Крупнейший замкнутый водоем мира, жизненно важный для более чем 270 миллионов человек в Казахстане, России, Туркменистане, Иране и Азербайджане, находится под угрозой исчезновения. Стремительное обмеление, массовая гибель тюленей и разрушение уникальной экосистемы заставили казахстанских экологов, ученых и общественных деятелей объединиться для борьбы с экологическим кризисом Каспийского моря и запустить глобальное движение Save the Caspian Sea («Спасем Каспийское море»).
Почему казахстанские активисты добиваются обеспечения прозрачности нефтедобывающей отрасли, и какую поддержку ждут от мировой общественности, разбирался корреспондент Ulysmedia.kz.
Дно Каспия оголяется со средней скоростью 70 сантиметров в год, а в некоторых районах Казахстана побережье уже отступило на 50 километров. Как прогнозируют экологи, к 2100 году уровень воды в Каспии упадет до 18 метров. Тревожным сигналом надвигающейся экологической катастрофы является тот факт, что только за последние два года на разных берегах Каспия обнаружено около 4000 мертвых редких каспийских тюленей. И все это – звенья одной цепи, заявили экологи на мероприятии, посвященному запуску Save the Caspian Sea.
- Годы обсуждений, конференций и усилий многочисленных, но разрозненных некоммерческих организаций, не смогли остановить этот упадок. Пришло время объединить наши усилия и потребовать решительных действий от всех, кто формирует будущее Каспийского региона, — заявил юрист по экологическому и климатическому праву, директор Социально-экологического фонда и основатель движения Save the Caspian Sea Вадим Ни.
- Мы призываем к прозрачности, значимым инвестициям и усилению программ по сохранению биоразнообразия для защиты Каспийского моря, его обитателей и жителей прибрежных областей - пока не стало поздно.
Как пояснили организаторы мероприятия, движение опирается на глобальную сеть влиятельных партнеров, включая Кейт Уоттерс из Crude Accountability, Галину Чернову из НПО «Глобус» и Татьяну Седову из Инициативы по обеспечению прозрачности добывающих отраслей (EITI).
- Экологический кризис Каспийского моря — это не только региональная проблема, это глобальный кризис, - подчеркнули лидеры Save the Caspian Sea.
- То, что происходит здесь, оказывает влияние на экосистему и экономику сообщества далеко за пределами его берегов. Эта кампания не просто о сохранении воды или представителей дикой природы - она о защите культурного наследия и природного баланса нашей планеты, - говорят экологи.
Основатель движения Save the Caspian Sea Вадим Ни считает, что одним из ключевых факторов в спасении Каспия является привлечение нефтедобывающих корпораций к ответственности за ухудшение состояния окружающей среды.
- Наша планета не переживет еще одной катастрофы, подобной трагедии Аральского моря, - сказал в своем выступлении Вадим.
- Причиной нынешнего кризиса стали действия человека. На протяжении десятилетий нефтяные компании извлекали выгоду из богатств Каспийского моря, оставляя за собой лишь разрушения. Эти корпорации действуют, не задумываясь о том, какое наследие они оставляют будущим поколениям. Для них это просто ресурс, чужая земля, а нам придется жить с последствиями.
Спикер напомнил, что в следующем году исполнится 40 лет с момента трагедии на нефтяном месторождении Тенгиз - экологической катастрофы, начавшейся с обрушения буровой установки и продолжавшейся бесконтрольно почти 400 дней. Последствия «нефтяного апокалипсиса» были непоправимо разрушительными: в атмосферу выброшено 5 миллионов тонн нефти, 1,7 миллиарда кубометров газа, а также 900 000 000 тонн сажи и других вредных веществ. Погибли тысячи птиц и морских животных, заболеваемость среди местного населения выросла на 50%.
- Сегодня месторождение Тенгиз продолжает эксплуатироваться крупными мировыми нефтяными корпорациями, - констатировал Вадим Ни.
