Олигархи и государство: кто на самом деле выигрывает от мегапроектов в Казахстане

Курманов Байтас

Правительство наконец рассекретило список мегапроектов общей стоимостью 15 трлн тенге, на которые возложена миссия сформировать прочный промышленный каркас Казахстана и обеспечить экономическую самодостаточность. Ulysmedia.kz  ознакомился со списком и обнаружил, что господдержку в основном получили олигархи, нацкомпании и строительный бизнес.

Коллаж Ulysmedia

Засекреченный секрет

«Судьбоносные проекты» мелькнули в Послании народу Казахстана еще в сентябре 2023 года. Президент Токаев сказал:

   - На текущем этапе самая важная задача – это формирование прочного промышленного каркаса страны, обеспечение экономической самодостаточности. Поэтому основной упор нужно сделать на ускоренном развитии обрабатывающего сектора. Мы должны реализовать ряд по-настоящему судьбоносных для нашей страны проектов.

Тогда же и прозвучала фраза о перечне из 15 крупных проектов, о котором не вспоминали вплоть до августа 2024, когда на сайте премьера появилось официальное заявление об утверждении списка из 17 мегапроектов общей стоимостью 15 трлн тенге.

Заявление сопровождалось красивой инфографикой и общими фразами о новых рабочих местах, бешенном росте экспорта и значительном снижении импортозависимости.

Но в заявлении правительства не было главного - самого списка проектов, с указанием сумм, источников финансирования, условий участия государства и конкретных сроков реализации. Попытки журналистов узнать подробности успехом не увенчались. В профильных министерствах не могли даже сказать каким-таким постановлением правительства был утвержден список. А одно из деловых СМИ, отчаявшись добиться от правительства внятных ответов, разразилось статьей, в которой предположила о каких мегапроектах может идти речь, указав, в том числе, строительство гостиниц. И тогда проснулись депутаты.

Что спросили депутаты

Фракция Ак Жол обратилась к премьер-министру с официальным запросом. Депутаты отметили, если информация СМИ соответствует действительности, то возникает много вопросов. В частности, как туристические объекты стоимостью сотни миллиардов тенге, помогут «изменить экономическую парадигму, уйти от сырьевой модели и создать прочную индустриальную основу экономики».

Депутаты потребовали от Бектенова:

  • подтвердить или опровергнуть опубликованный в СМИ список проектов и компаний, которые их реализуют;
  • объяснить, почему проекты такого масштаба (15 триллионов) не отражены в бюджете;
  • сообщить, кто и по каким критериям отбирал эти проекты;
  • указать источники финансирования проектов, если они не предусмотрены в республиканском бюджете;
  • рассмотреть вопрос о применении бюджетных процедур для предотвращения злоупотреблений при реализации проектов;
  • рассмотреть вопрос о неоправданности включения в указанный список проектов, не соответствующих требованиям создания индустриальной основы экономики.

Что ответил премьер

Бектенов успокоил депутатов, что вопрос находится на особом контроле правительства. Есть конкретные сроки реализации проектов. А за тем, чтобы никто не мешал разворачивать экономику в сторону самодостаточности, будет пристально следить Инвестиционный штаб.

По сравнению с летним заявлением правительства, общая стоимость 17 проектов снизилась на 1 трлн, поскольку в ответе премьера стоит цифра 14 трлн тенге. Сократилось и количество новых рабочих мест – было 26 тысяч, теперь 24 тысячи.

Что касается финансирования, то оплачивать расходы будут сами инвесторы за счет личных и заемных средств. А государство, если и вложится, то только на последней стадии, когда надо будет подвести коммуникации.

Правда здесь возникает вопрос, что подразумевается под заемными средствами. Если государство внесло проекты в список значимых для страны, то нельзя исключать, что кредитоваться они будут не в коммерческих банках, а в Банке развития Казахстана, где ставка вознаграждения субсидируется государством, в среднем 50 на 50. При таком раскладе бюджет все-таки участвует в финансировании с самого начала.

Впрочем, вопросы вызывает и сам список.

Знакомые все лица

Из 17 проектов нет ни одного нового. Все или действуют, или начали реализовываться задолго до утверждения «прорывного» списка. Более того, стоит копнуть чуть глубже, причем только в открытых источниках, как всплывают знакомые имена.

Например, под номером 1 значится строительство металлургического кластера в Павлодарской области, которое реализует ТОО «Mineral Product International». И конечным бенефициаром этого кластера является Ерлан Нигматулин. Брат-близнец, которого, Нурлан Нигматулин, до 2022 года был спикером мажилиса. Да и сам Ерлан дважды отметился в парламенте, в начале 2000 депутатом мажилиса, а в середине сената.

