Развитие местного содержания в нефтегазовой отрасли Казахстана является приоритетом уже более двух десятков лет. Однако, как показали заседания комитета мажилиса, где заслушивали гендиректоров трех крупнейших китов казахстанской нефтянки, отечественных бизнес до сих пор остается за бортом многомиллионных контрактов, довольствуясь крошками субподрядов. Ulysmedia.kz выяснил, почему так происходит.
На первый взгляд с казахстанским содержанием в иностранных компаниях, качающих казахстанскую нефть все более-менее нормально. Не идеально, конечно, но цифры выглядят хорошо. Например, по данным NCOC (консорциум, осваивающий месторождения Кашаган, Кайран и Актоты) в 2024 году объем закупок товаров работ и услуг отечественного производства перевалил за 300 млрд тенге и это составляет почти 60% от общего закупа. Однако, если копнуть чуть глубже, то выясняется, что основная доля казахстанского содержания приходится на работы и услуги. А на товары пришлось только 7,5 млрд тенге и это всего 15% от общего объема. А на ТШО доля казахстанских товаров вообще всего 7%.
Получается, что искажается сама суть идеи, которая заключается в развитии реальных производств МСБ за счет заказов от нефтянки. И здесь проблема в том, что иностранным компаниям позволили размыть понятие - «казахстанское содержание». Так на сайте ТШО прямо сказано, что «казахстанское содержание включает в себя и процент казахстанского персонала, задействованного в реализации того или иного проекта». То есть нельзя исключать, что высокие общие проценты, которые озвучивают иностранные компании, раздуваются за счет обслуживающего персонала.
При этом сами представители иностранных компаний похоже искренне считают, что, обеспечивая работой разнорабочих и техничек, они помогают развивать казахстанскую экономику. Например, управляющий директор North Caspian Operating Company Джанкарло Рую, отбиваясь от вопросов депутатов о низких показателях в закупе товаров, в качестве весомого аргумента привел тот факт, что за 14 лет консорциум довел закуп отечественных продуктов питания до 20%...
Разборки депутатов мажилиса с главами трех «китов от нефтянки» позволили обобщить все основные проблемы казахстанского МСБ, которому приходится буквально подбирать крошки от богатейшего тендерного пирога нефтяного сектора. И это, если получится вообще пробиться к этому пирогу.
Одни из барьеров – непрозрачность тендерных процедур. Различные электронные площадки и тендерные процедуры у крупных операторов (КИТов) создают сложности для казахстанских поставщиков. Нет единого подхода к тендерам и нет единой площадки. Проблему можно решить, переведя все тендеры нефтяников на единую государственную платформу, что позволит и контролировать закупки. Возможности правительства добиться такого шага от нефтянки пока непонятны.
Кроме того, часто проводятся закрытые тендеры или тендер выставляется крупным лотом, объединяющим разнородные товары. Что отрезает отечественного производителя, производящего пусть и качественный, но один вид товаров. Более того, в таких крупных лотах зачастую есть специфический товар, который в Казахстане не производится. В результате сливки с тендера снимает иностранная компания, обладающая лицензией на поставку широкого ассортимента или исключительными правами на отдельную позицию, а отечественный производитель в лучшем случае довольствуется ролью субподрядчика. В худшем - вообще остается без заказа, поскольку может проигрывать по стоимости товара. Импорт для нефтяной отрасли не облагается налогами, а наши предприятия, выпускающие аналогичную продукцию, несут затраты при импорте сырья и комплектующих.
По некоторым товарным позициям для участия в тендере требуется сертификат API. Действует он три года, а срок его получения растягивается почти на год. При этом стоимость сертификата составляет 250 тысяч долларов, причем только на один вид продукции. То есть, если завод выпускает 4 вида продукции, которые может продать нефтяным гигантам, ему придется заплатить за сертификаты миллион долларов. И не все готовы нести такие затраты, поскольку сертификат не гарантия даже попадания в тендер, не говоря уже о победе.
Дело в том, что на пути отечественного бизнеса стоит и так называемый, предквалификационный отбор. Это обязательная, но абсолютно непрозрачная процедура, поскольку бизнес не знает критериев этого отбора. Даже при наличии всей необходимой документации и опыта, компания сталкивается с отбором, условия которого могут меняться без предупреждения. В результате закупки годами проводятся среди ограниченного круга компаний, причем иностранных. Кстати, есть еще один нюанс, если иностранец создаст в Казахстане СП, и будет везти товар из-за границы, это уже считается казахстанской компанией, даже невзирая на то, что участие Казахстана в такой компании чаще всего номинальное.
Проблемы, показывающие почему казахстанское содержание в нефтяных проектах, вызывают много вопросов. В том числе и в части законодательства. Так, согласно закону о недропользователях, основной подрядчик должен приобретать товары, работы, услуги и проводить проектные работы на территории Казахстана. Однако, зачастую, победитель тендера сидит за рубежом, и уже наши заводы вынуждены ездить к нему на поклон, причем без возмещения каких-либо затрат и с очень низкими шансами попасть в заявку.
Но главный вопрос в том, будут ли решаться эти проблемы и когда отечественный бизнес сможет без искусственных барьеров и сомнительных схем зарабатывать на казахстанской нефти, вкладываясь в развитие своих конкурентоспособных производств.
В целом создается впечатление, что особых рычагов давления ни у правительства, ни у депутатов нет. Возможно, из-за тех же засекреченных условий СРП. Однако председатель комитета по вопросам экологии и природопользованию мажилиса Еділ Жаңбыршин в разговоре с главами КИТов оговорился, что если они услышали все претензии и исправятся, с депутатами придется встречать реже, если нет, то чаще. Так что не исключено, что за «частыми встречами» последует волевое решение правительства – пересмотреть соглашение о разделе продукции.