Задачка оказалась не из легких. Кто же в здравом уме сейчас выбросит белый флаг и признается, что инфоповод года, а может быть и не одного, создал именно он? Тем не менее, мы спросили у экспертов, причастны ли конкретно они к идее поднять ставку НДС до 20%. Учитывая, что слышащее государство активно идет на контакт с экспертным сообществом, подозревать в «сюрпризе» для налогоплательщиков можно кого угодно. Но больше всего – пул околоправительственных экономистов-экспертов, вхожих в высокие кабинеты. А также международные организации – МВФ и Всемирный банк, регулярно раздающих ценные советы Казахстану о правильном строительстве успешного государства. Вот, что об авторстве в «НДС 20%» думают наши спикеры.
Мы очень хотели услышать об истории с НДС мнение экономиста Олжаса Худайбергенова. И прямо спросили его – не он ли главный идеолог цифры раздора?
Олжас Худайбергенов
- Нет. Я не предлагал вообще ни в этом году, ни в прошлые годы что-либо по НДС. Я продвигал и продвигаю снижение нагрузки на фонд оплаты труда, - эксперт оказался предельно кратким, хотя нас интересовало его мнение не только на этот счет.
Кто будет нести ответственность за гипотетическое фиаско с налоговой реформой, и каковы шансы правительства достичь поставленных целей, – спросили мы у остальных специалистов в области экономики и финансов.
Председатель общественного совета Миннацэкономики, экономист Дармен Садвакасов сразу сказал, что не знает автора «20%», но в целом поддерживает повышение НДС.
Дармен Садвакасов
- Я не знаю, кто придумал 20%. А кто придумал 16%? Понятно же, что если это реформа, то она инициируется не только теми, кто уполномочен, но и к чьему мнению часто прислушиваются, независимых экспертов тоже. Тем более что налоговая реформа возникла не вчера. 24 января на встрече премьер-министра с экспертным сообществом я выступал в присутствии всех экспертов и предлагал сделать постепенную реформу. Начать с 16%, чтобы понаблюдать пару лет за реакцией в экономике. Могут быть разные негативные последствия, рост теневого сектора, закрытие бизнеса и так далее. Надо постепенно.
Глава общественного совета МНЭ свою точку зрения объясняет тем, что государство, заботясь о людях, долгое время было чрезмерно лояльным фискалом и регулятором, обеспечив одни из самых низких в мире налоги, тарифы, цены. И сейчас, по его мнению, экономика требует трансформации, чтобы обеспечить модернизацию инфраструктуры для жизнеобеспечения населения и бесперебойной работы промышленности, создающей качественные рабочие места с достойной зарплатой граждан.
- У государства очень мало ресурсов. Сейчас мы наблюдаем уже не дефицит бюджета, а бюджетный кризис с колоссальными цифрами от 5 до 10 трлн тенге дефицита в год в ближайшие несколько лет. К тому же в стране подорвана налоговая мораль – мы знаем массу кейсов, когда крупные бизнесы дробятся на сотни малых для уклонения от уплаты налогов. Конечно, этому есть объяснение. Прежде всего тем, что мы часто видим неэффективные расходы государства. Никто не хочет платить свои деньги за, условно, ремонт одной и той же дороги каждый год. Вот поэтому реформа и бюджетно-налоговая, что произойдут изменения в том числе и в расходовании денег.
Что касается персональной ответственности в случае потенциального фиаско правительства с налоговой реформой, то эксперт считает, что она лежит на госорганах, принимающих решения и обладающих полномочиями.
- В данном конкретном случае это правительство. Если решения согласовываются с мажилисом, значит, они разделяют эту ответственность, ну и далее – с сенатом, с президентом.
Ответственность получается такая общая, сосредоточенная на многих госорганах. Но так вопрос ставить вообще-то нельзя. Изношенные объекты инфраструктуры восстанавливать нужно, водопроводы, дороги строить нужно, а у государства на это нет денег. И если, скажем, какой-то город в мороз останется без тепла, кто будет нести ответственность? Может быть, журналисты или блогеры? Ситуация с бюджетом очень тяжелая, а социальных обязательств государство не отменяет, ему нужно и зарплатами обеспечить врачей-учителей, и госдолг обслуживать, рост которого вызывает беспокойство.
