членстве в Европейском союзе в 2016 году имел огромное влияние на политическое развитие Великобритании. Его результат в пользу выхода из ЕС привел к отставке премьер-министра Дэвида Кэмерона. Голосование также обострило политическую поляризацию в Великобритании.

  - Референдум о мирном соглашении с повстанческой группировкой ФАРК в 2016 году стал важным поворотным моментом в истории Колумбии. Хотя референдум не увенчался успехом, он вызвал общенациональную дискуссию о мире и заложил основу для дальнейших мирных переговоров.

Эти примеры показывают, что референдумы могут быть мощным инструментом прямого участия граждан, оказания влияния на политические решения и формирования развития страны. Однако важно, чтобы они проводились справедливо и прозрачно, а их результаты уважались всеми сторонами.

Швейцария стоит особняком

Есть в Европе одна страна, в которой почти все вопросы развития решаются через народное волеизъявление – Швейцария. Одних только референдумов на федеральном уровне в стране за последние 180 лет было проведено более шестисот. Они являются неотъемлемой частью швейцарской демократии, граждане голосуют по широкому кругу вопросов – от законов до конституционных изменений.

Народ там голосует, например, по вопросу введения обязательного стоматологического страхования или по принятию нового кантонального энергетического закона, согласно которому к 2035 году 40 процентов электроэнергии, потребляемой в кантоне, должно будет поступать из возобновляемых источников энергии.

Раз в квартал

В Швейцарской Конфедерации первый национальный референдум был проведен еще в 1848 году. Здесь граждане голосуют на федеральных, кантональных и муниципальных референдумах по меньшей мере раз в четыре месяца.

Но есть вопрос, который в этой стране не может быть рассмотрен – на референдум нельзя вынести отдельные статьи федерального бюджета. А вот договоры и соглашения, регулирующие, например, членство страны в международных наднациональных структурах, на суд народа выносятся в обязательном порядке. Так, например, в 2005 году Швейцария голосовала насчет вступления в Шенген, реально вступив в него в 2008 году. В связи с последним нарративом неизбежно может встать вопрос и по Казахстану: так ли нужно нашей стране членство в ОДКБ и ЕврАзЭС?

Немного о соседях

В Центральной Азии референдумы оказали значительное влияние на политику и экономику ряда стран, особенно в последние годы.

  - В Кыргызстане прошли два ключевых референдума, один из которых в январе 2021 года поддержал переход к президентской форме правления. В апреле того же года была принята новая Конституция, что способствовало укреплению президентских полномочий и изменению политической структуры страны.

  - В Узбекистане в 2023-го прошел референдум по новой Конституции, который изменил структуру парламента и срок президентских полномочий. Эти изменения укрепили роль парламента и подтвердили реформаторский курс президента Шавката Мирзиёева, что также повлияли на внешнюю политику страны в регионе.

  - В Таджикистане референдум 1999 года легитимизировал регистрацию религиозных партий и увеличил срок президентских полномочий до семи лет. Это способствовало стабилизации политической ситуации после гражданской войны.

  - В Туркменистане, однако, референдумы 1994 и 1999 годов использовались для легитимации авторитарного режима Сапармурата Ниязова, включая продление его полномочий до пожизненного срока. Эти действия усилили авторитарные тенденции в стране.

И на оккупированных территориях…

Из последних событий новейшей истории постсоветского пространства можно вспомнить «референдумы» на оккупированных Россией территориях Донецкой, Запорожской, Луганской и Херсонской областей Украины, по итогам которых Кремль объявил о присоединении этих территорий к России. Как до этого, в 2014 году произошло похожее событие в Крыму.

Голосование в Казахстане

За годы независимости в Казахстане прошли теперь уже четыре референдума, которые по-своему определили на долгие годы формирование конституционной и политической системы страны.

Первый референдум в Казахстане прошел 29 апреля 1995 года. Он был проведен для продления полномочий первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева до 2000 года без проведения очередных выборов.

На следующий день, 30 апреля, первый президент Казахстана выступил с обращением к народу, в котором предложил принять новую Конституцию. 30 августа 1995 года прошел второй референдум, по результатам которого она была принята.

Новая Конституция ввела двухпалатный парламент (сенат и мажилис), расширила полномочия президента, сократила роль Верховного совета и ввела положения, касающиеся прав и свобод граждан. В таком виде она существовала почти три десятилетия.

Третий референдум был проведен 5 июня 2022 года, касался он, в основном, реформирования политической системы страны. Внесенные изменения в Конституцию были направлены на перераспределение полномочий между ветвями власти, ограничение президентской власти, усиление роли парламента и местных органов власти, а также введение новых механизмов защиты прав граждан.

Кофе-амбассадор?

Четвертый референдум в истории Казахстана состоялся. Голосованию предшествовали различные инциденты, которые не добавили ему полной легитимности. Чего только стоит бешеная реклама за АЭС, которая шла почти круглосуточно на всех телеканалах и во всех других электронных СМИ так, что встал вопрос: а за чей счет банкет? При этом в то же время по телевизору не было показано ни одного рекламного ролика против.

Инцидент в Уральске с журналисткой, которая брала интервью у прохожих по теме АЭС и которое посчитали незаконным опросом; жалобы в соцсетях и ТГ-каналах студентов, бюджетников, работников предприятий разных форм собственности о том, что их заставляют делать селфи на фоне избирательных кабинок и отчитываться об участии в голосовании… Не обошлось и без обрядовой национальной забавы – вброс бюллетеней, как, например, по сообщению Радио Азаттык, это произошло в Туркестанской области. Или, как утверждают в Лиге молодых избирателей Казахстана, заранее подписанных бюллетеней в местах голосования. На этом фоне как-то неэтично прозвучала реплика государственного советника Ерлана Карина, когда он сообщил журналистам, что после голосования поедет на встречу с друзьями пить кофе, произнося название кофейни – Starbucks.

Вопросы легитимности

В любом случае прямое участие граждан в принятии решений дает им возможность напрямую влиять на политику и законы, которые будут их затрагивать.

Референдумы вынуждают правительства быть более подотчетными своим гражданам и учитывать их взгляды при принятии решений.

Немаловажно, что такие формы общественного голосования позволяют различным подвластным институтам и экспертам оценивать уровень общественной поддержки по различным вопросам. И несомненно, что положительный результат голосования может укрепить легитимность законов и решений правительства.

Качество дебатов

С другой стороны, референдумы могут быть использованы заинтересованными сторонами для принятия решений, основанных на эмоциях, а не на фактах и рациональном обсуждении.

Референдумы по спорным вопросам могут привести к социальной и политической нестабильности, если их результат не будет принят всеми сторонами процесса.

Также референдумы могут быть подвержены ошибкам и манипуляциям, что приводит к искажению воли народа. Их эффективность может варьироваться в зависимости и от таких факторов, как уровень участия и качество общественных дебатов.

По данным ЦИК, в голосовании приняли участие 7 820 918 избирателей, что составляет 63,87%. Как уже известно, в Алматы явка составила традиционно низкий процент. И уже давно многие задаются вопросом: почему в самом политизированном городе Казахстана всегда самое малое количество приходящих на голосование.

Кто в подрядчиках?

После прошедшего референдума неизбежно встаёт вопрос: кто будет строить атомную электростанцию? Ответ на него частично уже дал вчера Касым-Жомарт Токаев:

  - Мое личное видение данного вопроса состоит в том, что в Казахстане должен работать международный консорциум, который будет состоять из мировых компаний, обладающих самыми передовыми технологиями. Ну а дальше, как говорится, жизнь покажет, – сказал он.