Будет ли шторм, или Почему «Казгидромет» не может дать точный прогноз

Курманов Байтас

На протяжении нескольких лет по Казнету гуляет мем: «Обильные снегопады – зимой, паводки – весной, жара и лесные пожары – летом, холода – осенью всегда приходят неожиданно». Как ни прискорбно, но доля правды в этой шутке стремится к 100%. Страна не оправилась еще от последствий прошлогодних паводков, а на повестке дня уже маячат перспективы грядущей весны с ее «сюрпризами». Есть ли надежда на то, что в 2025-м «Казгидромет» не подведет со своевременным прогнозом, чтобы чиновники смогли сработать на опережение, - выяснял корреспондент Ulysmedia.kz.

Искусственный интеллект / Ulysmedia

ПРИРОДА И ПОГОДА

Практически каждый год госаппарат Казахстана ведет непримиримую битву с природой и ежегодно проигрывает ей с огромным счетом – в виде многомиллиардных убытков. Вопрос о том, что же делала в каждом из «раундов» служба прогноза погоды, давно уже стал риторическим. Чиновники признают: проблем у национальной гидрометеорологической службы «Казгидромет» хватает, и решаются они совсем не так быстро, как хотелось бы.

Ранее в СМИ поднимался, например, вопрос неполного охвата территории республики гидрометеорологическим наблюдением. Речь шла о 59% от минимальных требований, что отрицательно сказывалось на качестве наблюдений и достоверности информации о состоянии окружающей среды. Говорилось об использовании устаревшей нормативной, технической документации и специального оборудования, дефиците квалифицированного инженерно-технического персонала, нарушениях в использовании бюджетных средств, а также о застройке охранных зон на территории гидрометеорологических станций. Такие факты были установлены в Алматы, Актобе, Астане, Капшагае, Караганде, Кызылорде и Талдыкоргане.

А в сентябре прошлого года министр экологии Казахстана Ерлан Нысанбаев поведал журналистам, чего не хватает для качественного прогнозирования паводков. По его словам, в сфере управления климатическими данными в стране существует нехватка гидро- и метеопостов.

К примеру, по республике необходимы 137 гидропостов. 42 из них будут разработаны министерством водных ресурсов и ирригации, остальные прорабатываем с правительством, - добавил он.

Министр заверил, что в настоящее время разрабатывается программа для улучшения работы «Казгидромета».

КОМУ НУЖЕН КАЗГИДРОМЕТ?

В свете того, что гидрометеорологическая служба во все времена и во всех странах считалась отраслью стратегической, встает логичный вопрос: «Почему работу «Казгидромета» запустили до такой степени, что не могут привести в порядок?».

В конце концов, от прогнозов «Казгидромета» зависит не только предупреждение стихийных явлений, но также, например, работа компаний, чья деятельность связана с погодными условиями. Работа «Казгидромета» оказывает непосредственное влияние на множество сфер деятельности, таких как сельское хозяйство, авиация, транспорт, строительство, энергетика и туризм. Надежные метеорологические данные помогают фермерам планировать посевные и уборочные работы, авиационным службам обеспечивать безопасность полетов, транспортным компаниям организовывать перевозки, строительным компаниям учитывать погодные условия при планировании работ, энергетикам прогнозировать спрос на энергию, а туристическим агентствам предлагать безопасные и комфортные маршруты.

К слову, службу реформировали в РГП «Казгидромет» в 1999 году. Сегодня это крупное научно-производственное предприятие при министерстве экологии и природных ресурсов. «Казгидромет» имеет филиалы в каждой области Казахстана и является единственным юридически ответственным органом, имеющим право на официальное информационное обслуживание любых организаций штормовыми предупреждениями об опасных и стихийных явлениях природы на территории республики. Предприятие ведет мониторинг состояния окружающей среды, а также метеорологический и гидрологический мониторинг с использованием государственной наблюдательной сети.

ПОГРЕШНОСТЕЙ НЕ ИЗБЕЖАТЬ

Чтобы понять, какие конкретно проблемы мешают «Казгидромету» делать точные прогнозы, на основе которых можно было бы предотвращать последствия стихии, а не «разгребать» их постфактум, в конце 2024 года портал Ulysmedia.kz обратился в РГП с официальным запросом.

В обстоятельном многостраничном ответе красной линией прослеживалась мысль – с каждым годом условия работы улучшаются, но все еще далеки от идеала.

Так, к примеру, на вопрос о том, какие меры принимаются для повышения точности прогнозов, особенно в регионах, руководство РГП подробно рассказало о том, какие данные используют казахстанские синоптики для составления прогнозов, как часто они выпускаются, и на какие делятся (агрометорологические, гидрологические и пр.), однако непосредственный ответ на поставленный редакцией Ulysmedia.kz вопрос содержал всего несколько строчек.

Для повышения качества прогнозов погоды «Казгидромет» расширяет наблюдательную сеть метеорологических станций, модернизирует имеющееся метеорологическое оборудование и приобретает новые датчики, чем больше исходных данных, тем выше качество прогнозов, - пояснили в РГП.

Однако, даже при полном современном оснащении сети наблюдений исключить погрешность прогнозов невозможно, и степень неопределенности в прогнозах погоды будет всегда.

И хотя руководство «Казгидромета» подробно описало, почему избежать погрешностей невозможно, тут же признало: РГП «испытывает острую потребность в обновлении приборного парка, которое вызвано систематическим недофинансированием».

До настоящего времени оказываемые услуги оплачивались из государственного бюджета по утвержденным ценам 2018 года (причем при утверждении прейскуранта в расчет принимались расчеты за 2016 год), - говорилось в релизе.

