Что не так с базовой ставкой, или К чему могут привести игры Нацбанка Казахстана

Ильяс Бахыт

Ни для кого давно не секрет, что если нарушаются устоявшиеся правила, то недалеко и до шоков, и потрясений. Скажем, перебегаете вы дорогу на красный свет, результат может быть очевиден, если не повезет. То же самое происходит и в отношении денег. На финансовом рынке действуют свои законы и правила, и если их хотя бы чуть-чуть изменить, то возникает неблагоприятная ситуация. Это как раз то, что происходит сегодня с базовой ставкой Национального банка Казахстана. Ulysmedia.kz решил разобраться в тем что происходит, поговорил с экспертами и пришел к неутешительным выводам.

Коллаж Ulysmedia

Правильные правила

Если исходить из установленных на рынке правил, то в идеале смягчение денежной политики, при отсутствии дополнительного финансирования экономики Казахстана из Нацфонда, должно привести ее уровень в реальном измерении к 3-4%, а размер базовой ставки – к 12%. Да только это в идеале. На деле, регулятор неоднократно сохранял базовую ставку, оставляя ее без изменений. Так 11 октября Национальный банк Казахстана сохранил базовую ставку на уровне 14,25% годовых. Процентный коридор составил +/- 1,0 п. п. На предыдущем заседании, 29 августа Комитет по денежно-кредитной политике НБК также сохранил базовую ставку на уровне 14,25% с процентным коридором +/- 1 п. п. Это значение регулятор установил и в июле 2024-го. До этого ставка составляла 14,50%.

Сам по себе инструмент базовой ставки инструмент, проверенный и является фундаментом финансовой системы, оказывающий влияние на расходы, инвестиции и уровень инфляции в стране, на экономику государства в целом. Но вот вопрос, работает ли базовая ставка сегодня в Казахстане? 

«Поводья» для базовой ставки 

Изначально, когда в базовая ставка была внедрена в сентябре 2015 года и было объявлено о переходе на режим инфляционного таргетирования, была поставлена четкая цель – достичь ценовой стабильности и удержать инфляцию на определенном уровне. Но для того, чтобы рынок чувствовал изменения, необходимы более жесткие действия. Вроде как поводья для необъезженной лошади, нужны жесткие рывки. К примеру, условно базовая ставка (будучи поводьями) составляет 20%, так вот для того, чтобы рынок реагировал, необходимо либо понижать ее на 18-16%, либо повышать на 4%. Изначально так и делали, но после правила игры изменились и базовую ставку в Казахстане стали изменять потихоньку - по 0,25%. Как результат, такие легкие "припарки" мало помогли рынку. 

Фактически, как инструмент, базовую ставку просто выключили. В итоге возникает тупая ситуация, когда эксперты говорят, что базовая ставка не работает, мы ее чуть-чуть меняем, а рынок не слушается, значит это плохой инструмент. Но, раз его не включили, как он будет работать?

Можно предположить 

Итак, если базовую ставку не включили, соответственно она и не оказывает никакого действия на инфляцию. И вот здесь, как говорят гроссмейстеры, получается "вилка". С одной стороны, понизить базовую ставку нельзя, потому что инфляция у нас высокая, с другой стороны, чтобы понизить инфляцию до 5-6%, делать резкие движения и повышать базовую ставку, скажем до 20%, тоже нельзя, но уже из-за политической ситуации. Когда в Казахстане возник кризис, у нас стали поднимать базовую ставку постепенно. Для сравнения в США, скорее всего подняли базовую ставку сразу в два раза, потому что реально борются с инфляцией, а не делают вид. 

Можно, конечно, предположить, что в стране нет нормальной экономической политики, нет понимания, как и что работает, нет профессионалов. Но это не так. В том же Национальном банке находятся профессионалы высокого уровня, для которых денежно-кредитная политика – орешки. В то же время волатильность казахстанского тенге является результатом изменений не фундаментальных факторов, а объемов валютных изъятий из Национального фонда для трансфертов в бюджет. 

Несвободное плавание

Проблема в политическом давлении, утверждают эксперты. И в итоге денежно-кредитная политика у нас во многом обусловлена какими-то политическими движениями. Достаточно посмотреть на то, что происходит сегодня с курсом нацвалюты. А ведь изначально утверждалось, что валютный курс отпущен в свободное плавание. Но деньги поступают из Нацфонда и курсом управляют. Только с мая 2024 года тенге обесценился по отношению к доллару на 12%. При таком курсе, может ли экономика нормально развиваться?

Не так давно на государственном уровне было принято решение о выдаче льготных кредитов магазинам «у дома». При этом, если у предпринимателя нет залогового имущества для оформления кредита, он также может обратиться в фонд «Даму» для получения гарантий на весь срок займа. На самом деле это нонсенс, когда в стране начинают субсидировать базарных торговцев и микро-предпринимателей. Помимо того, фактически искусственно удешевляется импорт и из-за политического давления поменять курс не предоставляется возможным. Разумеется, и внешние факторы оказывают серьезное давление на курс тенге: платежный баланс, курс рубля, скачущие нефтяные котировки и пр. И вместо того, чтобы реально спасать экономику, у нас тратят деньги из бюджета и Нацфонда, заодно убивая будущее благосостояние казахстанцев.