Беспокойство, тревога и осторожный оптимизм: что ждёт Казахстан в 2025 году

Айша Кутубаева

2025 год обещает стать непростым для Казахстана и мира в целом. По мнению ведущих казахстанских политологов, глобальная нестабильность, обострение международных конфликтов и внутренние вызовы станут основными темами года. Какой будет внешняя политика США при Дональде Трампе, возможен ли перелом в российско-украинской войне, и какие экономические испытания ждут Казахстан? На вопросы Ulysmedia.kz ответили Газиз Абишев и Санжар Бокаев. Оценки экспертов заметно различаются, но в одном они сходятся: ожидания тревожные.

Коллаж Ulysmedia

Нефтяные цены и политическая система в фокусе

Политолог Газиз Абишев отметил, что одним из ключевых событий года станет возвращение Дональда Трампа в Белый дом.

  - Нас ожидают два главных глобальных политических события. Это вступление Дональда Трампа в должность президента и то, какую внешнюю политику он начнет проводить. Мы знаем, что Трампу уже бывшему президентом, нужно меньше времени на раскачку. В этот раз он набрал в свою команду «лоялистов», а не людей, способных его как-то балансировать, поэтому может действовать довольно-таки жестко. Трамп знает, что у него последний срок и он должен успеть сделать все, не оглядываясь на СМИ, общественное мнение и deep state, - считает эксперт.

С другой стороны, по мнению Абишева, Дональд Трамп «сильно пообтесался».

  - Он вполне себе системный политик, который на самом деле уже сам слился и принял за свои глобальные и долгосрочные интересы Соединенных Штатов Америки. Поэтому, посмотрим. Ну, к примеру, президент Аргентины Хавьер Милей, который был избран в 2023 году, круто повернул внешний и внутренний курсы страны. Посмотрим, что будет делать Дональд Трамп и каким образом он будет влиять на российско-украинскую войну. Срежет ли он помощь Украине или, наоборот, поднадавит, или это будет опять «вязкий конфликт».

Влияние США на Казахстан

Абишев также выделил возможное влияние энергетической политики США на Казахстан. По его мнению, энергетическая политика Трампа «Drill, baby, drill» (с англ. Бури, крошка, бури - прим.ред.) с возможной распаковкой нефтяных скважин в Мексиканском заливе, может существенно повлиять на цены на нефть,

  - Если они упадут хотя бы на 15-20 долларов - до 50 долларов за баррель, то при нашем дефиците бюджета, это будет сильно угрожать финансовой и экономической стабильности Казахстана, - говорит политолог.

Казахстан в мировой политике

Также Газиз Абишев коснулся роли Казахстана в геополитике, отметив, что Центральная Азия, особенно Казахстан, не сыграют какой-то огромной роли на международной арене.

  - Нам не нужно себя переоценивать. Мы можем играть какую-то роль, когда сложился какой-то баланс сил и на очень маленьком треке Казахстан может сказать свое слово, и это может косвенно повлиять на какие-то события. Но в целом, мы придаток мировой политики, подвержены влиянию с разных сторон. Нам, в Казахстане, нужно заниматься собой, развивать собственную экономику, выстраивать локальный союз со странами Центральной Азии и с Азербайджаном. В этом направлении нужно двигаться.

Внутренний рынок или кадровый сговор?

На внутреннем уровне политолог отметил еще одну внутреннюю проблему.

  - Для Казахстана, я думаю, что это продолжающаяся кадровая деградация, которая проявляет себя во всем. В том, что крошится инфраструктура, потому что специалисты уезжают в силу разных факторов. В том, что качество политических решений на уровне правительства, на уровне конкретных отраслей или регионов падает, так как, и сами управленцы, и их команды в среднем не столь высокого качества. Это долгосрочные риски, - заметил эксперт.

По словам Абишева, ожидания от 2025 года - тревожные, потому что экономика, несмотря на разговоры, всё-таки не выходит на новый уровень. И, как заключил политолог, под действием внешних ударов она легко ломается, поэтому «беспокойства и тревоги больше, чем оптимизма».

Региональная кооперация и внутренняя нестабильность

Политолог и общественный деятель Санжар Бокаев считает, что главным вызовом для Казахстана в 2025 году станет замедление мировой экономики и эскалация торговой войны между США и Китаем. Он также прогнозирует изменения в региональной политике Центральной Азии.

