Кадровая неожиданность: пять назначений, которые удивили казахстанцев в 2024 году

Ильяс Бахыт

Кадровая политика Казахстана всегда отличалась постоянством. Одни и те же лица кочевали между министерствами, из правительства в акимы и обратно. Казалось бы, с одной стороны, с политической арены постепенно исчезает старая гвардия Назарбаева и появляются сравнительно новые лица. Но с другой, скамейка запасных госуправления остается настолько короткой, что некоторые назначения вызвали у Ulysmedia.kz вполне логичный вопрос – а что, никого другого не нашлось?

Коллаж Ulysmedia

Фортуна Аленова

В начале октября указом президента Бауржан Аленов стал первым замом министра внутренних дел.

И все бы ничего, но до ухода в министерство Аленов возглавлял полицию Алматинской области. И всего за два дня до его нового назначения в Талгаре убили 16-летнего подростка.

Повышение вместо отставки

Дело Шерзата Полата практически мгновенно стало резонансным. И меры были приняты - должностей лишились аким Талгара, его заместитель и глава аппарата. Также уволили заместителя прокурора Алматинской области и прокурора Талгарского района. В отставку отправили начальника районного управления полиции, первого зама начальника областного ДП, начальников областных управлений по противодействию экстремизму, криминальной полиции и по борьбе с организованной преступностью.

В общем под раздачу попало практически все руководство областной полиции, кроме Аленова. Он ушел на повышение, и можно сказать что капризная фортуна оказалась на его стороне.

Мы не исключаем, что повышение, это не попытка вывести Аленова из-под удара, и решение было принято до талгарской трагедии. Во всяком случае об этом заявил сам министр МВД, когда попытался обосновать приход Аленова в министерство.

   - У нас есть понятие кадрового резерва, поэтому по одному преступлению судить нельзя. Решение о выдвижении было принято раньше. В целом, он был ответственен до полного раскрытия этого преступления, — заявил глава МВД.

Статистика знает все

С министром трудно не согласится, действительно по одному преступлению о работе начальника областной полиции судить нельзя. Поэтому мы посмотрели статистику генпрокуратуры. И характеристика Аленова как «ответственного сотрудника» несколько померкла.

По итогам 9 месяцев этого года, в сравнении с январем-сентябрем прошлого, складывается следующая картина годовой работы Аленова по искоренению преступности в области.

В целом количество уголовных правонарушений выросло на 7%. При этом рост проступков составил 25%, а преступлений почти 2%.

Количество тяжких снизилось на 6%, но особо тяжких выросло на 66%. Рост по изнасилованиям почти в два раза. Также выросло количество правонарушений в общественных местах, в том числе и на улицах.

С раскрываемостью тоже все плохо. Если в целом по стране этот показатель составляет 53%, то по Алматинской области не дотягивает до 45%. К тому же в 2023 году в активе областной полиции значилось 38 дел, по которым досудебное расследование длится больше года. В сентябре 2024 таких дел уже 80.

Второй шанс Куантырова

В назначении Алибека Куантырова в МИД в принципе ничего неожиданного нет. Отправлять экс-министров и акимов в посольскую ссылку, это тоже казахстанская традиция. Но Куантыров из общего ряда выбивается. Он стал заместителем министра иностранных дел.

В МИДе ему доверили работу с иностранными инвестициями. Экономике нужны деньги, и кто-то должен этим заниматься. И вполне логично что инвестициями займется чиновник, возглавлявший министерство экономики, поскольку знает все ее минусы, а главное плюсы. Но есть нюанс.

По пути Болашака

Куантыров был министром экономики в правительстве Алихана Смаилова, которое отправили в отставку за провал работы социального-экономического блока.  И он стал одним из всего четырех министров, которым в новом правительстве места не нашлось.  Не прошло и полгода, как его вернули в политическую элиту, доверив, по сути, те же вопросы, с которыми он не справился, будучи министром. И есть большие сомнения, что справится со второй попытки.

Алибек Куантыров яркий пример чиновника назарбаевской эпохи. Болашаковец. Ни дня не работал в поле, а начал трудовую деятельность сразу с главного специалиста в министерстве экономики 2005 года. Затем минфин, министерства геологии, индустрии, и снова экономика, уже вице-министром. Возглавил ведомство Куантыров после Кантара в 2022-м.

