Часовой пояс, свобода слова и другое: как казахстанцы судились с государством в 2024 году

Марина Маратова

Дерзить государству – дело опасное, поэтому в Казахстане себе это позволяли единицы. 2024 год в этом плане стал рубежным – граждане завалили жалобами президента, подписывали петиции и свою правоту пытались отстоять в судах. Ulysmedia.kz решил вспомнить, как казахстанцы пытались оспорить решения министерств и ведомств, и чем закончились эти истории.

Коллаж Ulysmedia

Дайте слово

В начале октября группа журналистов подала судебный иск против министерства культуры и информации. Вообще, конфликт между СМИ и профильным ведомством начал разгорелся, когда МИОР вынес на обсуждение проект закона "О масс-медиа".

Причиной волны недовольств стали новые правила аккредитации, утвержденные министерством летом 2024 года. Теперь журналисты могут потерять доступ в святая святых, если опубликуют информацию, полученную на официальных мероприятиях в посторонних в изданиях – не тех, кто предоставил аккредитацию и даже в соцсетях.

Медийщики посчитали, что новые требования ограничивают способы распространения информации, а потому противоречат Конституции и самому закону "О массмедиа". Претензию направили в Межрайонный суд по гражданским делам Астаны, однако столичная Фемида в удовлетворении иска отказала - 11 ноября журналисты суд проиграли.

К слову, на днях министр Аида Балаева прокомментировала этот инцидент и обвинила истцов в "открытом хейте чиновников".

Квота на образование

С этим министерством науки и высшего образования скандал вспыхнул летом. Абитуриентов возмутило решение отдать гранты, которые они рассчитывали, претендентам на высшее образование из регионов, пострадавших от паводков.

На министерство обрушилась критика тех, кто набрал гораздо больше баллов на ЕНТ, но не получил грант из-за неожиданной "ЧС-квоты". Чиновников ругали за то, что они помогли одним выпускникам за счёт ущемления других.

В конце августа иск против министерства подала абитуриентка Медина Майсер. По её мнению, ведомство и республиканская комиссия не имели полномочий использовать "ЧС-квоту" в распределении грантов, так как она не предусмотрена законодательством.

Фото: КазТАГ/Айнаш Сейтмуратова.

18 декабря межрайонный административный суд Астаны вынес решение — в удовлетворении иска отказать. Более того, судья заявил, что девушка "злоупотребляет своими правами", потому что она всё-таки получила возможность учиться после очередного перераспределения грантов.

Время назад

В октябре житель Усть-Каменогорска, юрист Серикжан Ахметжанов обратился в суд с иском против министерства торговли и интеграции - пытался оспорить переход Казахстана на единый часовой пояс. Он рассказывал, что дети в ВКО учатся в две смены, и теперь им приходится возвращаться домой в кромешной тьме.

Юрист из ВКО требовал признать незаконным и отменить постановление правительства о переводе времени. 18 декабря суд по гражданским делам иск отклонил иск.

Спорт наше всё

Спортивное министерство подопечные в суд призывали несколько раз. Отстоять свое право на вознаграждение на победу пытался дзюдоист Еркебулан Канафин, выигравший "золото" на Сурдлимпийских играх в 2022 году. Министерство отказалось выплачивать ему положенные по закону 250 тыс. долларов и фактически не признало его победу. Причина, по версии чиновников была в том, что Канафин "не числился в официальных спортивных организациях".

В начале 2024 года точку в этом вопросе поставил Верховный суд, обязав министерство выплатить призеру Сурдлимпийских игр законное поощрение.

Это не единственный случай, когда ведомство до последнего отказывалось платить спортсменам. С подобной проблемой столкнулся 67-летний мастер международного класса по гиревому спорту Богежан Аманбаев, а также мастер по самбо из Атырау, ставший призером чемпионата Азии и чемпионатов мира. Этим спортсменам также пришлось отстаивать право на награду в судах, которые встали на их сторону.

МИД и суд

МИД РК в этом году тоже несколько раз попадал в судебную хронику. В начале года иск против казахстанского форин-офиса подало "Радио Азаттык", так как министерство отказывалось аккредитовать 36 журналистов издания. Стороны пришли к консенсусу в рамках медиативного соглашения.

А совсем недавно стало известно, что судиться с МИД решил сотрудник — экс-советник посольства Казахстана в Таиланде Нурболат Алимбаев. Дипломат вернулся на родину в 2023 году, но так и не получил новой должности.

Причиной стало дисциплинарное взыскание годичной давности, когда Алимбаев погорячился в неофициальной переписке с коллегами. 

Теперь Алимбаев будет решать вопрос о своем увольнении в судебном порядке. Подробнее об этой истории, которая ещё не закончилась, мы рассказывали здесь. Так как у нас не часто трудовые споры решаются в суде, а еще реже сотрудники предъявляют иски министрам, мы продолжим следить за развитием этого спора.

Напомним, ранее редакция Ulysmedia рассказывала, что никогда еще за все годы независимости страны судебные разбирательства не возглавляли рейтинг самых значимых событий за год. Уходящий 2024-й в этом плане сломал все существующие стереотипы. 

О том, как один судебный процесс повлиял на законодательство в сфере бытового насилия и профориентацию молодежи, положил начало практике онлайн-трансляций судебных заседаний, а также “скрыл” в своей тени не менее громкие дела - читайте здесь.