Траектория дальнейшего наращивания дефицита бюджета пугающая. Расходы сегодня составляют 25 трлн тенге, а доходы только 15 трлн, дефицит закрывают трансфертами из Нацфонда и наращиванием госдолга. Чтобы через несколько лет мы не пришли к ситуации, когда придется урезать расходы и по социальным обязательствам, идет бюджетно-налоговая реформа. С явным опозданием проводят - ее нужно было начать проводить еще 3 года назад.
Наконец, самый обсуждаемый в среде налогоплательщиков вопрос: не добьет ли ставка НДС 20% бизнес окончательно, Дармен Садвакасов заявил, что для крупного экспортного бизнеса НДС вообще не ключевой вопрос, а вот корпоративный подоходный налог – очень даже.
- Эти 20% НДС будут чувствительными для населения только в случае обложения им розничного бизнеса – продовольственных магазинов, парикмахерских, то есть конечных услугодателей и продавцов. Снижение порога с 78 млн тенге до 15 млн тенге предполагает, что плательщиками НДС станет весь бизнес, потому что оборот 1,2 млн тенге в месяц имеет даже микробизнес.
Мы считаем, что можно вообще обнулить порог, как во многих странах, но обязательно оставить розничный налог для всего розничного бизнеса. Потому что если мы лишаем какой-то бизнес права работать в розничном налоге, а этот бизнес розничный по своей натуре, вот тогда повышение НДС упадет на население. Этого делать не надо.
Мы уже сейчас слышим от правительства, что рассматриваются нулевые ставки НДС на пищевую промышленность, фармацевтику, чтобы не выросли в цене продукты питания и лекарства. Но наше ключевое предложение – не сокращать перечень ОКЭД, имеющих право на работу в розничном налоге. Это сдержит рост цен. Пока решение не принято ни по какому из предложений правительства в рамках бюджетно-налоговой реформы, идут обсуждения. Еще даже парламентское лобби не подключилось к этому процессу, а это, на мой взгляд, будет самым интересным и жарким спором. Заодно мы узнаем, кто из депутатов чьи интересы лоббирует.
У экономиста Рахима Ошакбаева несколько версий по поводу того, кто стоит за идеей поднять НДС до 20%, потому что для стороннего наблюдателя это выглядит странно.
Рахим Ошакбаев
- То есть эта идея год назад, похоже, стала одним из ключевых факторов отставки правительства, и президент очень четко поставил точку: повышение НДС – не панацея, его нужно реформировать, он приобрел совершенно другой экономический характер. Это совершенно правильно. И премьер-министр тоже сказал, что повышения НДС не будет. И тут они снова, в стиле «никогда не было, и вот опять».
Есть подозрение на рекомендации МВФ или на январские рекомендации Всемирного банка, где они прямо призывают к снижению порога по НДС и повышению ставки для подрыва нашего бизнес-климата. То есть, это внешние эксперты, которые невероятно поверхностно понимают ситуацию в Казахстане. Есть подозрение, что, используя эти очень примитивные либеральные рецепты, они хотят ухудшить наше социально-экономическое положение, либо из-за некомпетентности, либо злонамеренно, либо и то, и другое вместе. Потому что ключевое последствие этой, безусловно, пагубной реформы – повышение налоговых изъятий из экономики и раскручивание инфляции, конечно, существенно ухудшит социально-экономическое положение населения Казахстана в первую очередь, не говоря уже о фундаментальном обрушении бизнес-климата, деловых настроений, сокращениях, банкротстве, уходе в серую зону и так далее.
Также эксперт упомянул в своем разговоре с журналистом Ulysmedia.kz о пуле около правительственных экономистов, которые изо всех сил восхваляют и возносят эту реформу, что дает основание заподозрить их причастность к авторству этой идеи.
- У одного из них я прямо спрашивал, неужели он продал свою идею по всей вертикали? Он открестился. Но осадок остался. Потому что, будучи на их совещаниях, я вижу, в какой степени они превозносят эту реформу, полностью игнорируя негативные последствия. Есть еще и очевидные бенефициары. Это сырьевые экспортеры, горно-металлургический комплекс, который в прошлом году получил 1,2 трлн тенге возмещения по НДС. То есть его забирают у потребителей и отдают его сырьевым экспортерам. И, возможно, они заинтересованы в новой ставке. Плюс идеологи могут быть и на внутреннем уровне вице-министров и директоров департаментов в МНЭ, Минфине, Нацбанке, которые годами, если не десятилетиями, сидят внутри этих аппаратов со своим сословным цеховым видением – получить больше денег под свой контроль, чтобы перераспределять их из бюджета.
