Когда денег нет, но хочется: как купить автомобиль в Казахстане без денег и рисков

Игорь Клевцов

Покупка автомобиля — это важное и весьма затратное решение, которое требует тщательного планирования и подготовки. В Казахстане, как и в любой другой стране, есть свои нюансы, которые необходимо учитывать при покупке машины. Ulysmedia.kz разбирался как действовать, чтобы избежать неприятностей и разочарований.

Коллаж Ulysmedia.kz

Опустим подготовительный процесс в виде подсчета бюджета и выбора марки автомобиля. Здесь советы уходят в плоскость финансовой грамотности и пространных споров поклонников того или иного производителя. Что действительно надо учесть при выборе марки, так это последующую стоимость обслуживания. Чтобы расход топлива был приемлемый, и чтобы замену подфарника не пришлось ждать три месяца, пока его привезут на заказ из очень дальнего зарубежья. В общем стоит убедиться, что запчасти в Казахстане, желательно оригинальные, есть. Перейдем сразу к конкретике. В Казахстане есть четыре законных способа обзавестись средством передвижения. Это автосалоны, рынок бывших в употреблении авто, пригнать авто из-за границы и аренда с последующим выкупом. И у каждого варианта свои плюсы и минусы.

АВТОСАЛОНЫ – МАЛЕНЬКИЕ РИСКИ

Пожалуй, в этом варианте минус только в цене, и в ассортименте. Марки автомобиля мечты в отдельно взятом городе может и не быть.  А ездить на техобслуживание или ремонт по гарантии за 300-400 км, так себе вариант.

Однако, автосалоны дают гарантию на срок, обычно, от трех до пяти лет. Это зависит от завода-производителя и гарантийной политики дилера. Пока автомобиль на гарантии, можно не беспокоиться и не заморачиваться вопросами, где ремонтировать. А в случае крупной поломки, можно добиться и замены авто без доплаты. Автосалон, конечно, пойдет на это очень неохотно и процесс может затянуться, но прецеденты уже были.

К плюсам покупки автомобиля в автосалоне так же относится гарантия юридической чистоты и безопасности сделки. Официальные дилеры, как правило, дорожат своей репутацией. Кроме того, все автомобили, которые предлагает салон, проверены по стандартам компании и заводов-изготовителей, а также полностью подготовлены к эксплуатации. Также здесь можно за дополнительную плату доукомплектовать автомобиль дополнительным оборудованием, которое не входит в базовую комплектацию. Это может обойтись дешевле на стороне, но в салоне гарантированно поставят оригинальное оборудование, при чем сделают это квалифицированные мастера.

В общем покупка машины в автосалоне наиболее предпочтительный вариант. Кстати, о таком минусе как высокая цена. Не часто, но автосалоны проводят скидочные акции, при которых стоимость авто может быть снижена на пару-тройку миллионов тенге. Если время терпит, то можно подписаться на соцсети и мессенджеры автосалонов и ждать. Но скидка - это дело случая.

АВТОРЫНОК

Здесь минусов больше. Из плюсов можно назвать возможность найти нужную марку, еще и нужного года выпуска и, конечно, возможность поторговаться, скинув цену. И, пожалуй, все. Дальше одни риски, и чтобы нивелировать их, надо приложить немало усилий.

Оптимальный вариант покупать у самого владельца автомобиля, а не у перекупщиков. Но и в этом случае потребуются дополнительные расходы. Как минимум надо провести полную диагностику, причем желательно в «своем» СТО, а не в том, что предложит продавец, где у него якобы есть скидки. Но даже если диагностика покажет, что машина в порядке, остаются риски серьезной поломки через какое-то время, устранять которую придется за свой счет.

Еще одним, серьезным риском является юридическая чистота автомобиля. Нередки случаи, когда приобретенная машина оказывается угнанной где-нибудь в соседней стране и с перебитым VIN-кодом. Конечно, ответственность несет продавец, но это если удастся доказать, что вы приобрели машину уже в таком состоянии. Кроме того, автомобили, завезенные из-за границы, могут числиться в розыске интерпола. Их брали в лизинг, привезли в Казахстан и перестали платить банку.  То есть, покупая автомобиль, бывший в употреблении, необходимо проверить его по платным базам, заказать услуги автоподборщика, что обходится от 20 тысяч тенге и выше. Также можно вместе с продавцом приехать в спецЦОН и попросить криминалиста осмотреть автомобиль. Эти риски снижаются, если брать подержанное авто в салонах, довольно часто они это практикуют. Такая покупка может и обойдется дороже, но риски минимальные, как с технической, так и с юридической точки зрения.

