Ставка НДС, которую сейчас горячо обсуждают казахстанцы, казалось бы, дело пройденное – 20-процентный налог на добавленную стоимость действовал 30 лет назад. Однако с 2001 по 2009 годы в целях государственной поддержки и развития бизнеса государство ставку планомерно снизило до 12%.
- У предприятий появятся дополнительные возможности стимулировать своих работников, люди будут меньше укрывать свои доходы, будут расти пенсионные отчисления. Надеюсь, что снижение НДС отразится и на ценах, - так о налоговой реформе начала 2000-х говорил первый президент.
Повестка 30-летней давности не изменилась, и теперь правительство с теми же аргументами собирается вернуться в 2001 год, к ставке НДС 20%. Будет ли от шоковой терапии положительный эффект, Ulysmedia.kz спросил у председателя совета Ассоциации финансистов Казахстана Елены Бахмутовой.
- Повышение ставки НДС до 20% - это одна из мер, предложенная правительством. Поэтому сначала надо понять причину. А она заключается в проблемах с бюджетом. О том, что они есть, наша ассоциация пишет на протяжении уже четырех лет. Мы постоянно делаем анализ состояния государственных финансов и, в частности, консолидированного бюджета, который включает в себя местные, республиканские бюджеты и поступления в Нацфонд. Мы видели, что проблема только усугубляется, и то, что правительство наконец-то ее осознало, я считаю хорошим знаком, - говорит Бахмутова.
Она считает не менее важным вопрос о мерах, предложенных кабмином для борьбы с этой проблемой и пополнения доходов бюджета.
- Первый шаг – повышение ставки НДС. Это самый просто собираемый налог. С ним есть определенные тонкости, но с точки зрения международной практики он собирается относительно легко. Второй шаг – это понижение порога для уплаты НДС для предпринимателей. Третий шаг – сокращение спецрежимов. Вот совокупность мер, которая, как считает правительство, обеспечит справедливое налогообложение. Я могу с этим согласиться, потому что действительно проблема сильно назрела.
Как быть с последствиями, они ведь очевидны?
- Да, во-первых, очевидным будет скачок инфляции. В международной практике он обычно краткосрочный, то есть в течение года его можно купировать и вернуться к обычному режиму. Важно, чтобы скачок был действительно кратким, а не продолжительным. Во-вторых, часть бизнеса может либо уйти в тень, либо вообще не справиться с ростом цен и уйти с рынка.
Уйти в тень – это в кэш?
- Очень вероятно, что так бизнес попытается уклониться от фискальных методов. Да, это не очень хорошо с точки зрения борьбы с теневой экономикой. Ну и вообще, это несколько противоречит идее справедливого налогообложения и прозрачного ведения бизнеса. Есть риск, что индивидуальные предприниматели или микробизнес, имеющие кредиты, не смогут с ними расплатиться. Проблем для кредитных организаций, банков и микрофинансовых организаций это не составит, но для самих заемщиков будет весьма чувствительным. В-третьих, неизбежен рост цен, который нивелируется со временем. То есть меры по решению проблемы бюджетного дефицита во многом будут переложены на потребителей, на нас с вами. Но это та цена, так скажем, баланса бюджета, которую предложило правительство. Можно было искать другие варианты, но я полагаю, что тех, которые бы обеспечили быстрые результаты, найдено не было.
Конечными плательщиками НДС все равно являются потребители, в каждой булке хлеба заложены сейчас 12%, а будет 20%. Платежеспособность населения невысокая, и есть прогнозы, что самые ходовые продовольственные товары подрастут в цене на 25-30%.
- Цены на 30% не вырастут. Это уже «у страха глаза велики». На самом деле, есть же и пониженные ставки по сельскому хозяйству, и по другим отраслям. Усредненный расчет в 25-30% роста цен – не всегда корректен. Но цены, безусловно, вырастут. Они вырастут не только из-за того, что планируется повышение НДС. Государство кроме того отпускает цены на энергоносители. Плюс начатая ранее программа по переходу на рыночные тарифы. Конечно, все это в совокупности повлияет на уровень инфляции, и в краткосрочном периоде за счет конкуренции и адаптации бизнеса нивелируется, о чем я говорила.
В каких отраслях возникнет максимальный ценовой шок в результате повышения НДС?
- Я не думаю, что будет какой-то шок в отдельно взятых отраслях. Общие цены поднимутся на все. Например, по оценке господина Жумангарина, рост цен составит 4-6%. Я думаю, что все-таки надо больше ориентироваться на те цифры, которые дают экономические ведомства.
Правительство в качестве аргументов приводит размеры ставок НДС в разных странах. Где-то и 20% есть, в Европе есть и 27%. А в чем разница между нашими 20% и 27% у европейцев? Почему для нас это будет более болезненно, чем для европейцев?
- Вопрос не в том, что это будет болезненным. Сам переход – да, болезнен, потому что произойдут серьезные изменения условий для бизнеса и потребителей. Но в Казахстане была ставка выше. Постепенно привыкнем, тем более, что 20% НДС будет не для всех отраслей. В каких-то сегментах ставка вообще она нулевая.
Почему, на ваш взгляд, повышение НДС не сделали хотя бы поэтапным? Предлагали же изначально до 16%, а потом бы сделали с 16% до 20%.
- Я тоже была сторонницей этого подхода, но услышала контраргументы. Мы вступаем в цикл повышенных ожиданий по инфляции. А высокие инфляционные ожидания сами провоцируют рост инфляции, так как закладываются в цены. Так что продолжительный период поэтапного повышения НДС привел бы к излишним ожиданиям по росту инфляции, и купировать его было бы сложнее. По крайней мере, такое объяснение со ссылкой на международный опыт я слышала, в том числе и от представителей Нацбанка.
Сейчас плательщики НДС - юрлица с оборотом от 78 млн тенге, станут – от 15 млн тенге. По некоторым оценкам, под администрирование подпадут дополнительно порядка 400 тысяч субъектов предпринимательства. Справится ли система?
- Вопрос этот, конечно, к комитету госдоходов Министерства финансов. От себя скажу, когда в проекте Налогового кодекса было предложено обложить НДС банковские услуги, мы этот вопрос обсуждали. На практике такое администрирование не проверено, так что мы не знаем, как это будет реализовано. Конечно, дополнительная нагрузка на систему неизбежна, к ней нужно будет адаптироваться. Даже элементарное заполнение счетов-фактур – из этой серии. Наверное, у министерства финансов есть свое видение, мы ведь в цифровом веке живем. Я в целом полагаю, что правительство и назвало грядущие изменения именно налоговой и бюджетной реформой, так как есть понимание, что речь идет не просто о повышении каких-то налогов или изменении каких-то порогов, а о перезагрузке фискального администрирования.
А если налоговая реформа пройдет неидеально, шок будет не краткосрочным, и государству придется еще больше помогать «утопающим»?
- Есть такой риск. Меня тоже беспокоит вопрос, как будут использованы дополнительные доходы бюджета, которые он получит. Если в результате они будут опять истрачены на помощь всем и вся, да, то, смысл этого повышения не будет достигнут. Есть термин «созидательное разрушение», вот нужно будет не удариться в эту крайность, а помогать действительно только нуждающимся гражданам – тем, которые не могут работать и социально не защищены. Заявляется, что дополнительные поступления пойдут на развитие, но, опять же, на какое развитие? Развитие – это в том числе и развитие человеческого капитала, того же образования. Если мы увидим развитие образования, инфраструктуры, того же сектора ЖКХ в регионах, то цель, безусловно, благая.