Рахим Ошакбаев обратил внимание и на тот факт, что вся активность вокруг налоговых ужесточений очень сильно контрастирует перед почти необсуждаемыми сокращениями расходов бюджета, которые сильно раздуты.
Кто будет нести ответственность, если идеальный правительственный сценарий не сработает, и бюджету станет еще хуже?
- Предположу, что тайный принцип госуправления Казахстана можно было бы выразить словами: «Никто. Никогда. Не несет ответственность». Максимум отцов-идеологов «уйдут» в отставку, либо они перейдут на другие должности без потери статуса, властных полномочий и влияния. Все произойдет по принципам Питера «Горизонтальная возгонка чиновников» - когда некомпетентных не убирают из системы, сдвигают по горизонтали.
Я убежден, что и НДС 20% в итоге не примут, а остановятся на 16-18%, учитывая широкий общественный резонанс. Но это нанесет такой же негативный эффект в части делового пессимизма и разгона инфляционных и девальвационных ожиданий и самой инфляции. И разницы между ставками в 20% и 16% в этом контексте особо нет.
Лучшим решением был бы, конечно, мораторий на повышение НДС, как это на контрасте с нами на этой неделе сделал Узбекистан целым президентским указом. В итоге для инвесторов и бизнеса Узбекистан стал однозначно привлекательнее и стабильнее, чем непредсказуемый Казахстан с его ежегодным биполярным расстройством в отношении НДС и налоговых режимов.
Финансист Расул Рысмамбетов уверен, что у «НДС 20%» есть конкретный автор, и это не он.
Расул Рысмамбетов
- Если бы меня спросили, я бы сказал, как вариант, например, оставить 12%, но полностью обнулить порог, при этом значительно упростив администрирование НДС, с которым есть сложности и для органов госдоходов, и для бухгалтеров. Но сразу с 12 до 20% - чрезмерное повышение. Цены будут расти, и не на 8%, и даже не на 20%, а еще выше, упреждая инфляцию. Самое неприятное, что НДС – штрафообразующий налог, поэтому с бизнесом посоветоваться все же нужно, как и с парламентом, и с президентом, даже, несмотря на то, что он одобрил налоговую реформу.
Эксперт вспомнил, как год назад правительство предлагало поднять НДС до 16%, и тогда он тоже активно выступал против.
- Потом, ближе к августу 2024-го, когда я посмотрел на бюджетный дисбаланс, стало понятно, что в 16% есть логика. МНЭ хочет снизить социальный налог, обязательные пенсионные взносы работодателя, но есть нюанс – это послабление играет роль для крупного бизнеса, но не для малого, где, как правило, из 10 трудоустроенных половина заняты неформально или как ИП-услугодатели. Правительство в свое время само создало лазейку, когда можно не платить налоги или платить очень мало. И теперь попало в свой же капкан. Это очевидно. Попутно ведь снижались полномочия налоговых органов, были неоднократные моратории на проверку бизнеса. А бизнес вырос только в части торговли, а не в производстве.
По мнению Расула Рысмамбетова, альтернативой уже предложенным правительственным идеям могли бы быть альтернативные ставки НДС в зависимости от порога.
- Допустим, 3% при обороте 15 млн тенге. Но лучше начинать, конечно, от 100 млн тенге до 120 млн тенге по ставке 14%. И дальше другие ставки при обороте условно от 200 млн до 500 млн тенге и так далее. Все должно объясняться логикой, чтобы выйти из этого бардака, который всегда будет вызывать у налогоплательщиков аллергию. При этом нужно учитывать и фактор иррационального поведения участников рынка или экономических агентов. Они сами выбирают налоговый режим, а могут вообще сделать выбор в пользу прекращения деятельности.
Так же, по словам экономиста, для банков есть риски роста невозвратных кредитов бизнеса, взятых в свое время на оборотные средства с обеспечением каким-нибудь контейнером с китайским текстилем.
- А вот что касается ответственности за гипотетический провал реформы, то ее уже сейчас несут все, в том числе и правительства предыдущих лет, хотя бы за то, что поддерживали и продвигали льготы для откровенно нежизнеспособных компаний. Сейчас у правительства не очень популярная, но правильная миссия, чтобы обелить бизнес, исключив незаконные закупки за границей в виде контрабанды. Иначе мы так свое производство никогда не поднимем. Мы его даже защищать толком не научились.