«Продам почку»: сколько можно в Казахстане заработать на продаже своих органов

Александра Алехова

В Актобе судят 28-летнего отца двоих детей, который хотел продать почку за 9 млн тенге в 2024 году. И этот случай не единичный, в Казахстане много желающих расстаться с почками - достаточно открыть поисковик. Главная причина – проблемы с деньгами и долги. То есть кухонные байки о том, что каждый из нас (если здоров) в разобранном виде – это примерно 1 млн долларов, вовсе не байки. Люди об этом не просто говорят, но и пытаются воплотить в реальность. Однако превратить себя в кучу денег в Казахстане – дурная затея. Все, что можно от этого получить, это 5 лет колонии по «прейскуранту» Уголовного кодекса. Ulysmedia.kz решил выяснить, сколько можно получить за продажу почки.

По данным комитета правовой статистики и специальных учетов Генеральной прокуратуры, в 2024 году по статье 116 (принуждение к изъятию или незаконное изъятие органов и тканей человека) было возбуждено 22 уголовных дела. По 6 фактам – совершенных группой лиц. В числе потерпевших указаны двое в возрасте 21-29 лет, одна из них – женщина. Также в отчете указано, что сумма ущерба жертве составила 11 млн тенге. Из 22 правонарушителей 13 – безработные.

СКОЛЬКО СТОИТ

По данным из открытых источников, около 75% всех трансплантаций в мире приходится на почки. Их стоимость составляет около 20-25 тысяч долларов плюс сама операция по пересадке в разных странах достигает 50-75 тысяч долларов. На втором месте – печень. Трансплантация части органа от живого реципиента в Индии, например, стоит 45-50 тысяч долларов. Сердце пересаживают крайне редко, его стоимость от посмертного донора составляет от 160 до 280 тысяч долларов, а сама операция может стоить до 1,5 млн долларов. Легкое на рынке оценивается от 60 до 80 тысяч долларов, а его пересадка доходит до 90 тысяч долларов.

Мы ради интереса поискали разные варианты «продать почку», и оказалось, что в одной очень популярной социальной сети есть целые группы и боты, промышляющие этим видом бизнеса. Неудивительно, что граждан, оставляющих там объявления о продаже части себя, сразу берут в оборот органы полиции.    

  - Почему человек не вправе продавать свои органы, - это наиболее частый вопрос, возникающий под любой публикацией на тему привлечения какого-то условного гражданина к ответственности за попытку, например, продать свою почку.

Потому что Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения содержит недвусмысленные нормы о том, что в Казахстане запрещены сделки купли-продажи органов и тканей.

КОГДА МОЖНО

Зато не запрещается стать прижизненным донором безвозмездно в двух случаях – если орган жертвуется генетическому родственнику либо реципиенту с тканевой совместимостью.

  - Прижизненным донором органа (части органа) и (или) тканей (части ткани) может быть человек в возрасте восемнадцати лет и старше, дееспособный, находящийся с реципиентом в генетической связи и (или) имеющий с ним тканевую совместимость, выразивший письменное нотариально удостоверенное согласие на изъятие органа (части органа) и (или) тканей (части ткани) для дальнейшей трансплантации, - норма из статьи 210.

То есть отдать почку незнакомому человеку даром государство вроде и не запрещает. Отсюда вытекает разумный вопрос – если искать «покупателя»  почки, не отсвечивая ценник, уголовной ответственности может и не наступить? Но в таком случае объявление «подарю почку» будет выглядеть еще более подозрительным. А у донора сразу возрастает риск действительно подарить свой орган: надеяться на соблюдение джентльменского соглашения реципиентом – перспектива так себе. А если какие-то документы по взаиморасчетам и оформить, не ставя об этом в известность государство, взыскание долга в последующем сразу создает состав преступления.

В общем, мало одного желания захотеть «продать почку», нужно найти покупателя. С деньгами. Реального, а не подставного. И, что самое главное, врача-трансплантолога, который захочет в перспективе оказаться в уголовной орбите в группе лиц, потянув за собой медучреждение и нескольких работников младшего медперсонала.

За последние годы был известен лишь один случай, когда в конце 2019-го в Шымкенте арестовали двух врачей Гани Куттымуратова и Абылая Донбая, которые в сговоре с гражданкой Кыргызстана Бермет Тайсаловой якобы организовали транснациональную преступную группировку по «черному донорству». В 2020 году суд оправдал врачей по главному обвинению – они не знали, что работают с органами, оформленными по «липовым» документам. А Тайсалова угодила за решетку на 6 лет.

ЧТО ОПРАВДЫВАЕТ ГОСМОНОПОЛИЮ

Особенно отметим, что легально пересадить орган живого человека реципиенту где-нибудь в частной клинике невозможно, если это не чистейший криминал.

Закон разрешает заниматься работой с органами и тканями только государственным медучреждениям и Назарбаев Университету (при наличии лицензии на проведение таких операций). Перед самим хирургическим вмешательством и донор, и реципиент должны пройти несколько этапов подготовки, в том числе Этический совет, обследования на совместимость. Это вам не как в булочную сходить, как об этом рассуждают диванные эксперты. Мы приведем примеры комментариев под новостями о судах или задержаниях продавцов своих органов.

СКРИНЫ КОММЕНТОВ

Регулирование донорства органами отражено в двух международных документах – в Страсбургской конвенции 2002 года и в Стамбульской декларации о трансплантационном туризме и торговле органами 2008 года. Казахстанское законодательство в целом придерживается общемировой практики – тотального запрета коммерческого донорства.

  - Торговля органами и трансплантационный туризм попирают принципы справедливости, равенства и уважения к человеческому достоинству и должны быть запрещены. Трансплантационный коммерциализм избирает своей мишенью обездоленных и уязвимых доноров, что неизбежно ведет к неравенству и несправедливости, и поэтому должен быть запрещен. Резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения 44.25 призывает страны препятствовать покупке и продаже донорских органов для трансплантации, - сказано в Стамбульской декларации.

Так что не только у нас людям запрещено торговать своими почками. Казахстан после бурных дебатов исключил в 2020 году презумпцию согласия даже на посмертное донорство, ужесточив таким образом свое отношение к пересадке органов. Так что разрешать гражданам продавать себя по частям не собирается совершенно точно.