Год на грани: несбывшиеся планы об экономическом росте, добыче нефти, болезненный крах тенге и дыры в бюджете

Курманов Байтас

Минувший год стал для Казахстана нелегким, страна столкнулась с беспрецедентными паводками, самыми разрушительными, пожалуй, за последнее столетие. Помимо необходимости борьбы с последствиями стихии, давление продолжила оказывать осложнившаяся геополитическая ситуация в мире. Вкупе с промахами в планировании со стороны ряда профильных ведомств все это привело к невозможности реализации намеченных планов. Так, в 2024-м правительству не удалось добиться главного показателя – намеченного роста ВВП. Буквально «вышибло дух» и невыполнение планов по росту добычи стратегического для страны сырья – нефти, в бюджете Казахстана образовались огромные «дыры» в доходах, а пикировавший вниз тенге в финале года и вовсе разбил все надежды на то, чтобы с достоинством завершить год.

Ulysmedia.kz напомнит читателям о главных событиях в экономике страны в ушедшем году.

Коллаж Ulysmedia

Экономика не доросла

Буквально в начале ушедшего года в Казахстане сменилось правительство Казахстана, и вновь назначенный премьер-министр Олжас Бектенов на первом же заседании поднял вопрос о показателях ВВП и планах по его росту по итогам года. Он напомнил всем присутствующим, что перед новым составом кабмина президентом поставлена задача достичь 6% роста ВВП по итогам 2024 года. Тогдашний министр национальной экономики Нурлан Байбазаров на этих словах премьера что называется взял «под козырек» и заверил всех, что так оно и будет. Но под конец года стало ясно, что слово далеко разошлось с делом и цифры за январь-ноябрь 2024 года красноречиво свидетельствуют об этом: рост ВВП за 11 месяцев ушедшего года составил лишь 4,4%. Не нужно быть великим экономистом, чтобы понять, что за последний месяц года удастся как-то изменить ситуацию и нарастить ВВП. Буквально через несколько дней после того, как Бектенов отчитался президенту о показателях экономики за 11 месяцев, глава государства снял с должности министра национальной экономики Нурлана Байбазарова.

Нефть подвела…

Одной из веских причин невыполнения планов по экономическому росту стало изменение цифр по добыче нефти в Казахстане. Об этом также отметил и премьер Казахстана на отчете у главы государства за 11 месяцев 2024 года.

Так, из-за ремонтных работ на гигантских месторождениях Казахстана планы изменились. Министр энергетики Казахстана Алмасадам Саткалиев отчитался по осени, что вместо 90,3 млн тонн нефти в республике будет добыто 87,8 млн тонн.

В качестве основных объяснений такого пересмотра прогноза Саткалиев привел длительные остановки на капитальный ремонт Тенгиза в мае и августе на 50 дней, остановку Кашагана на 21 день. Однако здесь стоит отметить, что данные остановки не были аварийными, они были плановыми и об этих ремонтах акционеры месторождений информировали Минэнерго еще в прошлом году. Каким образом тогда запланированные ремонты смогли в таком случае внести свою негативную лепту в изменение прогнозов по добыче нефти, остается неясным…

В числе причин Саткалиев также назвал необходимость выполнения обязательств перед ОПЕК+, аварийные неполадки на Тенгизе, случившиеся в ноябре, которые по заверениям самого же Минэнерго не повлекли особых последствий для добычи нефти, ограничения приема газа Оренбургским ГПЗ, остановки Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) на планово-профилактические работы.

Похоже, что и в 2025 году планы по добыче нефти также придется пересматривать из-за новых взятых обязательств Минэнерго перед ОПЕК+. Такие выводы напрашиваются после заявления Минэнерго, сделанного в декабре.

«Недавно проведенные ремонтные работы на крупных нефтяных месторождениях повышают технические возможности для увеличения текущего уровня добычи нефти, однако Казахстан планирует добычу нефти на 2025 год в соответствии со своими обязательствами по соглашению ОПЕК+ и представленным планом компенсации», - говорится в заявлении Минэнерго.

Однако несколькими часами ранее до этого заявления министру Саткалиеву было дано четкое поручение от премьера – обеспечить добычу нефти в строго запланированных объемах в 2025 году. На текущий год, до того, как Минэнерго объявило о новых обязательствах перед ОПЕК + по не наращиваю добычи нефти, был озвучен план по добыче в 97,2 млн тонн. После заявления Минэнерго о приверженности ОПЕК, несмотря на поручения главы правительства, становится очевидным, что прогноз сокращать все же придется…

Бюджетные дыры

Осенью пришлось переписывать и республиканский бюджет. Уменьшение налоговых поступлений, падение цен на экспортное сырье, необходимость возвращать долги по НДС за прошлый год, которые остались от прежнего премьера Алихана Смаилова – все это привело к образованию огромной бюджетной дыры, чиновники недосчитались более 2 трлн тенге.

«Латать дыру» принялись привычным способом – с помощью денег Нацфонда страны. Те самые недостающие 2 трлн тенге дополнительно были изъяты из Нацфонда в 2024 году. Всего в 2024 году из Нацфонда взяли 5,6 трлн тенге, обновив рекорд по изъятиям.

О глубоком бюджетном кризисе и зависимости от средств Нацфонда вновь заговорили в парламенте страны. Депутаты были недовольны тем, что министры вновь решают все проблемы за счет средств, предназначенных для будущего поколения страны. Тем не менее, вал критики остался просто словами и поправки в бюджет получили одобрение депутатского корпуса…

Падение тенге

Осеняя пора, когда пожинают плоды своих трудов, стала кризисной и для национальной валюты. В ноябре после победы Трампа на выборах президента США доллар начал крепнуть, а тенге пробил ту самую психологическую отметку в 500 и продолжил свое «крутое пике» вниз. Нацбанк Казахстана принялся спасать ситуацию, бросая словно бумагу в пламя, интервенции. Так, в начале ноября на интервенции было потрачено 300 миллионов долларов, однако к середине месяца этот объем вырос уже до рекордных 1 миллиарда долларов. Рекордные суммы интервенций ситуацию практически не спасли, курс продолжил находиться в пределах свыше 510 тенге за доллар, а ближе к концу месяца и вовсе дошел до отметки выше 520 тенге. Реанимационные мероприятия в виде повышения базовой ставки до 15,25% до стабилизации состояния также не довели.

Так, конец года Казахстан встретил с небывалым курсом тенге, скачком инфляции, ростом цен на все импортные товары…

P.S.: Оценку всем действиям министерств, ведомств, правительства, предпринятым в 2024 году, глава государства, как ожидается, даст в январе 2025, на заседании правительства, посвященном итогам года. По мнению некоторых политологов, экспертов, не заставят себя ждать отставки и рокировки в нынешнем составе кабмина. Ulysmedia будет держать в курсе событий своих читателей.