Кнутом и пряником: Почему работники АНПЗ считают политику гендиректора Жусанбаева прямой дорогой к социальной нестабильности

Курманов Байтас

Весь 2024 год Атырауский нефтеперерабатывающий завод лихорадит. Сосредоточиться на производственных задачах не могут ни руководство, ни рабочие, поскольку кадровые вопросы здесь стали решаться даже не на уровне владельца - АО «НК «КазМунайГаз», а в судах.

В своих прошлых публикациях мы рассказывали нашим читателям о том, как гендиректор АНПЗ Галымжан Жусанбаев был сначала уволен из-за скандала, а потом скандально водворен в директорское кресло по решению суда. И хотя учредители и чиновники дружно уверяют, что в таких кадровых потрясениях нет ничего особенного, работники придерживаются иного мнения. Часть из них уже уволилась, часть готовится «с вещами на выход», другие же не теряют надежды прекратить бардак на стратегическом предприятии. С их подачи достоянием нашей редакции стало письмо и документы, подтверждающие – на АНПЗ нынче совсем не спокойно. А виной тому – политика, проводимая генеральным директором завода.

Каких последствий опасаются заводчане, выяснял корреспондент Ulysmedia.kz.

Коллаж Ulysmedia

Суд да дело

О том, что скандальное возвращение Галымжана Жусанбаева на должность генерального директора АНПЗ вызвало хаос в коллективе, мы рассказывали в своих прошлых публикациях. И хотя в момент представления нового – старого руководителя председатель правления АО «НК «КазМунайГаз» Асхат Хасенов первоочередной задачей поставил сохранение социальной стабильности на заводе, Жусанбаев восстановление своего авторитета начал с судебных исков. Под раздачу попали подписанты петиции о его отставке - Шошанбасов, Самаркин, Дик, Кокорев, Хакимов, Уртамбаев и т.д. Их всех гендиректор обвинил в клевете и потребовал возмещения морального ущерба.

Суд первой инстанции счел исковые претензии и требования Жусанбаева несостоятельными, апелляционная комиссия поддержала своих коллег, но злопамятный первый руководитель сумел добиться своего в гражданском суде Атырау, вынесшим решение о компенсации «морального вреда» от петиции, в его пользу.  Ответчики, само собой, с таким решением не согласились и обжаловали его в вышестоящей инстанции.

Тем временем, пока шли суды, работники завода, по их признанию, с каждым днем все явственнее чувствовали себя втянутыми в круговорот интриг.

В письме они уверяют: нездоровая атмосфера в коллективе – творение рук господина Жусанбаева, вернее, результат проводимой им политики.

- С повторным приходом на завод Галымжан Жусанбаев, пытаясь завоевать авторитет в коллективе, издал незаконный приказ, позволяющий операторам в ходе работы использовать мобильные телефоны, - рассказали авторы письма. – Мало того, что это было сделано в нарушение норм техники безопасности и охраны труда, так использование телефонов было разрешено им не столько для зарабатывания «недорогого» авторитета на фоне послаблений, но и для плетения интриг, экстренных доносов и сбора надуманного компромата на простых рабочих. 

«Стучите», и откроют…

В качестве иллюстрации к письму прилагался скриншот документа под интригующим названием «Приказ о создании рабочей группы для контроля за ходом проведения планово-предупредительных работ». Авторы письма уверяют: на самом деле это ничто иное как документ о формировании группы из 24 работников АНПЗ (операторы, машинисты, аппаратчики, слесари, инженеры и т.п.), которые, вместо безотрывного выполнения рабочих задач, «должны следить за малейшим чихом на производстве и ежедневно давать об этом письменные отчеты (доносы)».

- Между тем, подобного рода действия не способствовали раскрытию нарушений, а, напротив, повлекли ложные доносы, справки, клеветнические сведению, на основании которых принимаются опасные производственные решения, инициируются проверки и заводятся уголовные дела, - возмущаются авторы письма. - Вся эта дезинформация, разумеется, саботирует качественное выполнение работ и дальнейшее успешное функционирование завода. В результате, завод подвержен многочисленным внеплановым проверкам, которые инициированы на основании ложных справок и клеветы. 

Утечка информации?

Как сообщают уставшие от интриг работники АНПЗ, с приходом нового - старого генерального директора Жусанбаева под угрозой оказалось сохранение конфиденциальной информации предприятия, на территории которого действует положение, строго запрещающее распространение, раскрытие, передачу конфиденциальных сведений.

- Внутренняя информация перетекает в руки лиц, не состоящих в штате АНПЗ, так называемых советников (оформлены по ГПХ), - перечисляют авторы письма. – Кроме того, нелепые справки, содержащие ложные клеветнические сведения, направляются в различные организации, физическим лицам, публикуются в СМИ и т.д. В-третьих, информация попадает и в руки лиц, в отношении которых имеются обоснованные подозрения в диверсии, подрывной деятельности от имени иностранных государств.