- Подобные аварии — это не гипотетическая угроза, а реальная перспектива. Эти бедствия вредят не только окружающей среде, но и разрушают человеческие жизни. И, без сомнения, налоги, выплачиваемые корпорациями, не компенсируют этих жертв.
Экоактивист задался вопросом - могут ли компании, движимые исключительно жаждой прибыли, заботиться о людях и экосистемах, которые они эксплуатируют? По его словам, их деятельность остается непрозрачной, экологические и социальные издержки - неизмеримы, а их прибыль оборачивается потерями для Казахстана.
- Проблемы Каспийского моря настолько сложны, что ясно одно: мы не можем позволить бесконтрольной эксплуатации продолжаться. Пришло время требовать прозрачности, ответственности и подотчетности от нефтяных гигантов и всей индустрии, усугубляющей кризис. Total, Shell, ENI, INPEX – представляют цивилизованной мир и должны работать по мировым стандартам. Пора проводить независимый аудит с тем, чтобы получить объективную, беспристрастную и точную информацию по их проектам, - заявил Ни.
Председателя атырауского ЦентрА экологических правовых инициатив «Глобус» Галину Чернову больше всего беспокоит, что Каспийское море отступает с 1977 года, а единой программы по его спасению как не было, так и нет.
- Есть только какие-то «хороводы» - те, что мы наблюдали совсем недавно при визите уполномоченного России в Азербайджан, когда стороны стали в одностороннем порядке договариваться между собой о предстоящей программе спасения Каспийского моря, - возмущенно заявила Галина.
- Но в Прикаспийский регион входят пять стран, и как минимум представители властных структур должны были участвовать в данном переговорном процессе и разрабатывать единые алгоритмы действия по спасению Каспийского моря.
По мнению Черновой, в этом случае события разворачиваются по принципу «если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе».
- То, что мы сейчас объединяемся в компанию по спасению Каспийского моря на уровне гражданского общества, как раз говорит о том, что люди, которые неравнодушны и горячо переживают за судьбу Каспия, - это простые граждане. Экологи, юристы, гражданские активисты объединяются по всему миру, чтобы на уровне «народной дипломатии» заставить компании и государства начать делать реальные шаги по спасению Каспийского моря, - высказала свою позицию Галина Чернова.
По мнению председателя Центра экологических правовых инициатив «Глобус», первостепенная задача – это решение вопроса с обмелением Каспия. А для этого надо начать его изучать.
- На протяжении 70 лет Каспийское море не изучается ни в одной стране, - отметила спикер.
- Практически не выделяется средств для того, чтобы ученые включились в эту работу и стали предметно исследовать, что же происходит с морем. Те исследования, которые проводили немецкие и голландские ученые – это математическая модель. Они заложили данные в компьютер и получили выводы практически апокалиптического будущего, когда море с северно-восточной части оголится и достигнет уровня полуострова Бузачи в Мангистауской области и полуострова Апшерон в Азербайджане. Все остальное будет суша.
По словам лидеров экологического движения, задача Save the Caspian Sea - координация и продвижение исследований по сохранению природы для внедрения устойчивых политик и практик. Движение сосредоточится на объединении усилий для восстановления экосистем, предотвращения утраты биоразнообразия и деградации окружающей среды. Участники поделились ближайшими планами - инициировать мероприятия и кампании международного уровня по повышению осведомленности для вовлечения заинтересованных сторон и привлечения внимания к важности защиты Каспийского моря.
По их словам, важным направлением станет развитие межрегионального сотрудничества, партнерств с НКО и корпорациями для выработки и реализации совместных решений.
Кроме того, Save the Caspian Sea стремится вовлечь миллионы людей по всему миру через глобальную информационную кампанию с использованием хештега #SaveTheCaspian.
- Кризис Каспийского моря требует немедленного внимания и действий со стороны международного сообщества, - резюмировали организаторы мероприятия.
- Скоординированные усилия необходимы для смягчения климатических последствий, обеспечения строгого регулирования промышленной деятельности и инвестирования в инициативы по восстановлению Каспийского моря, чтобы защитить эту жизненно важную экосистему для будущих поколений.