×
497.89
520.89
5.47
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
497.89
520.89
5.47

Почему в Казахстане бедность, безработица и ОСМС не поддались Тамаре Дуйсеновой

Почему в Казахстане бедность, безработица и ОСМС не поддались Тамаре Дуйсеновой
Коллаж Ulysmedia

Президент в очередной раз «ушел» Тамару Дуйсенову. В помощники. Это уже не вице-премьерство над гигантской социалкой, не руководство самым проблемным министерством, спокойная служба, спрятанная от публичности, но зато максимально приближенная к главе государства. Казахстан настолько привык назначениям в Акорде без объяснения причин, что Ulysmedia.kz пробует по косвенным признакам разобрать причину перемещения главного специалиста по «собесу» страны на новую работу.

«НЕУД» ПО ВЛИЯНИЮ И ЭФФЕКТИВНОСТИ

В Новом Казахстане немало крупных политиков, чья карьера делится на «до» и «после» 2019 года. Тамара Босымбековна – не исключение. О ее особых заслугах в дожанаказахстанские времена Ulysmedia.kz уже писал. Что ее действительно выделяет на фоне остальных, так это приверженность работе с самой чувствительной социальной тематикой. И последняя должность вице-премьера была очень весовой, учитывая кураторство над проблематикой и «пионеров», и пенсионеров.

В начале февраля Центр социальных и политических исследований «Стратегия» опубликовал политический анализ деятельности правительства Олжаса Бектенова. Оценку кабмину давали три десятка представителей как частного, так и государственного секторов.

Никто из вице-премьеров по результатам этого исследования не получил высший балл – 5. Но Тамара Дуйсенова среди вице-премьеров, курирующих целые секторы, оказалась в самом низу рейтинга, уступив по влиятельности и Канату Бозумбаеву, и Мурату Нуртлеу, и Серику Жумангарину, и Роману Скляру.

Примерно такими же, не вызвавшими восторга у экспертного сообщества, были позиции Тамары Дуйсеновой и в других рейтингах политической элиты Казахстана «Стратегии». Выше 9-й строчки она не поднималась никогда с 2022 года, с тех пор как вернулась в команду Токаева. Чаще всего ее место в рейтинге варьировалось от 11 до 18-го, показывая как низкую авторитетность и информоткрытость, так и эффективность.

На пост вице-премьера президент назначил Тамару Босымбековну, сместив Алтая Кульгинова. И чуть больше 1,5 лет – с июня 2023-го Дуйсенова отвечала за образование и науку, здравоохранение, социальную модернизацию, занятость, культуру и спорт, туризм, государственную молодежную и семейную политику, модернизацию общественного сознания, обеспечение межконфессионального и межэтнического согласия, государственный язык, демографическую и миграционную политику.

В этом социальном блоке, к сожалению, нет достижений, ставших бы предметом особой гордости. Можно, конечно, попытаться это оправдать слишком коротким сроком пребывания курирующего вице-премьера на посту. Но на самом деле – нельзя, потому что наиболее волнующие население проблемы медстрахования и социально-экономического благополучия не только не разрешились с приходом Тамары Дуйсеновой на пост вице-премьера, но еще и усугубились. И от нее за 1,5 года не последовало ни одной дельной инициативы, как выплывать со дна всеобщего недовольства и критики проводимой реформы в системе ОСМС и социальных программ.

Напомним, именно за историю с провалом запуска страховой медицины в 2018 году первый президент сказал в адрес Дуйсеновой знаменитую фразу «Тамара, ты устала на этой работе»?

СЧИТАЮТ ВСЕХ

В 2023 году, когда дуйсенова несколько месяцев совмещала роль главы Минтруда с вице-премьерством, государство с ее подачи придумало давать всем казахстанцам по «е-баллу». Ну то есть оценивать благополучие всех семей без исключения по методике программ развития ООН, прибавляя баллы за наличие дохода, недвижимости и транспорта и отбирая их же за несовершеннолетних иждивенцев, самозанятость и прочие показатели.

   - Всего существует пять категорий. Если посмотреть, то благополучный, удовлетворительный уровень семей где-то 53-54% составляет, - сказала тогда Тамара Дуйсенова.

Кстати, эта методика вызвала волну критики, так как, по мнению общественности, исказила реальную картину социального благополучия. В пример приводились случаи, когда в число социально-уязвимых попадали люди с двумя квартирами и машиной, но без официального дохода, и не попадали многодетные семьи, у которых доход на каждого члена семьи совсем немного превышал прожиточный минимум, которого по рыночным меркам для жизни явно недостаточно.

А еще Дуйсенова в мае 2023-го обещала, что каждая казахстанская семья сможет посмотреть свой цифровой статус в личном кабинете на портале электронного правительства. Якобы, Минтруда совместно с Минцифры прорабатывает этот вопрос. Но функция до сих пор не работает.

