«Серые схемы» добра: кто и как в Казахстане подрывает доверие к благотворительным организациям

Ильяс Бахыт

История с задержанием руководительницы Biz Birgemiz Qazaqstan Перизат Кайрат взорвала Казнет. Девушку, взывавшую со своей страницы в Facebook к милосердию президента страны во время весенних паводков, арестовали по подозрению в хищении 1,5 млрд тенге, собранных в помощь пострадавшим от наводнения и еще 200 млн, которые люди направляли в помощь жителям Палестины. А список покупок, которые, согласно данным АФМ, были сделаны ею на всенародный қайырымдылық, заставил казахстанцев задаться вполне резонным вопросом – стоит ли вообще жертвовать деньги фондам? 

В общем хоре возмущенных и гневных комментариев в соцсетях красной нитью проходит мысль: если завтра в стране опять, не дай бог, случится ЧП, может так статься, что желающих «скинуться» на помощь, просто не найдется…

Так что же делать, чтобы нынешний скандал вокруг благотворительности в Казахстане не привел к полному отказу от нее? Ответ на этот вопрос искал корреспондент Ulysmedia.kz.

Коллаж Ulysmedia

Интернет все помнит…

Сегодня подробности задержания Перизат Кайрат и история финансовых махинаций, в которых ее подозревает агентство финмониторинга, транслируются из каждого утюга – точно так же, как весной этого года призывы отправлять деньги в помощь пострадавшим от паводков именно в фонд Biz Birgemiz Qazaqstan. 

Тогда за этот фонд «топили» не только известные блогеры, но такие «столпы» как партия AMANAT и Kaspi банк. 

Разумеется, сегодня все они поспешили откреститься от связей с опальным фондом и его руководителем. 

Пресс-служба партии AMANAT решительно заявила: 

  - Партия не является учредителем ОО «Biz Birgemiz Qazaqstan 2030» и не имеет никакого отношения к деятельности фонда. В апреле в острую фазу паводков молодежное крыло «Жастар Рухы» партии AMANAT проводило масштабную работу по оказанию помощи пострадавшим. Активисты и волонтеры помогали с доставкой гуманитарной помощи, собранной многими благотворительными организациями, в том числе фондом ОО «Biz Birgemiz Qazaqstan 2030». 

А Kaspi банк старательно подчистил весь функционал перевода денежных средств в вышеупомянутый фонд.

Но интернет-то все помнит!

Не без административного ресурса…

И потому вопрос о том, кто же стоял за Перизат Кайрат и ее фондом, сегодня остается открытым и самым актуальным. Ведь даже дети не верят в то, что 32-летняя уроженка Актобе исключительно своими талантами смогла привлечь в фонд фантастические суммы. А некоторые блогеры прямо заявляют – при «продвижении» ОФ «Biz Birgemiz Qazaqstan» использовался административный ресурс!

Так, например, блогер Айнур Балакешова в своем паблике пишет:

  - Именно госорганы делали рекламу этому фонду. А что теперь пошло не так? Почему открестились от фонда? Эта девочка со сладким голосом и наивно-детским, задорным поведением не могла допустить растрату одна! Ни духу не хватит, ни опыта!

Явно ағашки сверху направляли в этот «Biz Birgemiz» крупных спонсоров. Надеюсь, она озвучит на допросе все явки и пароли, какими бы громкими и известными не были имена!

Меня неоднократно просили госорганы опубликовать видео этого фонда о их добрых делах и призывы переводить деньги. Я верила госорганам, что помыслы Biz Birgemiz чистые, и призывала на своей странице в Инстаграм высылать любые суммы. А сейчас липкое ощущение - словно меня использовали. 

Фонды – «свои» и прочие

И вот здесь уже встает вопрос совсем иного порядка: почему государственные мужи, которые на любой журналистский запрос о деятельности компаний вроде «почившего» в Казахстане АО «АрселорМиттал» отвечающие стандартной фразой: «Мы не можем вмешиваться в дела частного бизнеса», оказывается, могут вмешиваться в деятельность частных благотворительных фондов? И по какому критерию они выбирают, какие фонды пиарить, а какие - нет? 

