Демократия по-узбекски, или Почему хокимы не могут распустить Кенгаши

Малик Джурсунбек

Что такое узбекские Кенгаши и чем они отличаются от наших маслихатов, что значат фрукты-овощи для бюджета соседней страны, и насколько там решили поднять тарифы на коммуналку? Корреспондент Ulysmedia.kz искал ответы на эти вопросы и выяснил, почему кенгаши в Узбекистане не зависят от государственной власти.

Чем занимаются народные избранники

В 27 октября в Узбекистане состоятся выборы депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса и местных Кенгашей.

Кенгаши народных депутатов – это представительные органы власти в областях, районах и крупных городах, как наши маслихаты. До последнего времени, его председатель был и хокимом, то есть возглавлял исполнительную и представительную ветви местной власти. 20 сентября Сенат Олий Мажлиса одобрил закон, согласно которому хоким не может возглавлять местный Кенгаш. Председателя будут избирать из числа депутатов, предполагается, что работать ему предстоит на общественных началах.

Полномочия Кенгаша

Деятельность кенгашей народных депутатов регулируется законом «О государственной власти на местах», которая также регулирует деятельность хокимов. Таким образом, закон определяет деятельность двух ветвей власти одновременно.

Депутатов избирают на 5 лет, хокимов областей и Ташкента назначает президент. Районных и областных - вышестоящие хокимы. Задача Кенгаша – утвердить решение об их назначении.

Депутаты ташкентского и областных кенгашей могут трижды отклонить кандидатуру, предложенную президентом. Однако согласно закону, это не обязывает главу государства искать другого кандидата – он может назначить исполняющего обязанности хокима и распустить Кенгаш. Новые выборы депутатов нужно провести в течение трех месяцев после их роспуска.

Причем подобная процедура не предусмотрена для кандидатов в районные хокимы и хокимы областных городов. То есть в случае, если районные и городские кенгаши отклоняют кандидатов от вышестоящих хокимов, система заходит в тупик, так как президент и вышестоящие хокимы, согласно Конституции и закону «О государственной власти на местах», не могут распустить Кенгаши народных депутатов районов и городов.

Отчет – 4 раза в год

Видимо, возможность сопротивления депутатов районных и городских кенгашей вышестоящим хокимам даже не рассматривалась как возможная, чтобы прописывать в законе механизм их роспуска.

При этом депутат обязан принимать участие во всех сессиях кенгаша и четырежды раз в год сообщать избирателям результаты своей деятельности. Так что, если вы ни разу не видели и не слышали ничего о депутате от своего избирательного округа, знайте – он нарушает закон, пишут узбекские СМИ.

Вмешательство недопустимо

Президент Шавкат Мирзиёев подписал указ, нацеленный на повышение эффективности деятельности органов государственной власти на местах.

На основе принципа «Сильный Кенгаш, подотчетный и инициативный хоким» разработаны предложения по четкому распределению в актах законодательства более 100 полномочий между местными Кенгашами и исполнительной властью.

Указ гарантирует осуществление Кенгашами своей деятельности независимо от органов государственной власти. Среди прочего устанавливается недопущение вмешательства органами государственной власти и управления в деятельность местных депутатов.

Фрукты-овощи для бюджета

Неплохо идут дела в экономике Узбекистана. В январе-августе 2024 года внешнеторговый оборот Узбекистана составил $42,7 млрд, следует из отчета Агентства по статистике. По сравнению с аналогичным периодом 2023 года он увеличился на $2,7 млрд, то есть на 6,6%.

Для сравнения, хотя по показателям внешнеторговый оборот Казахстана в январе-июле 2024 составил $78,97 млрд, относительно того же периода прошлого года он уменьшился на 1,8%.

Свою лепту внесли в бюджет Узбекистана и фрукты-овощи. В январе-августе 2024 года Узбекистан экспортировал за рубеж 1,3 млн тонн фруктов и овощей на $922,8 млн. По сравнению с аналогичным периодом 2023 года экспортный показатель увеличился на 9%, в денежном выражении – на 20,8%. Казахстан по экспорту этой продукции, после России, делит второе место с Пакистаном - 15,2%.

Бюджет

Тем временем, по сообщению Podrobno.uz, экспортный потенциал плодоовощной и продовольственной продукции Узбекистана, ориентированный на более дорогие мировые рынки, может достичь 3,5 млрд долларов в 2024 году. А это ни много ни мало 1/10 часть госбюджета.

Воздух на стройках

Инициативы наших стран часто бывают схожи по целям и времени исполнения. Как недавно в Казахстане, так и в Узбекистане хотят увеличить штрафы за вырубку деревьев и выброс мусора в неположенном месте.

Однако соседи пошли еще дальше и считают целесообразным введение в Кодекс об административной ответственности статьи о несоблюдении требований охраны атмосферного воздуха на строительных площадках. Также планируется ужесточение финансовых санкций за вырубку и умышленную сушку деревьев, незаконную добычу песка и гравия из русел рек, выброс отходов в неустановленных местах.

В соответствии с международным стандартом ISO 14024 будет введена добровольная экологическая маркировка продукции и услуг под названием Yashil belgi.

При министерстве экологии будет создан Зеленый благотворительный фонд без статуса юридического лица, который будет находиться под общественным контролем. В приложениях электронных платежных систем будет внедрена возможность добровольных благотворительных отчислений - «Зеленый платеж».

Дорогая коммуналка

Вслед за недавним повышением тарифов на коммунальные услуги в Казахстане, в Ташкенте так же объявили, что повысят тарифы на отопление и горячую воду.

Повышение тарифов на горячее водоснабжение и теплоснабжение на 15% - это решение Кенгашей народных депутатов.

Новый розничный тариф для населения составит 121 617 сумов/Гкал (4 600 тг), сейчас 105 754 сумов/Гкал.

В свою очередь, тариф для юридических лиц повысится до 244 497 сумов/Гкал (9 230 тг), сейчас 212 606 сумов/Гкал. Однако не уточняется, когда новые тарифы вступят в силу.

Напомним, в последний раз их для населения повышали в апреле, для юрлиц – в конце прошлого года.