Рост популярности смешанных единоборств в мире заметил каждый, кто интересуется спортом. Отдельная субкультура, сформировавшаяся из вечного спора: кто сильнее – боксер или борец, будоражит сословие болельщиков на протяжении истории человечества. Умело подогреваемое промоутерами и менеджерами различных проектов поветрие, объединивших под своим крылом боксеров, каратистов и борцов всех стилей и направлений, приносит хороший доход, и спонсоры стоят в очереди, чтобы погреться в лучах славы или получить опосредованную прибыль...
Ulysmedia.kz разбирался, что мы получаем в итоге, предаваясь, казалось бы, не самому эстетичному, но будоражащему первобытные инстинкты зрелищу под названием «смешанные единоборства» или «бои без правил»?
Ассоциации с полюбившимся бойцом, вместо которого отдельно взятый болельщик представляет себя в клетке, когда соперник повержен и судья открывает счет над распростертым телом, которому, быть может, нужно поскорее к врачу? А может быть, это первобытные инстинкты рулят, и вид окровавленного тела пробуждает чувство превосходства? Какое преимущество в плане развития спортивной составляющей перед остальными видами спорта могут получают поклонники единоборств?
Споры между сторонниками и противниками ММА периодически вспыхивают в социальных сетях, когда кто-нибудь из бойцов получает тяжелые последствие после многолетнего «пребывания в клетке» или отдельного боя, завершившегося опасным нокаутом или летальным исходом. Мало того, о том, что они неизбежны, задумываются меньше всего и сами участники боев, и те, кто приобретает билеты, чтобы увидеть «самое вкусное» во время похода на демонстрацию кровавого спорта.
В 60-е годы 20-го века бои под эгидой ММА начали обретать популярность, толчком к которой многие считают появления на киноэкранах Брюса Ли, ставшем своеобразным революционером в вопросах разрешения спора: боксер или каратист?
В 1993 году в США прошел первый крупномасштабный турнир UFC с призовым фондом в 50 000 долларов и участием 8 бойцов из разных единоборств. Организаторами стали Рорион Грейси и Арт Дейви. Они привлекли на турнир 3 000 зрителей в зале и 90 000 через платную трансляцию. Этот момент стал ключевым для развития смешанных единоборств, превратив их в мировое явление.
Каждый weekend во всем мире происходит множество вечеров, где в центре ринга свои навыки точно попасть или припечатать соперника к canvas, демонстрируют представители разных единоборств. Победители купаются в лучах славы и окунаются в волны внимания СМИ и обожания поклонниц. Отдельные бойцы становятся героями нации, и их приводят в пример детям некоторые отцы, мечтающие вырастить сыновей сильными и храбрыми мужчинами. Но не стоит забывать и о обратной стороне медали. И разговор не о травмах и серьезных последствиях для здоровья и жизни.
Зачастую, на вечерах, где один за другим проводятся бои без правил, можно увидеть целые созвездия личностей, достигших высот в самых разных сферах. Узнаваемость их укрепляет веру поклонников в то, что есть некая объединяющая сила, способная свести в одном месте свести звезд политики, футбола, эстрады и т.д. И мы получаем ответ на один из заданных выше вопросов – потому что это модно!
При этом, любители UFC, ММА, продвигающие в массы культуру мордобоя, иногда приводят аргумент, что великие философы прошлого, вроде Платона, Сократа, Аристотеля имели успехи в панкратионе – кулачных боях древности. Но забывают уточнять, что навыки боев были одной из составляющих их личности, вмещающей в себя глубокое знание философии, поэзии, этикета, культуры, точных наук. Могут ли этим похвастать хотя бы половина из тех, кто мечтает добиться успеха в жизни при помощи кулаков и стальных мышц? Вряд ли! Не упрекая бойцов, хочется все же отметить, что, отдавая много времени тренировкам, они вряд ли столько же времени проводят в библиотеках, художественных галереях или на выставках искусств.
Еще одна притягательная сторона – финансовая. Гонорары топовых бойцов зачастую достигают заоблачных высот. Но доходят до вершины единицы. Многие так и остаются у подножия пьедестала, побитые и не разбогатевшие, испытывая проблемы со здоровьем всю оставшуюся жизнь.
Есть и более мрачная подоплека: смерть одного из тех, кто имел неплохие навыки, но пропустил один единственный удар. И хотя статистика трагедий вряд ли поддается скрупулезно му подсчету, история знает множество случаев с печальным завершением того или иного бойца. К примеру, в 2019-м году узбекский боец смешанных единоборств (ММА) Бекзод Нурматов впал в кому и умер после поединка с российским бойцом чеченского происхождения Бесланом Исаевым на турнире Absolute Championship Akhmat 100, состоявшемся в Грозном. Об этом сообщили российские СМИ со ссылкой на члена семьи спортсмена. В поединке, который прошел все три раунда по пять минут, победу раздельным решением судей одержал 36-летний Исаев. По словам источника, у Нурматова случился инсульт, после боя он впал в кому и скончался.