Беспощадный ВАП

О работе Куантырова на посту министра говорит отчет высшей аудиторской палаты за 2022 год, где, вопреки позитивным декларациям Минэкономики о росте экономических показателей и благосостояния народа, сказано, что люди стали меньше есть, потому что продукты дорожают, растет количество бедных, снижаются реальные доходы и так далее. Да и сам Кунтыров-министр запомнился, тем что стряхнул пыль с программы "тариф взамен на инвестиции", которая 15 лет назад ощутимых результатов в обновлении коммунальной инфраструктуры не показала. Да и сейчас - тарифы выросли, но со стороны энергопредприятий инвестиций пока не видно. Зато появилась энергетическая программа на 10 трлн, которые потратят на то самое обновление и модернизацию инфраструктуры. А деньги возьмут, в том числе, из бюджета, Нацфонда и ЕНПФ.

Ораторство как плюс чиновника

Однако у Куантырова есть один плюс, который, возможно и стал решающим при его назначении в МИД. Он умеет красиво говорить и обещать. Дипломат-Куантыров сейчас занимается тем же, что и министр-Куантыров - ездит по регионам и встречается с бизнесом и населением. Посещает давно работающие предприятия, рассказывает о важности развития экономики, инвестиционном потенциале и обещает. При чем частенько, обещает решить вопросы, которые в его компетенцию не входят. Например, жителям Шымкента - помочь с газификацией и льготными кредитами, бизнесу СКО решить проблемы с налоговой, таможней и логистикой, ну а всем казахстанцам, что доллара по 600 тенге не будет.   

Поэтому нельзя исключать, что Куантыров именно тот, кто нужен, чтобы убедить иностранные компании прийти в Казахстан со своими деньгами. Кому-то надо рассказывать об инвестиционной привлекательности страны, поскольку реальность пока не так радужна. Чуть ли не каждую неделю прокуроры и Антикор сообщают об устранении бюрократических шлагбаумов, с которыми сталкиваются инвесторы, желающие вложиться в развитие экономики Казахстана.

Звездный час Мырзабосынова

Провал Казахстана на парижской олимпиаде можно назвать звездным часом Ербола Мырзабосынова. Из кресла председателя комитета по делам спорта и физической культуры он пересел в кресло министра.

Идеальный министр

К его карьере вопросов нет. Сам спортсмен, трудовую деятельность начинал тренером, преподавал, работал в министерстве, дорос до министра, в общем как он сам сказал «в сфере спорта работаю 30 лет».

В скандалах практически не замечен. Если не считать сентября 2023, когда группа бойцов ММА, панкратиона и тайского бокса обратились в Администрацию президента, Генпрокуратуру и агентство по делам госслужбы. Они жаловались именно на Ербола Мырзабосынова, отметив плохое финансирование их видов спорта. Тогда руководитель Комитета по делам спорта лично не отреагировал. Это сделал комитет, заявив, что жалоб не поступало.

Карьерный пьедестал

Однако, работая председателем комитета по делам спорта, то есть, по сути курируя спортивное направление министерства, Мырзабосынов несет солидарную ответственность за все провалы, которые поставили в вину бывшему министру Маржикпаеву.  Тем более, он является одним из вице-президентов Национального олимпийского комитета, то есть и по парижской Олимпиаде к нему должны были возникнуть вопросы. Поэтому его назначение и стало неожиданностью.

Впрочем, создается впечатление, что к прошлому руководству спортивного Казахстана Мырзабосынов не имеет никакого отношения и начал с чистого листа.

Отмечая свои сто дней на посту, он поставил себе в заслугу проведение Всемирных игр кочевников, три сотни медалей, завоеванных казахстанцами за три месяца, успех паралимпийцев и еще много чего.

В публичных выступлениях и отчитываясь перед президентом, он сообщает о своих планах реформирования спортивной и туристической сферы, хотя вся работа началась еще при прежнем министре, и собственных инициатив пока не наблюдается.

Светлое будущее спорта?

При этом министр не смог ответить на вопрос журналиста Ulysmedia сколько денег было выделено федерациям за последние пять лет. Зато заявил, что федерациями и региональным спортом должны управлять люди «изнутри знающие сферу спорта», и что разрабатываются «особые критерии для президентов федерации, исполнительных директоров и главных тренеров». (На фоне этих заявлений немного странно выглядит появление Марата Омарова на посту президента федерации футбола, который не имеет с футболом ничего общего, но сделаем скидку, что «особых критериев» еще нет).

Впереди, судя по риторике Мырзабосынова, нас еще ждут кардинальные изменения. В частности, отказ от финансирования порядка 120 видов спорта, «которые не приносят медали».  Определение для каждого региона «приоритетных видов», что сокращает шансы появления чемпионов, если потенциальный гений спорта родился «не в том регионе». И вопрос легионеров, которых «не будут финансировать из бюджета, если они не примут гражданство Казахстана». По мнению нового министра, такой шаг открывает дорогу казахстанской молодежи.

Только достаточному количеству молодежи пока взяться неоткуда. Мырзабосынов практически ничего не говорит о планах по развитию детского спорта. Также мало он в своих речах уделяет внимания и туризму. Что порождает риторический вопрос – может пришло время разделить сферы ответственности и посадить на туризм отдельного человека, который «знает индустрию изнутри».

