Самолетный прорыв, или Как государственные миллиарды, выделенные на самолетный завод в Карагандинской области, вылетели в трубу

Курманов Байтас

Становление Республики не обошлось без присущих самой юности проб и ошибок. Амбиции первого президента Нурсултана Назарбаева вели Казахстан к процветанию через постоянно меняющуюся постановку призрачных целей – войти в 50 самых конкурентоспособных стран, 30 самых развитых государств мира и т.п. Под эти утопичные задачи принимались многочисленные государственные программы, из бюджета выделялись сумасшедшие деньги, после освоения которых вдруг оказывалось, что «воз и ныне там». 

Ярким примером такой «показушной» расточительности стала программа форсированного индустриально-инновационного развития, принятая в начале 2010 года. Проекты, заканчивавшиеся сразу же после традиционного перерезания ленточки Назарбаевым, стали символом ПФИИР. Об одном из таких дорогостоящих и закончившихся большим пшиком «прожектов» сегодня вспомнил корреспондент Ulysmedia.kz.

Коллаж Ulysmedia

…Чтоб сказку сделать былью

О том, что Карагандинская область станет флагманом казахстанского самолетостроения, в 2011 году вещалось из каждого утюга. На открытие «самолетного» завода в ноябре 2011 года приехал президент Назарбаев, которому аким Карагандинской области, коим был тогда Серик Ахметов, и министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев с гордостью обрисовывали чудесные перспективы развития авиапромышленности в Казахстане. 

Проект фирмы «КазАвиаСпектр» стоимостью в 1,7 млрд тенге или 11,5 млн долларов получил государственную поддержку и был включен в карту индустриализации. Руководство «КазАвиаСпектра» уверяло: ежегодно с конвейера завода будут сходить по 36 самолетов марок «Фермер-2» и «Фермер-500» стоимостью от 145 и 200 тысяч долларов соответственно. Их предназначение - обработка сельхозполей химикатами. А в будущем планировалось наладить производство четырехместного самолета «Сункар» - так называемого «воздушного такси», которое сможет выполнять полеты на короткие дистанции со скоростью до 300 км/ч. Как уверяли в пресс-службе акима Карагандинской области, эти самолеты могут также использоваться для аэрофотосъемочных работ, патрулирования нефтегазопроводов и деловых полетов. Стоимость одного «Сункара» оценивалась на тот момент в 200 тысяч долларов за штуку. 

Радужные перспективы

И инвесторы, и чиновники в один голос обещали – с заказами проблем не будет, ведь Минсельхоз РК уже подтвердил потребность в воздушных машинах. Согласно официальной информации, потребность Казахстана в самолетах «Фермер» оценивалась в 350 штук, Украины - в 150, России - в 1000, стран СНГ - в 250. Руководство предприятия, предоставившего карагандинцам 40 рабочих мест, божилось, что уже на момент открытия оно обеспечено заказами на три года вперед.

Общая стоимость проекта составила свыше двух миллиардов тенге. Государство по программе «Дорожная карта бизнеса-2020» вложилось в инфраструктуру завода 750 миллионами тенге. Национальный холдинг «КазАгро» предоставил льготный кредит в размере 846 миллионов тенге. В завод были вложены и собственные средства предприятия.

Заявленная производственная мощность составляла 36 самолетов в год. 

Самолетостроители – «стрелочники»

На открытии завода Нурсултану Назарбаеву был презентован первый образец самолета «Фермер-2», который, как уверяло руководство завода, был собраны в его стенах. Но позже совладелец предприятия из Татарстана – ООО «МВЕН» заявил в полицию на руководство «КазАвиаСпектра», потребовав привлечь к уголовной ответственности за неправомерное удержание на территории завода самолета марки «МВЕН-2 Фермер», принадлежащий партнерам из Татарстана. 

Нанесенный ущерб заявитель оценил в 2,68 миллиона тенге. И это далеко не единственный скандал, в эпицентре которого оказался несостоявшийся флагман казахстанской авиапромышлености.

Уже спустя год стало ясно - обещанным «Фермерам» так и не взлететь над полями. Директор «КазАвиаСпектра» Александр Ващенко уверял, что отечественные самолеты обязательно выйдут из цехов «прорывного» завода. Правда, не в тех количествах, что заявлялось вначале. Он пообещал, что к концу 2012 года предприятие выпустит 12 бортов. 

Отставание от намеченных планов директор объяснял необязательностью российских партнеров. По его словам, фирма «МВЕН» не выполнила своих обязательств по предоставлению технических чертежей. В свою очередь, представители «МВЕН» заявляли, что казахстанские партнеры «саботировали производство», прислав вместо обученных в 2010-2011 годах работников - специалистов, совсем других людей. 