Зато в декабре 2024-го руководство Минтруда отчиталось в СЦК, что в стране благодаря цифровой карте снизилось число самых неблагополучных семей кризисного и экстренного уровня на 15% - с 1,5 млн до 1,3 млн. Что означает примерно от 5 до 6 млн казахстанцев (мы взяли в расчет семью из 4 человек) живут в крайнем неблагополучии и не в состоянии самостоятельно решить свои социально-экономические проблемы. И неизвестно, какое количество тех семей, что годом ранее Дуйсеновой назывались относительно благополучными, перешли в низшие категории. Именно такой анализ позволил бы точно сказать, работает система соцподдержки нуждающихся в реальности или нет. Но главное социальное ведомство предпочитает делиться только самыми общими цифрами.

ПЕРЕВЕРНУЛА ТАК ПЕРЕВЕРНУЛА

Весь 2024-й Казахстан гудел по поводу проблем в системе медстрахования. А началось все с президентского разгрома на расширенном заседании правительства 7 февраля.

   – Уже пятый год в нашей стране действует обязательное социальное медицинское страхование. За это время бюджет отрасли вырос вдвое, в 2024 году на здравоохранение будет направлено 2,6 триллиона тенге. При этом существенного повышения качества и доступности медицинской помощи пока не происходит. Более того, имеет место неэффективное использование ресурсов, которое приводит к серьезной финансовой перегрузке отрасли. Правительству нужно взять на жесткий контроль функционирование системы медстрахования. Данный инструмент должен быть простым и понятным. Необходимо сформировать единый пакет медицинской помощи, который будет состоять из базовой части, гарантированной государством, и страховой, формируемой за счет отчислений работодателей и самих граждан, – сказал Токаев.

Чем ответила президенту курирующая эту сферу вице-премьер Тамара Дуйсенова?

   - Да, у нас есть проблемы. Нам нужно перевернуть эту систему, чтобы люди получали качественную медицинскую помощь. Если это правильно поставить, то каждая больница, каждая поликлиника должна быть заинтересована в том, чтобы к ним люди пришли для того, чтобы заработать и оказывать качественную помощь.

И переворот действительно произошел. Минздрав явно не без участия курирующего вице-премьера пошел на радикальные меры – на сокращение тарифов на лечение онкологии на 20%, на объединение пакетов гарантированного объема медпомощи и страховой медицины, на увеличение взносов для зарабатывающих свыше 850 тысяч тенге, на сокращение перечня болезней, подлежащих бесплатному лечению, на изменения в системе оказания услуг скорой медицинской помощи. Что ни новшество было предложено, то явно в обратную сторону от поручений президента.

Потому что и последний аудит ВАП, и оценки депутатов по доступности государственной медицины для населения говорят о глубоком кризисе системы здравоохранения. Ее хроническое недофинансирование – одна головная боль, это к Бектенову, но сами алгоритмы оказания узкоспециализированной помощи, которую забюрократили донельзя, это-то к вице-премьеру и Минздраву. Застрахованные люди не могут вовремя попасть к специалисту или пройти обследование, обращаются к платным врачам, в то время как поликлиники регулярно получают за них деньги.

ВСЕХ ТРУДОУСТРОИМ

На расширенном заседании коллегии Минтруда в январе 2023 года, которым тогда руководила Тамара Босымбековна, был объявлен «наполеоновский план» - в течение года трудоустроить 1 млн человек, включая молодежь, незанятых граждан и лиц с инвалидностью. А все потому, что при ее непосредственном участии как министра был разработан План развития министерства на 2023-2027 годы по 5 стратегическим направлениям.

Вот незадача – ни в 2023-м, ни в 2024-м уровень безработицы в Казахстане не падал. А миллион трудоустроенных, учитывая, что в Казахстане рабочей силой считаются только 9,6 млн граждан, должны были повлиять на статистику безработицы.

В 2024-м бравые отчеты о решении проблем занятости продолжились. Министром труда на тот момент уже была Светлана Жакупова, а ведомство продолжило по инерции рисовать красивые отчеты.

   - Президенту было доложено о мерах содействия занятости. По словам министра, в 2024 году трудоустроено свыше 804 тыс. человек, включая более 200 тыс. молодых людей. Почти 9 тысяч граждан, в том числе лица с инвалидностью и родители детей с особыми потребностями, получили гранты на реализацию бизнес-идей, — в ноябре писала Акорда.

Не может же быть такого, что курирующий вице-премьер Тамара Дуйсенова не в курсе, что официальных безработных в Казахстане по итогам первого квартала 2024 года числилось 452,6 тысячи человек, а в конце третьего - 448,5 тысячи. Сокращение составило 4,1 тысячи человек. Но никак не 804. Если, конечно, Светлана Жакупова на приеме у президента не имела в виду всех казахстанцев, кто в течение 2024-го увольнялся из одного места и трудоустраивался в другое.

Много вопросов о том, как социальный вице-премьер вообще влияет на работу госорганов, входящих в его компетенцию. Что не так с социалкой? Почему так тяжело решаются самые больные вопросы? И почему их куратора так редко было видно?

Не исключаем, что как раз по этой причине мы Тамару Дуйсенову станем видеть еще реже.