Недавно получивший выговор от главы государства за ненадлежащий контроль за ходом подготовки к отопительному сезону, аким Карагандинской области Ермаганбет Булекпаев предстал перед журналистами в среду, 6 ноября, на площадке Службы центральных коммуникаций.
Очевидно, чтобы нивелировать прогремевший на всю страну скандал со срывом запуска центральной котельной города Сарани, окончания строительства которой жители ждали 12 лет, и которая обернулась для них большим разочарованием, аким региона в своем докладе привел цифры, услышав которые, карагандинцы, как в старом анекдоте, дружно разрыдались: «Хотим в Караганду!».
И ведь вроде бы данные, приведенные Булекпаевым, взяты не с потолка, но… Во всех сферах, в которых, по его словам, Караганда – впереди планеты всей, как правило, «есть один нюанс». Какие нюансы дипломатично обошел вниманием в своем докладе аким Карагандинской области, пытался разобраться корреспондент Ulysmedia.kz.
Красной нитью доклада акима Карагандинской области прошла мысль: регион, несмотря на возрождающиеся шахты, сегодня уже не только шахтерский. Ермаганбет Булекпаев напомнил – исторически область всегда была индустриальным центром страны, очагом промышленности.
- Однако горизонт развития региона гораздо шире, - отметил спикер.
- Например, наша область - седьмая по производству сельхозпродукции в республике. Кроме того, в Карагандинской области интенсивно развивается малый и средний бизнес. В настоящее время каждый второй карагандинец работает в сфере предпринимательства, - сообщил он не без гордости.
А если еще чуть поднапрячься, то можно использовать географическое положение и богатую природу области и превратить ее в крупнейший транспортно-логистический центр и развить ее туристический потенциал, строил планы перед медийщиками аким.
А чтобы выглядели они реалистичнее, привел цифры.
- В этом году аграрии региона собрали рекордный урожай – один миллион триста тысяч тонн зерна. Такого результата не было последние 13 лет. Хорошие результаты у нас в сборе картофеля – 409 тысяч тонн, что на 364 тысяч тонн больше, чем в прошлом году.
Каждый год расширяются площади, на которых применяются водосберегающие технологии. В этом году они увеличились на 4,9 тыс. га и достигли 35 тыс. га.
В карагандинском АПК до конца года должны реализовать 30 инвестиционных проектов на сумму более 23 млрд. тенге.
Аким отметил, что Карагандинская область – практически рай для малого и среднего бизнеса. Здесь первыми в стране снизили розничный налог до 2%, из-за чего число индивидуальных предпринимателей, плательщиков розничного налога, выросло в 16 раз и составляет 2,5 тысячи.
О том, что в карагандинских погодных условиях собрать рекордные урожаи – это полдела, а вот сохранить гораздо сложнее, аким скромно умолчал. Как и о том, что «индивидуальные предприниматели» - плательщики розничного налога – это вчерашние «самозанятые», тоже говорить не стал.
Аким особо подчеркнул, что благодаря расположению, Карагандинская область – ключевой транспортно-логистический центр, соединяющий международные автомобильные и железнодорожные коридоры. Поэтому развитие ее логистического потенциала – одна из первоочередных задач.
- Важными в этом направлении являются планы по модернизации аэропорта Караганды с превращением его в карго-терминал с мощностью в 50 тысяч тонн грузов в год. На сегодняшний день аэропорт обслуживает коммерческие грузовые рейсы из Эквадора, Нидерландов, Бельгии и Юго-Восточной Азии. В перспективе планируется увеличить технические посадки воздушных судов по маршруту Китай-Европа-Китай. Реконструкция аэропорта Балхаша также идет полным ходом – работы увеличат его пропускную способность на 30% и расширят авиасообщение с другими регионами.
Не обошел вниманием аким и вопрос строительства и ремонта дорог.
Он отчитался, что в этом году отремонтировали 1 032 км дорог.
- Среди ключевых проектов – реконструкция автодороги «Караганда – Балхаш». На сегодняшний день на всей протяженности дороги (363 км) завершена укладка верхнего слоя асфальта, сейчас идут работы по благоустройству. Провели средний ремонт 115-ти км автодороги «Караганда-Каркаралинск». Оставшиеся 85 км завершим в следующем году. Таким образом дорога от Караганды до Каркаралинска будет полностью отремонтирована. В следующем году ожидаем начала реконструкции республиканской дороги «Караганда-Жезказган».
Булекпаев подчеркнул, что за счет синергии с транспортной связаностью в регионе активно развивается туристический кластер. И здесь особый потенциал он видит в Балхашском регионе.
