Старые проблемы Жанаозена, или Почему у руководства «КазМунайГаза» и нефтяников диалог не складывается

Курманов Байтас

Цели нефтяников Жанаозен и руководства «Озенмунайгаза» и «КазМунайГаза» явно не совпадают - работники хотят зарабатывать больше, компании для этого, судя по всему, не видят оснований. В результате сотрудники Управления буровых работ «Озенмунайгаза» 13 ноября начали забастовку и потребовали повышения оплаты труда, приема на работу детей пенсионеров предприятия, а также трудоустройства ранее уволенных специалистов.

Коллаж Ulysmedia

ПРАВДА ОТ РУКОВОДСТВА КМГ

Дело дошло до руководства «КазМунайГаза» и 22 ноября председатель правления КМГ Асхат Хасенов провел пресс-конференцию, но причиной публичного выступления была не забастовка, а объявление производственных итогов компании за девять первых месяцев текущего года. Однако стоит отметить, что эти итоги компания уже обнародовала за несколько дней до этого, поэтому очень похоже, что реальная причина брифинга - именно желание достучаться до бастующих, и убедить их выйти наконец на работу.

Стремление руководства КМГ прекратить очередную акцию протеста в Жанаозене понятно – по словам Хасенова, «Озенмунайгаз» недополучает ежедневно около 100 тонн нефти из-за того, что часть буровиков не выходит на работу. Кстати, судя по времени, ответы на вопросы журналистов по теме забастовки заняли больше времени, чем другие темы.

  - Ущерб варьируется, но составляет примерно 100 тонн в сутки - столько мы теряем. Есть определенные моменты, но основная техника и основные бригады сегодня уже в работе. Поэтому мы быстро наращиванием объемы, – объяснял Хасенов.

По его мнению, вышедшие на забастовку работники предприятия получали некорректную информацию, поэтому глава КМГ сам вызвался донести до них правду, заодно призвав буровиков выйти на работу.

  -  Мы призываем всех выйти на работу. Это первое. Во-вторых, люди получают некорректную информацию. Если информация будет правильно доведена, в том числе и посредством СМИ, то я считаю, что там вообще никаких причин для несанкционированных акций нет. Мы готовы к диалогу, – сказал он.

САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДОГОВОР

Хасенов также отметил, что бастуют только сотрудники Управления буровых работ - одного из 16 подразделений «Озенмунайгаза». Среди требований бастующих - трудоустройство детей пенсионеров предприятия и ранее уволенных оттуда людей.

  - На самом деле профком, который говорит, что надо трудоустраивать пенсионеров, еще в апреле было его официальное обращение и он получил ответ. «Озенмунайгаз» давал позицию, что, помимо того, что есть текущий алгоритм 50 на 50, 50% из пенсионеров брать, 50% - из Центра занятости безработных, если есть несчастный случай, то на работу принимается один член семьи, где произошел несчастный случай. Это обязательство закреплено в коллективном договоре.

Хасенов убежден, что справедливость уже давно установлена, а в чем она заключается – компания уже разъяснила.

  - Когда вводили в заблуждение и говорили, что на наши требования никто не отвечает, это тоже на самом деле некорректная информация, - сообщил глава КМГ.

По его словам, коллективный договор в «Озенмунайгазе» - один из лучших в отрасли, в том числе и по условиям выплат при раннем уходе на пенсию.

НЕДОСТАТОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

  - Если на одного человека смотреть, то это более 3 млн тенге. До этого мы также приводили статистику, в которой сообщали, что более 40 разных видов соцподдержки есть, индексация и все это постоянно применяется. На самом деле ежегодно идет рост. Например, (по сравнению) с прошлым годом 8,9 млрд тенге только за один год увеличилась сумма коллективного договора в «Озенмунайгазе». В коллективном договоре очень много пунктов и когда хотят повысить только один момент с текущих 16,6 млн тенге в два раза – более 39 млн тенге по выходу на пенсию. Там она идет по формуле в привязке к стажу работы. Конечно, вопрос сразу исходит к финансово-экономическим показателям компании. Я уже сказал, что 8,9 млрд тенге только за последний год был прирост по коллективному договору. Соответственно, финансово-экономические показатели компании на сегодняшний день, мягко говоря, недостаточны, - признался Хасенов.