Возвращение Кумпекеева

Ануар Кумпекеев, еще один болашаковец стартовавший в госуправлении сразу с должности главного специалиста департамента экономики и финансов минздрава в 2005 году.

В местную власть пришел в 2012-м на должность зам акима Степногорска, затем три года отработал уже акимом города, а в 2018 ему доверили Павлодар.

Акимом областного центра Кумпекеев проработал меньше года – с августа 2018 по июль 2019, и его даже собирались уволить по отрицательным мотивам. Причем с формулировкой «утрата доверия», которая в принципе должна ставить крест на политической карьере. (Однако, как показывает практика Казахстана, не всегда.)

Роскошь за государственный счет

Меньше чем за год Кумпекеев вляпался в скандалы дважды, при чем наступив на одни и те же грабли и получив в СМИ статус – расточительный чиновник. Первый строгий выговор он получил в ноябре 2018, когда выяснилось, что для служебного пользования акимат приобрел двухуровневый пентхаус за 49 миллионов тенге.  Элитное жилье обменяли на семь квартир, которые передали очередникам из детей-сирот.

Выводы Кумпекеев не сделал, и в июне 2019 новый тендер – эбеновая мебель для акимата за шесть миллионов тенге. Следует отметить, что на тот момент, власть продвигала экономию бюджетных средств, и демарш роскоши от акима Павлодара явно подрывал веру в решительность госаппарата сократить свои расходы. Это не могло остаться безнаказанным, тем более учитывая общественный резонанс.

Глава региона Булат Бакауов тогда резко высказался насчет траты бюджетных средств и даже поручил подготовить документы в администрацию президента на увольнение Кумпекеева «за утрату доверия». Не успел, аким ушел по собственному желанию.

В зоне особого внимания

Любитель роскоши неожиданно вернулся во власть через пять лет, в августе 2024 занял пост советника акима Акмолинской области. И уж совсем неожиданно 9 ноября возглавил акимат Кокшетау.

Глава региона Марат Ахметжанов, объясняя это решение, сослался на богатый опыт, некогда, де-факто, утратившего доверие чиновника.

   - Он прошёл согласование во всех инстанциях. При назначении учитывались его образование и профессиональный опыт. Он хорошо знает жилищно-коммунальное хозяйство, — отметил Ахметжанов.

И при этом подчеркнул, что де-юро с поста акима Павлодара Кумпекеев ушел по собственному желанию. А так как в Кокшетау будут строить новую ТЭЦ, Кумпекеев - лучшая кандидатура.

Учитывая, что последние пять лет Кумпекеев работал на руководящей должности в АО «Транстелеком», куда логичней было бы его увидеть на госслужбе в сфере связи. А вот непосредственно в сфере ЖКХ он работал 6 лет, сначала в центре модернизации и развития ЖКХ, затем замом акима Степногорска, где курировал именно этот вопрос. Но это было 10 лет назад.

И здесь мы возвращаемся к вопросу кадрового кризиса во власти. Неужели не нашлось другого чиновника, кому можно доверить кураторство строительства ТЭЦ в областном центре?

Но одно можно сказать точно – госзакупки кокшетауского акимата отныне в зоне особого внимания.

Бектенов: испытание правительством

После отставки правительства Алихана Смаилова в начале года эксперты ломали копья насчет кандидатуры следующего премьер-министра. Назывались разные имена, и в основном из политических долгожителей и тяжеловесов. Поэтому имя Олжаса Бектенова вогнало экспертное сообщество в некий ступор. И поползли осторожные слухи, что Токаев готовит смену, чтобы обеспечить преемственность политических и экономических реформ, чего очень не хватает госуправлению страны.

Опыт, да не тот

Трудовая деятельность Бектенова богатая, но все-таки в основном связана с юстицией, администрацией президента и Антикором. Сложно назвать солидным управленческим опытом год в замах акима области по экономике, и год руководства аппаратом главы Астаны. Справедливости ради отметим, что работу Антикора Бекетнов выстроил так, что и после его ухода служба остается кошмарным сном для госслужащих, независимо от должности. Чего не скажешь о работе правительства.

Как бы персональная ответственность

Начнём с того, что с легкой руки премьера в обиход госаппарата плотно вошла фраза «конкретные поручения», ее используют на всех уровнях власти. Только с выполнением этих поручений как-то не складывается.

Если в начале своего премьерства Бектенов импонировал суровыми предупреждениями о персональной ответственности министров и акимов, то со временем это приелось. Поскольку на словах ответственность вроде есть, но на деле ее нет.

