НДС не панацея: почему повышение налога не спасет бюджет страны

Ulysmedia

На недавнем совещании с участием премьер-министра Бектенова и экономических экспертов обсуждались пути решения дефицита бюджета, который в 2024 году составил более 10 триллионов тенге. Была озвучена инициатива одномоментного повышения НДС с 12% до 20% и снижения порога регистрации на НДС до 15 миллионов тенге. Бизнесвумен, член Налогового альянса Жанар Сулейменова рассказала Ulysmedia.kz почему эти меры не сработают.

Коллаж Ulysmedia

КРАТКОСРОЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Цель этих предложений – расширить налогооблагаемую базу по НДС со 100 тыс. налогоплательщиков до 400 тыс., тем самым увеличить поступления в бюджет.  

Однако вызывает беспокойство ряд системных проблем и рисков, которые могут привести к совершенно другому результату, чем ожидается.

Снижение порога по НДС до 20 000 МРП уже было реализовано ранее, в 2022 году, и действительно привело к росту сборов НДС в 2022 и 2023 годах. Тогда сборы составили 4,2 и 5,6 трлн тенге соответственно.

Однако в 2024 году сборы НДС сократились на 500 миллиардов тенге, составив 5,1 трлн.

Многие в правительстве могут заявить, что это связано с дроблением бизнеса и уходом компаний от регистрации на НДС. Но по факту это мощный сигнал, говорящий о снижении потребления в стране и о падении покупательной способности.

НАЛОГ ПЛАТИТЬ НЕ С ЧЕГО

Прямым подтверждением падения покупательной способности стало снижение среднего чека в электронной торговле на 18%, который сейчас составляет чуть более 20 тысяч тенге. Это отражает ухудшение покупательной способности населения (по оценке Бюро национальной статистики, реальная покупательная способность доходов населения Казахстана по итогам третьего квартала 2024 года показала годовой спад сразу на 3,6%. ред.).

Причины этому довольно очевидны. В 2022 и 2023 годах Казахстан столкнулся с высокой инфляцией на уровне 15%, а в 2024 году инфляция составила 8,6%. Тем не менее, инфляционные ожидания остаются высокими из-за прогнозируемого роста цен на коммунальные услуги, топливо, электроэнергию, отопление и горячую воду. К этому добавляется ослабление тенге по отношению к доллару, что только ухудшает ситуацию.

Национальный банк борется с инфляцией, поддерживая высокую базовую ставку на уровне 15,25%.

Однако такая политика делает кредиты для бизнеса и населения слишком дорогими, ограничивая инвестиции и развитие новых производств. На фоне дорогого капитала многие компании сворачивают свои планы, а население, несмотря на высокие ставки, вынуждено брать кредиты на еду. Это яркий индикатор того, что уровень бедности в стране растет.

(По данным официальной статистики в 2014 доля населения, проживающего за чертой бедности, составляла 2,9%, в 2024 – 5,4%. ред.)

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРЕСС

Кроме того, налоговое администрирование продолжает ужесточаться. Уже сейчас налоговые органы активно используют право подавать иски в суд для признания сделок недействительными, а также для оспаривания регистрации юридических лиц.

За последние четыре года было подано 18,5 тысячи таких исков, из которых только 19% разрешились в пользу налогоплательщиков. На фоне такого давления зафиксирован резкий рост банкротств: за четыре года их количество составило 2 630 компаний.

Новый проект налогового кодекса предусматривает еще более жесткие меры. Они включают блокировку электронных счет-фактур, авансирование НДС, отмену плановых проверок. Если учитывать, что большинство малого и среднего бизнеса вынуждены будут перейти на НДС, то введение авансирования станет для них непосильной нагрузкой, ведь придется оплачивать налог вперед.

Важно подчеркнуть, что в системе налогового администрирования необходимо закрепить принцип добросовестности. На данный момент налогоплательщик несет ответственность не только за свои обязательства перед налоговыми органами, но и за своих контрагентов, что абсолютно неправильно. Это увеличивает риски, снижает предсказуемость и подрывает доверие к системе налогообложения.

Вчерашнее совещание удивило тем, что лишь немногие эксперты озвучили свои опасения и выступили против предложенных мер.

Но давайте вернемся к дефициту бюджета.  Существует три основных способа борьбы с дефицитом бюджета.

ДОРОГА В НИКУДА

Первый – увеличение налогов. Это самый простой путь, которым сейчас идет правительство. Однако его последствия могут быть катастрофическими.

Например, повышение НДС с 12% до 20%, то есть на 66%, приведет к росту инфляции, правительственная оценка 1.7 пунктов, на мой взгляд занижена. Россия подняла НДС на 2 пункта и вклад в инфляцию был 0.7 пунктов, мы же поднимаем НДС на 8 пунктов!!!

По моим ощущениям на сегодня вклад в инфляцию составит не меньше 4-х процентов в годовом выражении.  Учитывая, что до этого были планы снизить инфляцию до 8-9% дополнительные 4% не кажутся такими уж маленькими.  

Это усугубит обнищание и без того небогатого населения Казахстана.

УМЕРИТЬ АППЕТИТЫ

Второй способ – сокращение государственных расходов. Несмотря на распространенное мнение, что в бюджете Казахстана нечего сокращать, это не так. Возможности для оптимизации существуют всегда.

Например, можно устранить ненужные государственные структуры, уменьшить объем государственного регулирования, что позволит сократить не только раздутый госаппарат, но и простимулирует третий способ.  Государство должно сократить свои капитальные расходы. То что может сделать бизнес, государство делать не должно. Оно тратит на это гораздо больше средств, чем потратил бы частный бизнес.

Кроме того, региональные бюджеты необходимо пересмотреть, исключив ненужные программы, вроде постоянного перекладывания бордюров (здесь речь не только о них, это уже как мем в обществе).

ПРИДЕТСЯ ПОРАБОТАТЬ

Третий и самый сложный способ это стимулирование экономического роста. Однако на совещании эта тема практически не обсуждалась.

Давайте вернемся к НДС.  Мое личное видение, что на данном этапе альтернативным вариантом может стать использование плоской ставки НДС (flat rate VAT). При этой системе малый и средний бизнес платит налог с дохода, не беря НДС в зачет. Такая ставка должна быть ниже стандартной, а порог для её применения выше. Это снизило бы административную нагрузку на бизнес, уменьшило инфляционное давление и сделало систему налогообложения более прозрачной повысив зачетный НДС у большинства компаний. Подобная практика успешно применяется в Великобритании, Южной Корее, а с 2025 года говорят внедрена и в России.

В нынешних условиях для решения проблемы дефицита бюджета требуется комплексный подход. Государство должно работать в партнерстве с бизнесом, а не играть в одни ворота, перекладывать всю нагрузку только на предпринимателей. Если меры не будут сбалансированы, Казахстан может столкнуться с серьезными экономическими последствиями, включая рецессию и дальнейшее ухудшение инвестиционного климата.

Автор: Жанар Сулейменова