При этом месторождения Узень и Карамандыбас, на которых добывает нефть компания, являются зрелыми. В связи со значительным ростом доли воды в поднимаемой на поверхность из скважин жидкости стоял вопрос по рентабельности нефтедобычи. Поэтому государство пошло в этом году на снижение налога на добычу полезных ископаемых по этим месторождениям. Однако в этих условиях «Озенмунайгаз», отметил глава КМГ, вынуждена бороться еще и с низкой трудовой дисциплиной среди своих работников.

  - Все это делается почему? Чтобы поддержать социальную стабильность и задача у нас, как у «КазМунайГаза», это добывать нефть. Сегодня показатели добычи нефти по разным причинам, в том числе из-за низкой трудовой дисциплины, к сожалению, оставляют желать лучшего. Мы сегодня должны добывать 6 млн тонн, чтобы все наши финансовые показатели у компании улучшить, но при этом мы в прошлом году добыли 4,8 млн тонн, в этом году добыча будет составлять 5,1 млн тонн. То есть чудес не бывает: это технология, производство и нам надо увеличивать добычу нефти, - отметил он.

ЕСТЬ ЛИ ПРИБЫЛЬ

Исходя из этих цифр, выходит, что налоговые льготы все-таки стимулировали предприятие увеличить добычу нефти в этом году. Фактически потери, о которых Хасенов сказал на брифинге, не так уж велики – речь идет о потере 100 тонн нефти в сутки, в то время как в «Озенмунайгаз» добывал в 2023 году около 13,2 тыс. тонн в день, а в 2024 году по плану добывает 14 тыс. тонн. Согласно аудированной финансовой отчетности, «Озенмунайгаз» получил в 2023 году 11,1 млрд тенге чистой прибыли по сравнению с 102,4 млрд тенге в 2022 году. При этом на конец 2023 года компания имела 328,6 млрд тенге нераспределенной, то есть неиспользованной, прибыли.

По словам главы КМГ, компания также занимается обновлением парка спецтехники - это третье требование бастующих.

  - Третье требование – это новую спецтехнику (купить), на 1 тыс. рабочих мест открыть Управление обслуживания скважин для техники. На самом деле эти вопросы есть в дорожной карте по всем дочерним предприятиям, в том числе по «Озенмунайгазу». 22 млрд тенге уже выделено на спецтехнику и до 2029 года еще 53 млрд тенге, - сказал он.

ЕСТЬ ЛИ ДИСКРИМИНАЦИЯ

Хасенов отметил, что в результате этих усилий сегодня обновлено уже 65% техники по «Озенмунайгазу» и такие же условия создаются по всем дочерним предприятиям «КазМунайГаза». Кроме того, он прокомментировал требование бастующих о возвращении в коллективный договор пункта 5.19, который был включен в него в 2013 году, когда индивидуальный подоходный налог и обязательные пенсионные взносы оплачивались за счет работодателя, а также включении в договор 30%-й доплаты к зарплате.

  - То, что касается пункта 5.19 колдоговора, я очень коротко скажу, что это было сделано в соответствие с законодательством. Опять-таки для справедливости если сравнивать в 2017 году и сегодня – зарплаты с учетом индексации, со всеми добавлениями в два раза минимум увеличилась. То есть там никаких дискриминаций тоже нет, - сказал он.

Кстати, в день пресс-конференции в Астане похожее сообщение выпустил и сам «Озенмунайгаз». В нем компания раскрыла размер зарплат производственного персонала, которая составляет более 800 тыс. тенге.