Что еще помимо смерти можно привести к «минусам боев без правил», которые важно учитывать, если вы вдруг решили, будучи борцом, попробовать себя в клетке (данные систематизированы специалистами и врачами на протяжении многих лет наблюдений):
* высокий риск травм. ММА — контактный вид спорта. Травмы здесь не редкость. Ушибы, переломы, вывихи — все это может сопровождать тренировочный процесс и соревнования;
* нагрузка на суставы и связки. Постоянные удары и захваты ведут к их износу и провоцируют долгосрочные проблемы опорно-двигательного аппарата;
* время и финансы. Занятия ММА требуют значительных временных и финансовых вложений в тренировки, снаряжение и участие в соревнованиях;
* социальное восприятие. Несмотря на растущую популярность, ММА все еще имеет стигму жестокого спорта. Это может влиять на социальное восприятие спортсменов;
* риск хронических заболеваний. Постоянные удары по голове могут увеличивать риск развития хронических заболеваний, таких как сотрясение мозга и его последствия.
Многие из этих минусов могут быть сведены на нет при правильном подходе к тренировкам, работе с профессиональным тренером, соблюдении техники безопасности и адекватном восстановлении после нагрузок. Участник самостоятельно может контролировать и регулировать «вред» ММА.
Да, есть в ММА и плюсы, к которым безусловно относим дисциплину, хорошую физическую форму, выплеск негативной энергии, уверенность в себе и способность защититься. Но если ты не служишь в войсках, где важно умение вырубить врага с одного движения, то стоит ли превращаться в мирное время в машину для убийств? Мы не преследуем целью отвратить от выбранного способа заработка при помощи участия в боях по правилам ММА, ведь каждый делает в этой жизни свой выбор и сам потом несет его последствия. Но задуматься хотя бы раз обязан каждый: а стоит ли это того, чтобы подвергать свою жизнь или судьбу соперника риску?
При этом, можно обратить внимание на массу болельщиков, наблюдающих за схваткой в режиме онлайн под сводами фешенебельного зала, где ломают друг друга борцы, каратисты, боксеры. Не многим удается сохранять самообладание, и учуявшая «запах крови» толпа вызывает определенные опасения именно своим состоянием, где превалирует уже жажда пресловутой крови.
Да, и в наших степях издревле в почете были сильные духом и телом бойцы. Но не будем забывать, что Махамбет или Кабанбай батыр, готовые встать на защиту родной земли, помимо умения биться всеми видами оружия, были словно те же древнегреческие философы – участники первых Олимпийских игр. Любой наш предок, являвшийся «первым номером рейтинга» тех времен, мог мгновенно переквалифицироваться в акына-импровизатора, умелого наездника, или кюйши… То есть они были разносторонне развитыми личностями. Есть ли у современных бойцов увлечения, способные показать его натуру так же ярко, как умение вырубить ударом по печени или поймать соперника в партере на болевой прием? Вопрос риторический…
- В массовом увлечении народом ММА и растущей популярности разновидностей боев без правил есть определенная связь со ставшим дорогим образованием.
Молодежь выбирает, что проще. Она думает, что это выход на новый уровень – умение убирать соперников за счет хорошей подготовки. Популярность, спортивное тело, девчонки – все это на поверхности и манит неокрепшие умы, - считает алматинский психолог Павел Гноевых.
Он говорит, что бойцов привлекают деньги, но не все понимают, что зарабатывают миллионы всего лишь единицы.
- У нас так же сильна криминальная романтика в дворовой среде. В зависимости от района проживания, быть сильным и умелым бойцом в определенных кругах считается доблестью, выделяет из толпы, причастность в миру боев без правил окутывает романтикой и возвышает тебя в глазах окружающих. Глядя на спортсменов, трудно представить, что у них есть время на что-то кроме постоянных изнурительных тренировок. И стоило бы поощрять подобным вниманием победителей научных олимпиад или гуманитарных конкурсов, но большинство не желает знать о земляках, добившихся успехов на поприще физики или химии, а мечтает поставить удар, научиться проводить удушающий захват и постараться взойти на вершину олимпа с наименьшими интеллектуальными затратами, - говорит психолог.
Мы не призываем запретить или остановить наступление ММА. Занятия дарят уверенность в себе, физическую силу и психологическую устойчивость, но вместе с тем требуют серьезного отношения к рискам травм и ответственности за свое здоровье. Взвешивая все плюсы и минусы, каждому человеку стоит самостоятельно решить для себя, стоит ли заниматься ММА или нет.
И, конечно же, мы от всей души будем желать успехов нашему земляку Шавкату Рахмонову, который в этом году может достичь новых вершин UFC…