Нагоняй от президента

Пока казахстанские и российские инвесторы выясняли отношения с помощью правоохранителей и в судах, сроки выпуска самолетов и выхода завода на проектную мощность отодвигались все дальше. Сначала было заявлено, что «Фермеры» взлетят в 2013 году. Затем «день Х» перенесли на год. Потом заявили, что «КазАвиаСпектр» выйдет на проектную мощность в 2015 году. 

В конце концов президент Назарбаев, торжественно перерезавший ленточку на открытии завода, признал провал самолетостроительного проекта - на расширенном совещании правительства в Акорде он назвал ситуацию с авиазаводом показухой. 

  - В Караганде завод по производству самолета «Фермер», который с большой гордостью в свое время Серик Ныгметович Ахметов показывал, выпустил всего один аэроплан, который, говорят, не летает, сел на одно крыло. Зачем такая показуха нужна, если он не работает, – высказал свое неудовлетворение Назарбаев. 

Ушел с молотка

Увы, к тому моменту, как власти Карагандинской области получили «по шапке» от главы государства, на заводе «КазАвиаСпектр» было выклеено 3 комплекта самолета модели «Фермер-2», обучено специальностям «формовщик стеклопластиковых изделий» и «сборщик изделий из стеклопластика» 20 сотрудников, произведено 2 фюзеляжа, изготовлено 11 комплектов силовых наборов. И все. 

А в 2014 году акимат Карагандинской области исключил самолетный завод из Карты индустриализации в связи с его бесперспективностью.

В начале апреля 2016 года холдинг «КазАгроФинанс» через суд добился продажи залогового имущества «КазАвиаСпектра».

Задолженность компании составляла 1,17 млрд тенге. Суд установил начальную продажную цену в размере чуть более 1 млрд тенге. Залоговое имущество должника составляли: административно-производственное здание предприятия, находящийся в долгосрочной аренде участок площадью более 34 га, право временного возмездного землепользования на несколько участков общей площадью около 30 га. 

12 августа 2016 года имущество «КазАвиаСпектра» было выставлено на торги. Стартовая цена составляла 1 миллиард 22 миллиона тенге или 3 миллиона долларов. При этом в момент, когда запускался завод, стоимость проекта в долларах составляла более 13 миллионов! 

Вместо самолетов – сухое молоко

Но даже при такой «девальвации» стоимости «прорывного» проекта покупатель на его имущество нашелся не сразу.

В ноябре 2016 года в компании «КазАгроФинанс» сообщили о смене хозяина производственных помещений бывшего самолетостроительного завода. При этом, по словам руководства «КазАгроФинанса», новый собственник намерен сменить профиль деятельности предприятия. 

  - Производство не будет связано ни с самолетами, ни с каким бы то ни было еще оборудованием. Мы нашли инвестора, который готов приобрести залоговое имущество и погасить долги, - пояснили в «КазАгроФинансе». 

И только два года спустя стало известно, кто стал новым владельцем производственных помещений бывшего самолетного завода. На сайте акимата Карагандинской области появилась оптимистичная заметка о том, что вместо самолетов на территории «КазАвиаСпектр» будут производить сухое кобылье молоко. 

  - ТОО «Евразия Инвест ЛТД», находящееся в пос. Жансары Карагандинской области, выкупило здание бывшего авиазавода «КазАвиаСпектр» с целью оптимизации процессов, - сообщила пресс-служба областного акимата. 

Пациент, скорее, жив?

По идее, на этом надо было бы поставить точку в истории о том, как очередной помпезный проект стал мемориалом коррупции и бесхозяйственности. Но вот что интересно. К своему удивлению, на сайте Statnet.co мы обнаружили, что предприятие, признанное банкротом еще в 2017 году, существует по сей день. 

Согласно информации данного сайта, ТОО «КазАвиаСпектр» зарегистрировано по адресу:

Карагандинская область, Караганда, район им. Казыбек Би, улица Ленина, 25, кв 1. Дата регистрации - 11.05.2010 год. Отрасль – обрабатывающая промышленность, количество сотрудников на 27.06.2024 год – 41-50 человек. Руководитель – Ващенко Александр Васильевич.

Еще интереснее, что предприятие, основной вид деятельности которого указан как «Производство воздушных летательных аппаратов», судя по всему, не простаивает. Во всяком случае, его оценочная годовая выручка на 2017 год – когда оно было признано банкротом, составила 167 млн. 697 тыс. 453 тенге. А оценочная годовая выручка за 2021 год - 2 млн. 940 тыс. тенге.

Правда, последние налоговые отчисления компания делала в 2017 году, заплатив в бюджет 3 млн 619 тыс 272 тенге.

Говорят, если в первом акте спектакля на сцене висит ружье, в последнем - оно обязательно выстрелит. Так, может, и самолеты «Фермер» еще взлетят – в новом, честном и справедливом Казахстане?