Конкретные поручения по контролю цен на продукты питания есть, но цены растут. Зато правительство убирает из продовольственной корзины овощи и бодро рапортует о снижении ее стоимости, намекая на рост благосостояния населения. Экономика тоже вроде растет, но в основном за счет строительного сектора, который подпитывается льготной ипотекой частично субсидируемой государством.  А цены на квартиры сопоставимы с виллой где-нибудь во Флориде.

Рост реальной зарплаты явно проигрывает инфляции, да и сама инфляция никак не желает спуститься в рамки запланированного коридора. Доходы Нацкомпаний снижаются, расходы растут, показатель эффективности упал до минимума за четыре года.

И особых репрессий со стороны главы кабмина не наблюдается. Правда на днях сняли министра экономики, то есть получается он оказался единственным, кто не справился с конкретными поручениями.

С оглядкой на президента

К тому же возникают сомнения в самодостаточности премьера при принятии решений. Чтобы ни поручал Бектенов, всегда идет отсыл к Токаеву: «как сказал глава государства», «согласно поручению президента». Вспомним паводки, с которыми правительство вроде бы успешно справилось, как и с их последствиями. Премьер-министр имеет полное право в случае ЧС инициировать создание оперативного штаба с особыми полномочиями, но штаб создали опять же только после поручения президента.

Еще один маленький факт, Бектенов поручал подготовить список пострадавших при паводках для оказания помощи в кратчайшие сроки. Но дело растянулось на пару месяцев, и ответственности никто не понес. Во всяком случае широкой общественности об этом не известно.

По вопросам отопительного сезона акиму Сарани просто не повезло, потому что он оказался первым. Это можно назвать показательной поркой, поскольку, когда акимы регионов доложили о стопроцентной готовности, Бектенов опять предупреждал о персональной ответственности. Но вот проблемы в Атырау, Актау и Астане остались без внимания. И акимы свои должности сохранили.

В общем Олжасу Бектенову явно не хватает опыта в работе с крупными чиновниками и красивыми цифрами в отчетах. Все-таки вскрытие махинаций с бюджетом и госуправление, это несколько разные вещи. Так что эксперты могут продолжать делать ставки: останется Бектенов премьером после Нового года или нет.

Из охранников в министры

Новый министр МЧС, появившийся в правительстве вместе с Бектеновым в начале года, пожалуй, самая таинственная фигура. В трудовой книжке Чингиса Аринов всего три записи: 16 лет в службе госохраны, 2 года замом, а потом и начальником охраны президента, и наконец пост министра.

Понятно, что при назначении Аринов главой спасателей, президент руководствовался какими-то своими соображениями. Аринова не имеет опыта работы в спасательных службах, образование тоже далеко от чрезвычайных ситуаций, наиболее близкое это Академия гражданской авиации, но спасателей там не готовят. Впрочем, на своей первой встрече с журналистами Аринов, обрезал все вопросы об отсутствии опыта коротко и по-военному:

   - Самое главное — организовать вовремя работу, в будущем покажет время, в ходе работы. Тогда, если будет критика, скажете.

Справедливости ради отметим, что с критикой работы МЧС в этом году было туго. Масштабные паводки, захлестнувшие страну весной, обошлись без больших жертв, в отличии от других стран. Крушение самолета азербайджанских авиалиний МЧС тоже отработало на высоком уровне, что отметили зарубежные СМИ. Особых скандалов не наблюдалось, за исключением не получивших развитие претензий по вопросу закупки старой техники. Тогда Аринов опять же кратко, по-военному доложил:

   - Никто ничего не покупает, техника по умолчанию в МЧС вся старая, последовательно будем решать проблему.

И пока единственная проблема МЧС с появлением Аринова, это полный провал в коммуникациях. С информацией от МЧС сейчас очень туго. Точнее она появляется, но тогда, когда вакуум в информационном поле заполняют слухи, версии от «гражданских активистов и экспертов социальных сетей».

Возможно, Аринов так привык, работа в СГО и охране президента не подразумевает информирование общественности. Отметим, когда министр появляется в эфире, все его комментарии, связанные с чрезвычайными ситуациями, длятся не более 10 секунд, и укладываются в одно два предложения. Скорее всего эта привычка министра и наложила отпечаток на работу всей пресс-службы.

Ранее, существовало правило «золотого часа», то есть госорганы должны отреагировать на любое событие оперативно, иначе в инфополе появятся те самые слухи и домыслы, которые могут использовать деструктивные силы. Сейчас, с развитием соцсетей и технологий, это время сократилось буквально до пяти минут. Но МЧС начинает давать официальную информацию только через несколько часов, а то и суток, после события. Так было и во время паводков, и в освещении трагедии в Актау. Так что опыт Аринов в СГО пока работает против МЧС.