Здесь Ермаганбет Кабдулович скромно умолчал о том, что в Карагандинском аэропорту, не говоря уж про Балхашский, ничтожно мало рейсов даже на внутренние маршруты, да и за рубеж местные путешественники улетают или из Астаны, или из Алматы. И, конечно же, не стал заострять внимание на затянувшемся строительстве дороги из Караганды в Балхаш.
Вместе с тем, по словам акима Карагандинской области, индустриальную направленность региона менять никто не собирается.
- Сейчас уже 93,2% промышленного производства приходится на обрабатывающий сектор, - заявил Булекпаев.
- В первую очередь, это стало возможным благодаря развитию Индустриальной зоны Saran (с 2021 года), где в настоящее время реализуется 9 проектов на 400 млрд тенге (производство стальных прямошовных труб ТОО «ТЭМПО-Казахстан», производство грузовых автомобилей ТОО «Saran Trucks», производство оцинкованных металлоизделий ТОО «Казахстанский завод горячего цинкования», производство теплоизоляционных материалов ТОО «Завод Техно-Караганда», завод по производству ПЭ труб ТОО «КарЗТФ», завод по производству электро-компонентов для бытовой техники ТОО «OptimTech»).
Среди самых ярких: производство автомобильных шин, автобусов, бытовой техники. По поручению президента этот опыт внедряется и в другие моногорода области –Темиртау, Балхаш, Шахтинск и Абай.
Приводя Сарань, как пример успешной диверсификации, аким Карагандинской области вспомнил и историю, прославившую этот населенный пункт на всю страну. Удивительно, но фиаско с запуском центральной котельной стоимостью в более чем 10 млрд. тенге, которая строилась на протяжении 12 лет, и должна была решить проблемы жителей с отоплением, его особо не смутило. Не зря говорят – все решает подача информации, и ЧП с котельной в докладе Ермаганбеа Кабдуловича было подано как маленькая, но победа.
- В Сарани мы завершили Центральную котельную, - сообщил аким.
- Как вы все знаете, во время пусконаладочных работ произошел сбой в подаче тепла в связи с чем были задействованы резервные ресурсы. Сейчас тепло в дома жителей подается как от ЦТИ, так и резервных локальных котельных. На новой котельной работают первый и второй котлы. По третьему и четвертому котлу идут пусконаладочные работы. Отмечу, что запуск ЦТИ позволяет обеспечить теплом, наряду с жилым массивом города, Индустриальную зону Saran и микрорайон РТИ.
Вот так на жителей свалилось счастье – теперь у них в запасе есть еще котельная – так и будут переключать на тот ресурс, который лучше греет.
И вот здесь-то, похоже, кроется главная тайна успеха Ермаганбета Кабдуловича. Во всех эшелонах власти во все времена умение «преподнести себя», выдав за собственные достижения даже чужие промахи, было сродни высшему пилотажу в авиации.
Аким, не дрогнув ни одним мускулом и не поведя глазом, ответил на многочисленные вопросы журналистов о ситуации с саранской котельной – мол, проблема была вовсе не в котлах, а в насосах, а обнаружить проблему до начала отопительного сезона было невозможно, поскольку на полную мощность агрегаты в тестовом режиме никто не запускает.
И только когда половина города хорошо «подмерзла», аким области лично проехался по городу-спутнику и лично принял судьбоносное решение – переподключить дома к старым локальным котельным. И вот теперь, по его словам, жители города имеют счастливую возможность иметь два источника тепла одновременно – центральную котельную и локальные. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
И даже каверзный вопрос корреспондента Ulysmedia.kz о том, почему Ермаганбет Булекпаев не разделил ответственность с акимом Сарани, который оказался крайним в этой ситуации и ушел в отставку, хотя на своем посту проработал всего год, не смутил чиновника.
- Ведь вы тоже отчитывались о том, что область готова к отопительному сезону, - удивилась журналист.
- Многие карагандинцы в соцсетях писали, что вы тоже несете ответственность и должны покинуть свой пост. Почему вы не подали в отставку?
- Во-первых, бывший аким города непосредственно несет персональную ответственность за это. Были и на штабах, и на совещаниях постоянные доклады о том, что все нормально, все работает. Поэтому он понес такое наказание, и он это признал и сказал. Что касается меня, то принято такое решение. Ну, я его принял, я его не снимаю. Конечно, я несу тоже ответственность, поэтому мы будем дальше работать, — невозмутимо ответил Булекпаев.
С такими-то способностями Ермаганбета Кабдуловича, сомневаться в его последнем утверждении не приходится. И не зря, видимо, в Караганде с самого момента его назначения на должность главы региона поговаривают, что это кресло для него – транзит и трамплин. Кто знает, может быть, есть в этих слухах доля правды, и в ближайшее время «дальше работать» Булекпаев будет уже в Астане, на левом берегу…