Для наглядности: на 1 января этого года, согласно данным бюро национальной статистики, в Казахстане было зарегистрировано порядка 20 000 благотворительных организаций. Сколько из них могут назвать наши читатели? Хотя бы десяток наберется?

И вот тогда вдогонку вопрос: те самые, названия которых сейчас пришли вам на ум, - откуда известны? Уж не из уст ли государственных мужей и топовых блогеров-миллионников, которых первые «просили» пиарить те самые фонды? 

Кому – верить, кому - нет

В качестве иллюстрации: в апреле этого года - в самый разгар паводков - вице-премьер Канат Бозумбаев предупредил граждан о том, что в социальных сетях появилось масса объявлений о сборе средств - якобы для помощи потерпевшим урон. И призвал не верить всем, кто якобы занимается сбором гуманитарных грузов. 

  - Есть региональные благотворительные фонды, которые работают официально, контролируются как акиматами, так и местным сообществом активистов. На республиканском уровне в Казахстане есть два фонда – это корпоративный фонд «Демеу Қазақстан қоры» и фонд «Қазақстан халқына», – назвал «поименно» заслуживающие доверие Бозумбаев. 

Но если к фонду «Қазақстан халқына» вопросов у казахстанцев никогда не возникало, поскольку на сайте фонда в разделе «Отчетность» можно в любой момент посмотреть, кто сколько жертвовал, и на что были потрачены деньги, то с фондом «Демеу Қазақстан қоры» все складывалось не так однозначно. Предприниматели, жертвовавшие деньги этой благотворительной организации, жаловались на то, что о судьбе пожертвований не получили никакой информации.

Вопросы «операционного характера» - без ответов…

Тогда же Ulysmedia.kz, побывав в затопленных районах, обратился с запросом в Управление делами президента, под чьим патронажем работал фонд «Демеу Қазақстан қоры», попросив объяснить, разработан ли механизм передачи денег, кто из пострадавших и на какую сумму может рассчитывать. А через неделю получили ответ заместителя управляющего Б. Абильдинова, который в коротком письме сообщил, что «сбором средств для ликвидации последствий паводков в стране занимается целый ряд фондов, одним из которых является корпоративный фонд «Демеу Қазақстан қоры».

Зам управляющего также объяснил, что деятельность фонда регламентируется Гражданским кодексом, Законами «О некоммерческих организациях» и «О благотворительности».

  - Также отмечаем, что пожертвования для ликвидации последствий паводков являются частной инициативой физических и юридических лиц. Вопросы, указанные в вашем письме, носят ежедневный операционный характер, и УДП не вмешивается в текущую деятельность фонда.

Кстати, наш призыв отчитаться перед обществом с площадки Ulysmedia.kz глава фонда «Демеу Қазақстан қоры» Ерболат Садырбаев проигнорировал… 

Кулуарный негатив?

Однако агентство финмониторинга, судя по заявлению их пресс-службы, пока что проверять все благотворительные организации не собирается. Хотя практически в то же время, когда стало известно о подозрениях фискалов в отношении Перизат Кайрат, в информационном пространстве разгорелся еще один скандал, связанный с благотворительной деятельностью. 

Блогеры Еркежан Шайх и Айтбек Амангельды попросили правоохранительные органы проверить работу благотворительного фонда «Асар-Уме». Подписчики блогеров поддержали их в этой инициативе, потребовав от руководства фонда опубликовать полный финансовый отчет. 

В свою очередь, руководитель фонда «Асар-Уме» Асхат Нурмашев заявил о спланированной акции.

  - Идет давление и хейт на фонд «Асар-Уме», - заявил он. 

  - Очернение нашего фонда уже произошло. Пусть люди услышат наш ответ. Люди с медиапространства, блогеры, которые много раз объявляли с нами благотворительные сборы и акции, вот у этих известных людей с некоторыми другими людьми произошел в узких кругах какой-то негатив. Деталей мы не знаем. Теперь люди с обидами атакуют некоторых известных людей и по пути атакуют нас. 