И это строительство, о котором было заявлено еще в 2021 году, уже финансируется через банк РБК, а подвод коммуникаций оплатит «Самрук-Казына».  Правда заемщиком в БРК значится ТОО "EkibastuzFerroAlloys", но вряд ли в Экибастузе строят два одинаковых завода. И в 2026 году будет запущен не весь кластер, как можно понять из ответа Бектенова, а только первая очередь. А именно завод по производству ферросилиция.

Финансовое неучастие

Впрочем, и дальше по списку в основном все знакомые лица.

Например, группа ERG, в руководстве которой олигархи из списка Forbes, а в совете директоров министр нацэкономики Серик Жумангарин и министр финансов Мади Такиев, поскольку 40% компании принадлежит правительству.

Здесь же KAZ Minerals, который совместно с китайцами строит медеплавильный завод в области Абай. Причем порядка $1 млрд из $1,3 млрд инвестиций KAZ Minerals занял в китайских банках. И вряд ли здесь обошлось без финансовых гарантий государства, поскольку в переговорах с китайцами летом 2024 участвовал сам Бектенов.

В свою очередь нацкомпания КазМунайГаз реализует вторую фазу проекта «Интегрированный газохимический комплекс» в Атырауской области. А еще вторую очередь Шымкентского нефтеперерабатывающего завода.

Кстати, по газохимии 40% стоимости проекта покроют за счет облигаций Нацфонда. Это, к слову, о финансовом неучастии государства в прорывных проектах.

В своем Послании, президент, говоря об отраслях в которых ждет прорыва, упомянул о тяжелом машиностроении.

Видимо потенциальные производители локомотивов, вагонов и так далее не смогли убедить правительство в необходимости включить их в приоритетный список господдержки. Или не обладают значительными средствами, чтобы выглядеть солидно в списке инвесторов.

От индустрии к пляжам

В списке Бектенова присутствуют два туристических проекта. Комментировать сомнения депутатов, что отели и рестораны как-то мало помогут создать прочную индустриальную основу экономики, премьер не стал.

Первый проект – это «Теплый пляж» в Мангистауской области. Причем название проекта — это не инновации в области строительства и туризма, а одноименная база отдыха возле Актау.

Ответом на вопрос почему из 20 перспективных туристских направлений, по которым профильное министерство разработало дорожные карты развития, выбрали именно Мангистау, может стать один факт.

В реализации этого проекта, стоимостью 292 млн долларов, участвуют, Bazis-A и BI Group. А строительную отрасль правительство не обижает, поскольку она всегда в числе локомотивов экономики и частично нивелирует падение в других областях. Планы грандиозные: курортный комплекс, гольф-отель, комплекс вилл и апартаментов на 540 койко-мест, детский оздоровительный лагерь с аквапарком и развлекательным центром. 

Кстати, еще в 2018 году областные власти заявляли, что по указанию первого президента на развитие «Теплого пляжа» выделено 70 млрд тенге. Видимо тех денег не особо хватило, чтобы бы превратить зону отдыха в центр притяжения внутренних туристов, не говоря уже об иностранных.

Второй туристический центр будет строиться в Астане. Как раз возле Малого Талдыколя.

На площади в 382 тыс. кв метров за 194 млрд тенге построят многозальный кинотеатр, торгово-развлекательный центр с аквапарком и аттракционами, бизнес-центр и так далее.

Кстати, заявлено, что после запуска туристский район будет генерировать не меньше 10 млрд тенге налогов в год, в том числе за счет деятельности компаний, которые будут работать на его территории. То есть площади будут сдаваться в аренду.

От сырья к сырью

Объясняя, почему именно эти проекты попали в заветный список премьер-министр заявил:

   - При отборе учитывались критерии среднего и высокого уровня передела, ориентированность на экспорт и импортозамещение, востребованность на рынке, стратегическая значимость (мультипликативный эффект).

Что касается экспорта, то вопросов нет, Казахстан усилит позиции по металлам и ферросплавам, которые и без того в лидерах внешней торговли. С импортозамещением хуже. Из новых готовых продуктов появятся разве что отечественные полиэтилен и комбикорм. А в целом новый промышленный каркас экономической самодостаточности страны будет производить сырье. Которое, при отсутствии реальных производств внутри страны, будет отправляться на зарубежные рынки, возвращаясь в виде готовой продукции. В общем опять надежда на малый и средний бизнес, который, в очередной раз впечатлившись наличием отечественного сырья, массово начнет открывать предприятия и производить товары.