Проиллюстрировали данное утверждение заводчане скриншотов документа «Обращение кадровых работников ТОО АНПЗ». Как уверяют авторы письма, сами работники АНПЗ к составлению этого документа не имеют никакого отношения. В числе его авторов они называют четверых человек.

 

Кто авторы «доносов»

В качестве подтверждения своих слов авторы письма приложили решения судов, согласно которым ТОО «ТАиД» выступал в роли истца, а АНПЗ и «Самрук Казына» - в качестве ответчиков - из-за тендера, от участия в котором «ТАиД» был отклонен за несоответствие требованиям по 17 пунктам, включая подделку тендерной документации. Согласно решению суда первой инстанции, в удовлетворении требований «ТАиД» было отказано в полном объеме. Аналогичное решение приняла и апелляционная инстанция. А специализированный межрайонный экономический суд города Алматы признал ТОО «ТАиД» недобросовестными участником закупок.

«Липовая» петиция

Заводчане, возмущенные такой политикой господина Жусанбаева, уверены – сотрудники, втянутые в эту паутину склок и интриг, участвуют в сомнительных мероприятиях, поскольку «ложно мотивированы» новым руководством завода.

- Галымжан Жусанбаев организовал среди рабочих сбор подписей откровенно бредовой петиции в поддержку себя и своего положения на заводе, - пишут они. - Сбор подписей ведет лично Ермышев А.Р., которому в обмен на верность «подарили» должность главного инженера завода. Этим ли должен заниматься главный инженер: вводить в заблуждение коллег и под давлением отбирать подписи?

Авторы письма утверждают: подписанты ставили свои подписи под одной версией петиции, но «в работу» была запущена измененная версия.

- Автором петиции, как показали данные файла, является Елена Есенова – экс-руководитель пресс-службы АНПЗ, обиженный бывший сотрудник завода, а также привлекаемая к ответственности по ст. 73-3 КоАП РК «Клевета» за распространение ложной и порочащей репутацию сотрудников АНПЗ информации (по заявлению потерпевших с АНПЗ). Создателем же самого файла является Мухлесова Анария Яуешовна, заведующая канцелярией, - называют конкретные имена заводчане. – Это доказывает, что петиция составлена не работниками и нисколько не отражает их позиции.

По утверждению авторов письма, в петиции заявлено, что с завода «уходят случайные люди».

- Если главный инженер Жангабылов Р., прошедший более 20 остановочных ремонтов, директор юридического департамента, член правления Джумагалиев Б.Г., директор департамента по управлению персоналом Достанова Г.Н. или главный бухгалтер и также член правления Садвокасова А.М. и многие другие, не согласные с «режимом Жусанбаева», – случайные люди, то кто же тогда в списке нужных людей? – задаются вопросом заводчане. 

Ложная «мотивация» и горький опыт

Уставшие от напряженной ситуации в коллективе, работники АНПЗ недоумевают, почему гендиректор, должность которого обязывает его быть гарантом стабильности, сам активно «плетет интриги, дестабилизирует обстановку и создает эмоционально невыносимые условия работы на заводе».

- Опасные заигрывания с рабочими дошли до того, что Жусанбаев обещает мнимое повышение заработной платы на 30-40%, а также предоставление ссуды от завода на улучшение жилищных условий! – возмущаются авторы письма. – И это в то время, когда у АНПЗ и без того тяжелое финансовое положение из-за кредитов на модернизацию! Однако Жусанбаев, понимая всю ситуацию, все равно берет на себя невыполнимые социальные обязательства.

«Что будет завтра и кто будет отвечать за слова Жусанбаева?» - вопрошают работники завода.

- Жусанбаев, судя по череде его действий, стремится дестабилизировать обстановку на заводе, вплоть до разжигания социальной розни, - делают неутешительный вывод они и проводят параллели с «кейсом» Натальи Соколовой – экс-руководителя кадровой службы и экс-юриста профсоюза АО «Каражанбасмунай», приговоренной к 6 годам лишения свободы за разжигание социальной розни среди простых рабочих в 2011- 12 гг.

- Соколова отличилась тем, что внушила работникам предприятия, что им существенно недоплачивают, а на самом деле они должны получать заработную плату в 2-3 раза больше, чем имели, - вспоминают авторы письма, - Активно качая лодку социальной стабильности на своих собраниях профкома, Соколова спровоцировала массовые забастовки среди рабочих, которые ринулись активно отстаивать навязанную позицию и обещанные блага. Соколова продолжала нагнетать, чем обострила ситуацию настолько, что получила реальный срок по уголовном делу, а тысячи людей остались без работы.

«Может ли дестабилизация обстановки со стороны Жусанбаева вылиться в нешуточную трагедию и настоящий бунт?» - ответ на этот вопрос работники АНПЗ совсем не хотят испытать на практике…