Пока казахстанцы думали, как распорядиться деньгами, которые нам по иску заплатят иностранцы-инвесторы, консорциум North Caspian Operating Company - оператор месторождения Кашаган решил пойти другим путем и предложил правительству Казахстана отказаться от иска в 5,1 млрд долларов в обмен на 110 млн долларов инвестиций в социалку. Этот вариант расплаты за экологический вред вызвал вполне ожидаемый резонанс. Отечественных политиков возмутило, что вместо компенсации за многолетние нарушения Казахстану посулили символическую сумму. Экологи заявили, если правительство примет предложение NCOC, мы получим еще один пример того, как иностранные корпорации диктуют свои условия и уходят от ответственности. Корреспондент Ulysmedia.kz разбирался, что происходит и чем это может закончиться.
Советник председателя партии Baitaq по экологическим вопросам и зеленой экономике Азамат Аяйбергенов заявил, что в 2023 году иностранцы в бюджет Казахстана отправили всего лишь около 98 млрд тенге. Этих денег на оздоровление окружающей среды явно не хватает.
- Я бы отметил, что тот же Кашаган заплатил в 2021 году около 214 млн тенге, в 2022 году - 212 млн тенге и в 2023 году - около 224 млн тенге. На эти деньги невозможно оздоровить окружающую среду и поддержать здоровье населения - суммы ничтожно малы. Поэтому мы поддерживаем иск Минэкологии и правительства, – заявил Аяйбергенов.
Стоит отметить, что помимо экологического иска, который сейчас рассматривает Верховный суд Казахстана, существуют и другие. К примеру, иск на 16 млрд тенге по возмещению инвестиционных затрат, упущенная выгода - 138 млрд долларов, иски по коррупционным делам на 12 млрд долларов. По мнению Аяйбергенова они должны были бы стать объектом внимания не только казахстанской стороны, но и самого NCOC. Однако, нарушения, по которым были поданы иски к операторам Кашагана – конфиденциальная информация, возмущается эколог.
- Вопрос конфиденциальный. Мы знаем, что он касается размещения серы. Насчет коррупционных составляющих ничего не знаем. То, что мы не доказали, говорить пока рано, - отметил он.
По его словам, экологам не предоставляют полную информацию о выбросах и хранении загрязняющих веществ.
Заместитель председателя партии Baitaq Олег Пак считает, что засекреченность контрактов негативно влияет на экономику страны.
- Есть СРП, которые подписаны в 90-х годах, первым президентом, информация вся закрыта. Основная проблема — почему информация содержится в зарубежных СМИ, почему они могут говорить, а у нас есть конфиденциальное соглашение, и за это следует ответственность.
Он напомнил о петиции с требованием раскрыть условия соглашений в интересах Казахстана.
- Потеря Казахстана от неэффективного использования недр мы оцениваем в более 20 млрд долларов в год. Вся эта политика в интересах иностранных добытчиков приводит к тому, что мы не можем развиваться, – говорит Пак.
В свою очередь эксперт по энергетике Олжас Байдильдинов напомнил, что ряд экологических претензий министерства экологии к NCOC были аннулированы в судах – из 10 пунктов во внимание приняли только семь, они касаются сверхнормативного хранения серы, сточных вод и сжигания неочищенного газа.
Олжас Байдильдинов убежден, что судебный процесс по Кашагану должен быть максимально прозрачным, насколько это возможно в рамках конфиденциальности, потому что общая сумма исков – не маленькая.
- Я считаю, что справедливый Казахстан должен быть справедливым ко всем. Если иностранные консорциумы нарушают экологическое законодательство Казахстана и общая сумма нарушений 5,1 млрд долларов, то они должны выплатить эту сумму, не торгуясь.
Эксперт говорит, что эта сумма должна быть направлена на решение экологических вопросов Атырауской области.
- Здесь нужно понимать, что для крупных акционеров - сумма в 5 млрд долларов - не такая большая, и, наверное, репутационные риски для них будут намного важнее, – отметил Байдильдинов.
При этом, эксперт возмутился, что операторы Кашагана хотят не просто снизить сумму штрафа, но еще и пытаются сделать выгодным для себя экологическое законодательство.
Как отметил Олжас Байдильдинов, это будет означать, что любая крупная иностранная компания, которая добросовестно работает в других странах, в Казахстане продолжит загрязнять окружающую среду и не выполнять свои обязательства.
- Они решат, что можно договариваться. В Казахстане они и так работают на сверхльготных условиях. А мы должны думать, что это наша земля - это Казахстан. Если все остальные компании, нефтяные в том числе, платят экоштрафы и соблюдают законодательство, почему иностранные компании этого не делают? Требования к ним в США, в Европе, где они добывают нефть и газ, наверняка более жесткие, чем в Казахстане. Там же они закон соблюдают, почему у нас нарушают, – задается вопросом эксперт.
Заместитель председателя партии Baitaq Олег Пак считает, что многие в Казахстане проблемы с инвесторами провоцирует то, что государство иностранцам многое позволяет.
- Винить одних инвесторов в этой ситуации, наверное, нельзя. Любой инвестор будет работать в тех условиях, которые мы ему позволяем. Нельзя недра Казахстана менять «на стеклянные бусы», а у меня такое ощущение, что нас держат за индейцев. Сегодня наше правительство им многое позволяет. Иски – это первый шаг, который мы сделали, поэтому хочется, чтобы это дело довели до конца, и они штраф выплатили.
Месторождение Кашаган в Каспийском море - одно из крупнейших в мире, его разрабатывает консорциум North Caspian Operating Company. Акционеры NCOC:
* KMG Kashagan B.V. (16,877%);
* Shell Kazakhstan Development B.V. (16,807%);
* Total EP Kazakhstan (16,807%);
* AgipCaspian Sea B.V. (16,807%);
* ExxonMobil Kazakhstan Inc. (16,807%);
* CNPC Kazakhstan B.V. (8,333%);
* Inpex NorthCaspian Sea Ltd. (7,563%).
Консорциум инвестировал в проект около 60 млрд долларов. Eni, Shell и «КазМунайГаз» вместе с Chevron и «Лукойлом» вложили в проект более 27 млрд долларов.
Ранее правительство Казахстана обратилось в арбитраж с требованием к иностранным инвесторам «Кашагана» выплатить 15 млрд долларов. Причина - задержки, технические проблемы и перерасход средств с момента начала разработки гигантского месторождения. Дополнительный иск составляет 138 млрд долларов упущенной выгоды и отражает расчет стоимости добычи нефти, которая была обещана.
В апреле Казахстан увеличил сумму компенсационного иска к иностранным нефтяным компаниям до 150 млрд долларов.
30 октября министр энергетики РК Алмасадам Саткалиев в кулуарах мажилиса подтвердил, что эти претензии рассматривает Международный арбитраж. В рамках установленных процедур идет процесс рассмотрения позиции сторон.
Ulysmedia.kz продолжает наблюдать за ситуацией на Кашагане.