ЗАВОЗ И АРЕНДА

Большой минус такого варианта, как пригнать машину из-за рубежа, в так называемой первичной регистрации.

Ставка сбора за первичную регистрацию в Казахстане привязана к минимальному расчётному показателю (МРП). С учётом ежегодного повышения МРП регистрация машин в тенге ежегодно дорожает. В 2025 году 1 МРП равен 3 962 тенге.

Размер ставок зависит от типа двигателя: электро или ДВС. Помимо этого, на стоимость постановки на учёт влияет год выпуска: для легковых автомобилей возрастом от 3 лет и выше сбор в 10 раз больше, чем от 2 до 3 лет. Например, за легковушку 21 года выпуска придется заплатить 500 МРП, то есть почти 2 млн тенге. Впрочем, за авто моложе трех лет, ставка сбора составит всего около тысячи тенге. Так что в этом варианте все зависит от свежести машины и расходов на логистику по ее доставке.

Вариант аренды с последующим выкупом предлагают, как юрлица крупные и не очень, так и физические. Но это, наверное, подходит скорее тем, кто таксует круглыми сутками. Аренда с последующим выкупом подразумевает ежедневный платеж от 10 тысяч тенге и выше, в зависимости от условий договора и срока. Просрочка приводит к потере автомобиля и всех, ранее выплаченных денег, независимо от того сколько осталось выплатить.  Так что, рассматривая этот вариант, надо приготовиться к тому, что, к примеру, из-за форс-мажора в виде недельного гриппа, места в жизни не будет вплоть до полного расчета. Слишком накладно.

ЧТО НАДО ЗНАТЬ ОБ АВТОКРЕДИТАХ

Если есть только часть суммы, а сесть за руль личного авто очень хочется, то без кредита не обойтись. Выбирая автокредит, стоит обращать внимание не на пнут – «ставка», а на проценты, которые стоят напротив аббревиатуры ГЭСВ (годовая эффективная ставка вознаграждения). Этот показатель включает в себя все расходы по кредиту, включая комиссии и страховки, и позволяет сравнить реальную стоимость кредита в разных банках.

Ставка вознаграждения по автокредитам в казахстанских банках сейчас составляет от 20% и выше, при чем достаточное количество банков дают кредиты под 20-22%. Первоначальный взнос требуется везде, от 10 до 30% от стоимости машины, в зависимости от банка и кредитной истории заемщика. Поэтому при оформлении автокредита необходимо убедиться, что в условиях банка нет штрафа за досрочное погашение, в том числе и частичное. Выплачивая за раз два-три ежемесячных платежа, вы снижаете окончательную сумму переплаты. Не всякому банку это понравится. Но опять же это работает не в каждом случае, поэтому такие нюансы надо уточнять до подписания договора. Крупные банки предлагают и льготный автокредит под 4%. Но для его получения придется встать в очередь. Сравнительно льготные кредиты на хороших условиях можно взять и в автосалонах, которые работают с определенными банками и на определенных условиях, при этом возможны и скидки.

И наконец с 20 февраля 2025 года по 31 декабря 2026 года банки не смогут отказать в автокредите, если им не нравятся доходы заемщика. Вступило в силу постановление Агентства по регулированию и развитию финансового рынка, согласно которому, коэффициент долговой нагрузки (КДН) при выдаче автокредита не учитывается.

КДН – это соотношение платежей по всем непогашенным кредитам и займам заёмщика к его ежемесячным доходам. Для граждан, которые оформляют кредиты в банках и микрофинансовых организациях, он составляет 50%. То есть ежемесячный платёж не должен превышать половины официального дохода заёмщика. Чем выше данный показатель, тем меньше шансов получить кредит.

Сейчас этот показатель учитываться не будет при рассмотрении заявки на автокредит. Но это правило распространятся только на кредиты:

  • для приобретения нового авто, не бывшего в эксплуатации, впервые регистрируемого в Казахстане и являющегося залогом по выдаваемому кредиту;
  • для приобретения авто б/у, который выступает залогом, с первоначальным взносом не менее 50% от стоимости этого автомобиля;
  • для приобретения авто б/у, возраст которого не превышает трёх лет. В этом случае первоначальный взнос должен быть не менее 30% от стоимости автомобиля, который также становится залогом.