 В среднем на государственной наблюдательной сети около 70% приборов с истекшим сроком эксплуатации. Однако, данные приборы регулярно проходят техническое обслуживание и ремонт специалистами предприятия, что позволяет поддерживать приборный парк в рабочем состоянии. Необходимо отметить, что приборы и оборудование работают 24/7 круглогодично.

ШТОРМОВЫЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Вместе с тем, в «Казгидромете» заверили: улучшение системы раннего оповещения - одно из приоритетных направлений в работе РГП.

 При угрозе возникновения опасных, стихийных гидрометеорологических явлений и резких изменений погоды РГП «Казгидромет» незамедлительно с максимальной заблаговременностью (6–48 часов) составляет штормовые предупреждения с указанием даты и времени возникновения ожидаемого метеорологического явления, его интенсивности, продолжительности и места возникновения, - говорилось в официальном ответе на запрос.

Все штормовые предупреждения оперативно доводятся, согласно схеме доведения штормовой информации, всем государственным органам, в Командный центр стратегического планирования и оперативного управления МЧС РК, ДЧС областей, акиматам городов, областей и другим заинтересованным структурам. Также штормовые предупреждения размещаются на официальном сайте РГП «Казгидромет».

Вопрос о том, почему прогнозы ограничены крупными населенными пунктами и планируется ли улучшение покрытия для малых населенных пунктов, остался без ответа, несмотря на то, что на него вроде бы ответили. Однако в обширной информации о том, как предоставляются прогнозы общего пользования и специализированные прогнозы, череде специализированных терминов и гиперссылок, ничего похожего на ответ на конкретно поставленный вопрос мы не разглядели.

ЦИФРОВИЗАЦИЮ – В МАССЫ

Информацию о том, что часть данных предоставляется «Казгидрометом» на платной основе, руководство РГП с возмущением отмело.

В связи с вступлением в силу нового Экологического кодекса и Правил предоставления информации Национальной гидрометеорологической службой (Приказ Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 23 июля 2021 года № 267), РГП «Казгидромет» предоставляет всю информацию потребителям услуг безвозмездно, - заверили в РГП.

И не без ноток гордости заявили, что активно взаимодействуют с населением через популярные социальные сети, имеют официальные страницы на YouTube, Facebook, Instagram, WhatsApp, на которых публикуются новости и интересная информация, отвечают на вопросы пользователей.

РГП «Казгидромет» разработал мобильное приложение «AirKz», и приложение для фермеров «AgroData», где доступна вся актуальная информация. Специалисты РГП «Казгидромет» и региональных филиалов регулярно участвуют в совещаниях по вопросам гидрометеорологического обслуживания различных секторов экономики (сельское хозяйство, водные ресурсы и т.д.), а также в освещении актуальных вопросов в рамках своей компетенции в СМИ, - похвастались они «продвинутостью» в области цифровизации.

Не могла не порадовать нас и полная открытость руководства РГП в части кадровой структуры предприятия и щепетильного вопроса оплаты труда. В релизе сообщалось, что   

«на 1 декабря 2024 года численность РГП «Казгидромет» составляет 3045 единиц, из них в ЦА работает 262 ед., в областных филиалах 2783 ед. (в 2021 году проведена оптимизация штата сокращено около 300 ед.). В настоящее время на предприятии два заместителя, тогда как до 2023 года было три заместителя генерального директора, при оптимизации штата одна единица заместителя сокращена, полученная экономия в ФОТ была направлена на повышение должностных окладов специалистов РГП «Казгидромет» (в ранние годы было 4 заместителя генерального директора)».

ФИНАНСОВЫЙ ВОПРОС

А на вопрос о среднем размере зарплаты рядовых сотрудников, среднего руководящего звена и топ-менеджмента, руководство предприятия приложило несколько таблиц, из которых стало ясно: уровень зарплат на предприятии не позволяет претендовать на длинные очереди потенциальных претендентов на вакансии.

Должностные оклады сотрудников РГП «Казгидромет» устанавливаются в зависимости от стажа: для работников, проработавших менее 1 года, устанавливаются минимальные оклады, а затем они увеличиваются по мере увеличения стажа, - сообщалось в ответе на запрос.

Максимальные оклады устанавливаются специалистам со стажем свыше 10 лет. Данная сетка внедрена с 2023 года и согласована с уполномоченным органом.

Максимальный оклад от 480 до 570 тысяч тенге в филиалах у директоров, у остальных сотрудников колеблются от 400 тысяч (зам. директора) до 140 тысяч тенге.

Работникам наблюдательной сети должностные оклады установлены без учета стажа работы: начальники аэрологических станций 200 000 тенге, начальники метеостанций 150 000 тенге, наблюдатели 120 000 тенге, оклад временных работников 100 000 тенге (рабочий на период проведения снегосъемки и в период паводков). Также от 150 000 до 200 000 тенге составляет зарплата вспомогательного персонала (водители, электрики, сантехники и уборщицы), - сообщило руководство РГП.

Повеселее обстоят дела с оплатой труда в центральном аппарате предприятия.  Должностной оклад генерального директора – 955 000 тенге, первого заместителя генерального директора – 865 000 тенге, заместителя генерального директора – 820 000 тенге, главного бухгалтера – 740 000 тенге.

Оклады менеджеров среднего звена колеблются от 550 тысяч до 130 тысяч тенге. Ну, и, разумеется, как все госслужащие, сотрудники «Казгидромета» получают премии по случаю государственных и профессиональных праздников, а также по итогам года при наличии экономии в фонде оплаты труда.

Если верить предоставленным данным, суммы премий в разы ниже, чем в квазигоссекторе и нацкомпаниях. Насколько суммы оплаты труда и вознаграждений работников Казгидромета коррелируют с точностью их прогнозов, - это, конечно, большой вопрос…