  - За 180 отработанных работником часов (за месяц) начисляется заработная плата, соответствующая сумме 33,3% от оплаты труда, то есть общая сумма составляет 1 020 122 тенге. 10% от этой суммы – 102 012 тенге перечисляются в ЕНПФ без налога, остается 918 110 тенге. С учетом стандартных вычетов 68 688 тенге из 918 110 тенге (14 МРП и взноса обязательного медицинского страхования «ВОСМС») на оставшиеся 849 422 тенге начисляется 10% ИПН. Сумма налога составляет 84 942 тенге. Таким образом, 1 020 122 тенге минус 102 012 тенге, минус 84 942 тенге, чистая заработная плата работника составит 833 167 тенге, - отмечалось в сообщении.

По официальной статистике, средняя номинальная зарплата в Мангистауской области в третьем квартале составляла 570 тыс. тенге. На этом фоне трудоустройство в «Мангистаумунайгаз» является привлекательным не только для жителей других регионов, но и для местных.

ВАКАНСИЙ НЕ ХВАТАЕТ

В начале октября компания сообщила о невозможности принять в свой штат сотрудников двух других компаний, которые потребовали перевести их в «Озенмунайгаз» на более высокую зарплату.

  - Перевод работников «Таза су», «Озен Инвест» в штат АО «Озенмунайгаз» производится только по мере возникновения вакансий. В свою очередь вакансии в АО «Озенмунайгаз» образуются в случае выхода действующего работника на пенсию. Следовательно, в настоящее время удовлетворение требований работников «Таза су», «Озен Инвест» вынудило бы «Озенмунайгаз» уволить ряд своих работников, что будет являться незаконным лишением работников работы и нарушением их трудовых прав. На такие шаги «Озенмунайгаз» пойти не может, - сообщили в компании.

И отметили, что перевод работников других предприятий в штат АО будет осуществляться только по мере возникновения вакантных рабочих мест. Что касается требования по 30%-ной доплате, то Хасенов считает, что оно уже выполнено.

ПРОФСОЮЗЫ В КУРСЕ

  - То, что касается включения в коллективный договор 30%-ной доплаты, а также повышения категорий машинистов и операторов подземного и капитального ремонта, здесь тоже нет дискриминации. Есть уровни сложности в работах. За то, что совмещают или выполняют какой-то дополнительный функционал дополнительно предусмотрена доплата до 30% - это предусмотрено в коллективном договоре. Опять-таки все в нашем понимании в рамках законодательства. За каждую работу, которая выполняется вне или дополнительно, производится доплата до 30%, - сообщил глава КМГ и отметил, что лично встречался с представителями всех профсоюзов предприятия.

  - Вывод такой, что есть у нас конкретный алгоритм действий. Мы всегда находимся в контакте с нашими профсоюзами. Лично я встречался в августе со всеми профсоюзами. Со всеми ведем диалог, - сказал он.

По его словам, разъяснительная работа, которую компания ведет среди своих сотрудников привела к тому, что некоторые уже выходят на работу.

  - На самом деле в том же Управлении буровых работ сегодня плюс 19 человек (вышли на работу). Было 141 (тех, кто не вышел на работу 22 ноября). Мы говорим, что где-то 160-170 человек, кто-то на больничном, кто-то не в смене, из них каждый день мы видим по 19-20 человек на работу выходят, потому что получают разъяснения. То, что я говорю, эти объяснения ведутся, - сообщил он.

«МЫ ЖЕ РАЗГОВАРИВАЕМ!»

Глава КМГ отметил, что в прямом диалоге с буровиками «Озенмунайгаза» находится генеральный директор компании, сотрудники представительства «КазМунайГаза» в Актау, заместитель председателя правления КМГ и сам Хасенов.

  - Мы всегда с ними встречаемся. Нет такого, что мы с ними не разговариваем. Это абсолютно неверная информация, - сказал он.

Он напомнил, что из представленных в апреле семи требований работников «Озенмунайгаза» были полностью выполнены четыре. Стоит отметить, что протестные настроения у жителей Жанаозена проявляются не в первый раз. В 2011 году нефтяники «Озенмунайгаза» несколько месяцев бастовали вместе со своими коллегами из «Эмбамунайгаза», требуя повышения оплаты труда. Однако та история закончилась разгоном полицейскими протестующих – всего погибло 16 человек.