  - Центральная Азия и Казахстан никогда не выступали мировой ареной для принятия глобальных решений. Вместе с тем, региональная роль ЦА будет возрастать и привлекать все больше интереса и внимания со стороны США и ЕС. С 2025 года, в Центральной Азии будет усиливаться тренд на тюркскую кооперацию. Причиной станет неспособность РФ выстраивать равноправный партнерский диалог со странами региона и учитывать их национальные интересы. В этой связи вполне ожидаемо возрастание напряжения у Москвы со всеми странами ЦА, что может сподвигнуть Россию на принятие неадекватных решений по типу «разделяй и властвуй», - заметил Санжар Бокаев.

Риски для Казахстана

Бокаев также отметил риски для Казахстана, связанные с российско-украинской войной.

  - Для большинства стран Евразийского региона одним из главных вызовов станет риск быть втянутыми в российско-украинскую войну. При этом 2025 год должен стать переломным для этого конфликта: с одной стороны, возрастает риск перехода боевых действий в полномасштабную войну, с другой — наблюдается готовность РФ к завершению войны ввиду истощения и отсутствия перспектив. Ведь пока Украина вытаскивает борьбу на характере, Россия сильно рискует не оправдать тезис о том, что «Россия в военном плане непобедима», - заметил эксперт.

В любом случае, по мнению Бокаева, данная война откинула весь регион, как в экономическом, так и в культурно-гуманитарном плане, на десять лет назад.

Помимо этого, политолог считает, что в регионе ухудшился индекс демократии, ведь давление на гражданское общество будет только усиливаться.

  - К примеру, в РФ растет число противников войны и недовольных политикой нынешнего президента России Владимира Путина. В ответ власти сильнее закручивают карательный маховик. В Казахстане зреет социальное напряжение и растет протестный потенциал, а власти вместо системных реформ, заточены на подавлении гражданского общества.

Внутренний рынок

На внутреннем уровне общественник выделил экономические проблемы, как главные вызовы 2025 года. Так, будет наблюдаться высокая инфляция и валютная нестабильность, сокращение промышленного производства, рост безработицы и снижение покупательской способности.

  - Эти экономические вызовы, с которыми очевидно правительство не справится, потянут за собой политические проблемы уже весной этого года. Вследствие чего возможны всплеск социального недовольства и резкий подъем протестного потенциала. Также к вызовам следует отнести изношенность инфраструктуры в энергетике и плохое состояние инженерных сетей. Всё это будет добавлять проблемы во всех областях страны. Остается надеяться, что, хотя бы в этом году, не прилетят «черные лебеди» в виде паводков, землетрясений и других ЧС, к которым мы точно не готовы, - сказал Бокаев.

Стабильная, на первый взгляд, ситуация в стране, по мнению эксперта, обходится очень дорого и продиктована тремя факторами.

  - Первый фактор - неэффективность правительства: дефицит бюджета покрывается трансфертами из Национального фонда, что указывает на отсутствие структурных реформ и долгосрочных экономических решений. Во-вторых, вся система госуправления трещит по швам, но пока сдерживается Касым-Жомартом Токаевым. В-третьих, общество свалилось в состояние социальной анемии, а значит, не способно организовываться и что-либо требовать, что также способствует продолжению стабильно-инертного состояния в стране, - заметил он.

Тренды и сценарий 2025 года по мнению Санжара Бокаева

Политолог выделил три возможных сценария развития событий в 2025 году:

• Углубление долговой зависимости

В попытках справиться с растущим бюджетным дефицитом правительство может прибегнуть к внешним заимствованиям. Особенно остро это может проявиться при попытке финансирования крупных инфраструктурных проектов, таких как строительство АЭС, что несёт риск дефолта.

• Политические реформы

Власть может предложить обществу ряд реформ, призванных отвлечь внимание от ухудшающейся социально-экономической ситуации. Однако велика вероятность, что эти инициативы останутся на уровне деклараций, не приводя к реальным изменениям.

Громкая отставка правительства и выборы

В 2025 году ожидается резонансная смена Кабинета министров, а также выборы акимов районного и областного уровней. Однако, несмотря на потенциальный политический интерес, эти выборы, по прогнозам, не станут шагом к реальной демократизации.

Прогнозы казахстанских политологов на 2025 год оставляют больше вопросов, чем ответов. На международной арене, если учесть мнения Бокаева и Абишева, ожидаются крупные изменения, которые могут существенно повлиять на экономическую и политическую стабильность Казахстана. В то же время внутренние вызовы, включая кадровые проблемы, экономическую стагнацию и социальную апатию, требуют системных реформ и нового подхода к управлению. Пока ожидания тревожные, и оптимизм остается роскошью, которую Казахстану придется заслужить.