В ответ на требования публикации отчетов Нурмашев парировал: 

  - Мы настолько эти пять лет привыкли отчитываться, может, кто-то этого не знает. Отчитываемся в виде видеоконтента и таблиц после аудиторских проверок, которые проходят у нас каждый год. Они есть в общем доступе. 

Она что-то знала?

По странному стечению обстоятельств накануне обнародования информации о Перизат Кайрат министр культуры и информации Аида Балаева неожиданно подняла тему возможного запрета физическим и юридическим лицам собирать деньги в помощь больным детям или пострадавшим от стихийных бедствий. 

13 ноября в кулуарах мажилиса Балаева сообщила, что власти планируют взять под свой контроль всю благотворительную деятельность в Казахстане. По ее словам, это нужно для того, чтобы обезопасить казахстанцев от мошенников. 

  - Вопрос обсуждается, создана рабочая группа, - разъяснила министр. 

  - Конкретных решений еще нет, поскольку мы собираем предложения, изучаем мнения экспертов. Вы должны понимать, что такие инициативы просто так не принимаются. Есть факты спекуляций, мошенничества. Поэтому мы рассматриваем вопрос совершенствования механизма благотворительной помощи.

Совпадение? Пусть каждый решит для себя сам… 

Кстати, ту же позицию Аида Балаева озвучила, комментируя расследование в отношении руководителя ОФ «Biz Birgemiz Qazaqstan». 

  - В Казахстане активно развиваются волонтерство и благотворительность, однако, это также создает благодатную почву для деятельности всякого рода мошенников и аферистов. Поэтому призываю всех казахстанцев внимательно изучать операторов благотворительной помощи, и работать только с проверенными и надежными партнерами. 

В свете того, что совсем недавно представители госорганов уверяли казахстанцев в полной благонадежности фонда «Biz Birgemiz Qazaqstan», призыв Аиды Галымовны прозвучал несколько двусмысленно… 

Отчеты важнее адм. ресурса

Кстати, директор в ОФ «Добровольное Общество «Милосердие» Аружан Саин на своей странице в Facebook также предложила жертвователям тщательно проверять фонды. 

  - Я не раз в интервью говорила о мошенниках в благотворительности, и что единственный способ избежать их, - это уделить время выбору фонда, - написала она.

  - Это, как минимум, пройти на сайт, ознакомиться с деятельностью, и обязательно найти и внимательно изучить отчеты (!). Не страницы в соцсетях, не блогеров, а САЙТ и Отчеты!

Кто-то это делает?

Аружан Саин сообщила, что избегает обсуждения того, как работают другие.

  - Мы можем отвечать только за себя, за свою работу и помощь. У нас на сайте каждый пожертвователь, даже если он перечислил 1 тенге, - найдет свое пожертвование. И каждый увидит, куда направляются сборы, каким конкретно детям, как помогли, на какие проекты, ежегодные отчеты фонда, и аудиторские отчеты PWC. У нас на каждого ребенка, оборудование, лекарства или проект собирается информация, документы и обоснование помощи. Не на словах, а документально подтвержденная необходимость помощи, ее стоимость и т.д. И мне каждый раз обидно за то, что очередной скандал с каким-то благотворительным фондом очерняет всех тех, кто работает честно и прозрачно. Убивает в людях доверие, и что после таких ситуаций, не получат помощь те, кто в ней точно нуждается и не справится с бедой! 

Актриса, продюсер и благотворитель с горечью отметила, что сегодня «мало кто, прежде чем переводить деньги, поддавшись на хайп, на манипуляции, или на «адмресурс», идет на сайты, чтобы убедиться в достоверности информации, просит предоставить обоснование, расчеты, документы». 

 - Хотя иногда достаточно зайти на сайт и ознакомится с отчетами, - заключила Саин.   - Или убедиться, что отчетов нет! А у некоторых нет даже сайтов…