Итак, сегодня первый рабочий день вице-премьера Серика Жумангарина по совместительству и в должности министра национальной экономики. Посмотрим, как он справится с ценами на овощи, на жилье, да и в целом с удорожанием ряда товаров. Ведь одно дело наблюдать за действиями коллеги со стороны, другое самому быть ответственным за происходящее. Ulysmedia.kz решил вспомнить, чем отличились бывший и нынешний министры нацэкономики.
Кстати, ряд казахстанских экспертов уже высказались о том, что отставка Нурлана Байбазарова – это вполне логичный и оправданный шаг, так как экс-министр ничего примечательного, так и не сделал, сидя в своем кресле. Но ради справедливости стоит отметить, что он в нем не просидел и года, за что его уже даже называют «скорострелом». Меньше Байбазарова в этой должности продержался лишь скандально известный Куандык Бишимбаев – 8 месяцев.
Чем запомнился Жумангарин
А начнем мы с нового министра нацэкономики, который, не выходя из кабмина, получил новую должность. До министерского кресла он был и остается заместителем премьер-министра, а экономику на него возложили в «довесок» и теперь у Жумангарина две должности. Доплату, наверное, будет получать хорошую.
55-летний Серик Жумангарин родом из Актобе, женат, трое детей. В меру харизматичный и дерзкий. Все помнят его культовое «жынымды келтірмеңізші!» (не бесите меня) в разговоре с журналистами.
А еще, в самый пик борьбы с нашествием саранчи, в июне текущего года, новый министр рассказывал, что саранча, вообще-то, великолепная белковая пища и халяльный продукт. Исходя из этого, страшно подумать, что может накреативить Жумангарин в должности главы Миннацэкономики. Саранча в консервах? Саранча вяленная, копченная соленная? После этого высказывания, Жумангарин оправдывался в кулуарах мажилиса, что он не предлагал ее никому есть, а просто поделился знаниями о вредителе.
А еще мы помним про его 10 квартир в Актобе, информация о которых неожиданно «всплыла» в сети в феврале прошлого года. Были предположения, что он получил их в качестве взятки в 2016 году, когда был председателем Комитета по регулированию естественных монополий министерства экономики.
Но и тут у главы Миннацэкономики нашлись свои аргументы. Он тогда подтвердил, что квартиры действительно были, но ничего криминального тут нет. Недвижимость досталась и осталась от его строительного бизнеса в Актобе, который потерпел крах во время кризиса 2007 года. Получается, компания закрылась, а квартиры не реализовались. Но позже, лет 7-8 назад, их, все-таки, удалось продать, объяснил Жумангарин. Ну что ж в ситуации разобрались, но как говорится в старом анекдоте «неприятный осадок остался».
Как мы видим, бэкграунд у нового министра довольно большой и интересный. Он успел поработать в бизнесе, возглавлял антимонопольное ведомство, где «топил» за продажу Kcell в частные руки, чтобы снизить долю «Казахтелекома» на рынке. Однако в последствии было решено продать другой актив - Altel / Tele2 (ТОО «Мобайл Телеком-Сервис») катарским инвесторам за 713,1 млрд тенге. Сделку обещали закрыть в сентябре текущего года, но что-то не срослось и сроки продлили еще на год.
Кроме того, Жуманагрин также успел поработать в Евразийской экономической комиссии, министерстве торговли и экономического развития и индустрии.
Чем запомнился Байбазаров
Уход Нурлана Байбазарова с поста связывают с ухудшающейся ситуацией в экономике, и видимым бездействием курирующего министра, а также некоторыми его высказывания, которые лишь подлили масла в огонь.
За последние несколько месяцев экономика страны переживает бурные события, от взлетов и падений нацвалюты, роста цен на продукты до бюджетного кризиса, крупных сделок по продаже госактивов и тотального удорожания. Очевидно, что здесь уже не до рассуждений с высоких трибун, а нужны жесткие и может быть даже радикальные меры, которые так и не были предприняты уполномоченным органом.
При этом отставка одного их самых «слабых» министров дает право предполагать, что уже не потребуется полная замена кабмина, которую в последнее время активно обсуждают в экспертном сообществе. Но здесь, как говорится, время покажет.
Возможно, одним из роковых стало для Байбазарова его высказывание о ценах на жилье, которое должно скоро подорожать из-за инфляции. Об этом он заявил 2 декабря в правительстве, отвечая на вопросы журналистов об удорожании стройматериалов.
Вообще, в последнее время представители прессы требовательно спрашивали со всех чиновников за резко подешевевший тенге и подскочившие цены на продукты. При этом с Байбазарова, как с министра экономики был особый спрос. На настойчивые вопросы о том, что будет с ценами в преддверии новогодних праздников, он на полном серьезе рассказывал, что, к примеру, сельхозярмарки в регионах помогут сдержать их рост.
В целом, его последние высказывания и попытки объяснить, что происходит в экономике, кажутся несуразными и местами даже нелепыми.
Эпилог
Приближается первая годовщина работы правительства под руководством Олжаса Бектенова. Некоторые казахстанские эксперты уже потирают руки в предвкушении громкой отставки кабмина в январе-феврале следующего года.
Но все же, если анализировать тактику главы государства в кадровых вопросах, то практика показывает, что он не склонен махать шашкой направо-налево, а предпочитает аккуратные неторопливые действия.
При этом почти за год работы правительство уже избавилось от нескольких «слабых звеньев» - Багдат Мусин, Ермек Маржикпаев и вот теперь Нурлан Байбазаров. Есть ли смысл менять всех разом в начале следующего года?